Ох уж этот король смеха!

К 100-летию

Республиканского драматического русского театра им. М. Горького

 

Аркадий Аверченко занимает весьма заметное место в отечественной литературе начала XX века, поскольку произведения писателя явили собой новый этап в развитии русской юмористики.

Автор гениальных юмористических рассказов и драматург, талант которого признавали как Николай II, так и Ленин, не принял новую, пролетарскую Россию. Он умер в эмиграции, прожив слишком мало, и в силу исторических событий долгое время оставался в тени более известных российских писателей.

Сорок четыре сборника его рассказов и экранизации стали нерукотворным памятником Аркадию Аверченко.

Критики сравнивали Аркадия Аверченко с Марком Твеном, О. Генри, ранним Чеховым. Сатира его — коммуникативная и добрая. «А там, где кончается звездочки точка, месяц улыбается и заверчен, как будто на небе строчка из Аверченко», — написал однажды Маяковский, оценив литературный стиль сатирика.

Какой же внутренней культурой, удивительным чувством юмора и профессионализмом надо было обладать, чтобы перенести рассказы Аверченко на сцену и воплотить их в легкий, тонкий, с «улыбающимся месяцем», спектакль «Преступление актрисы Марыськиной» в Русский драматический театр им. М. Горького. Пати Махачева (автор инсценировки, режиссер-постановщик, она же художник-постановщик, она же музыкальное оформление) абсолютно точно обладает всеми этими качествами.

До этого спектакля у Махачевой были такие постановки в Махачкале, как «Лудильщики» Гаруна Саидова в Лакском музыкально-драматическом театре им. Э. Капиева, «Обыкновенное волшебство Кота Мага» Дюлы Урбана в Русском драматическом театре им. М. Горького, « Красная шапочка» Е. Шварца в Кумыкском музыкально — драматическом театре им. А. Салаватова. Все они пользуются признанием публики.

В «Марыськиной» режиссер показала классическое прочтение рассказов Аверченко и, пожалуй, самое убедительное. Без единого намека на пошлость, чем иногда страдают постановщики комедий, очень тонко и, я бы даже сказала, изящно, она, ставя задачи перед исполнителями, расставляет акценты там, где они и должны быть, не педалируя и не утрируя комизм положений. Вот, что говорят сами исполнители о работе с Махачевой над спектаклем.

Алина Абдулганиева: «Вначале было очень сложно, поскольку режиссер так точно ставила задачи и так требовала их выполнения, что я думала, что не выдержу. Но потом от репетиции к репетиции стала понимать, что такая работа над ролью была настолько четкой, что на ДНК уровне она вошла в меня».

Диана Джахбарова: « Я впервые работала в таком жанре характерного персонажа. Работать было и сложно, и прекрасно одновременно. Мне казалось, что я совсем не способна оправдать ее ожидания. Но потом, увидев, как режиссер была готова к работе, я сама включилась в процесс. С Пати было очень комфортно».

Данил Ганюшкин: «Аверченко до работы над этим спектаклем мне был не известен. Очень приятно, когда режиссер дает возможность поиска. Не удивительно, что спектакль так активно представлен в репертуаре театра».

Многоликость персонажей спектакля и в то же время собирательный образ «маленького человека» в исполнении Данила Ганюшкина трогателен, смешон и невероятно пластичен. Его Посетитель ресторана в «Прологе», Колесакин в «Двойнике», Петухов в «Петухове», Купальщик в « Купальщике», Режиссер в «Преступлении Актрисы Марыськиной» сочетают в себе буффонность с тонким юмором и очарованием. Эта роль, явный успех молодого артиста.

5 исполнителей Данил Ганюшкин, Алина Абдулганиева, Диана Джахбарова, Антон Артемов, Руслан Мусаев и 35 персонажей в одном невероятно динамичном спектакле – это просто мастер-класс режиссерского и актерского мастерства. Прекрасный актерский ансамбль, так точно подобранный режиссером, превращает сценическое действо в праздник смеха. А как известно, смех — лучшее лекарство от любых напастей.

На мой вопрос: «Почему был выбран Аркадий Аверченко»? Пати Махачева ответила: «Аверченко сам был театральный человек. У него был свой театр в Константинополе «Гнездо перелетных птиц». Его рассказы очень театральны и постановочны, они очень живые. Тут есть что актерам играть».

Ну, что тут добавить… Разве что подойти к финалу.

Вот почему в заключении своего повествования позвольте обратиться к цитате из автобиографии Короля смеха. «Из чуткой, нежной, до болезненности нежной скромности, я умолкаю».

 

Наталья Газиева,

театровед, заслуженный деятель искусств РД