Врач и композитор

Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил,

Сенека

 

В биографии каждого человека есть эпизоды, встречи, люди, которые оставляют неизгладимый след.

В моей жизни это Сергей Агабабов. Трудно писать об этом человеке в прошедшем времени. Его человеческие качества, его деятельность, его вклад в дагестанский спорт, в музыкальную культуру Дагестана и России настолько велики, что заслуживают книги, а не просто статьи. Сергей Агабабов! Нет человека в Дагестане, кому было бы не известно это имя. Его знают представители старшего и среднего поколений, молодежь, его хорошо знают дети, занимающиеся музыкой.

Его любовно называли Сережей, и он всегда был душой любого коллектива.

Он долго «искал себя», как все талантливые люди, интересовался многими проблемами, И за что бы он ни брался — все получалось у него прекрасно. Он делал первые робкие литературные наброски, активно занимался спортом.

Музыка влекла его к себе с детства, поэтому родители отдали его в детскую музыкальную школу, которую не пришлось закончить, так как началась война.

После войны республике нужны были высококвалифицированные кадры нефтяников, и Сергей поступает в 1945 г. в Грозненский нефтяной институт, но через год возвращается в Махачкалу, понимая, что это не его дорога, и в 1946 г. он становится студентом Дагестанского медицинского института.

Возможно, желание нести людям радость, облегчить их страдания и привели Сергея в медицину. В пору студенчества он стал очень много уделять внимание спорту, это стало настоящей страстью, его «второй профессией». Вначале он выступал как нападающий, затем был в роли капитана республиканской команды и, наконец, стал тренером волейбольной команды республики.

Недаром вот уже несколько лет у нас в республике проходят традиционные соревнования по волейболу на право владеть памятным призом, учрежденным в честь дагестанского композитора, врача и спорт­смена.

Он увлекся не только волейболом, но выступал и в соревнованиях по легкой атлетике, играл в футбол, часами просиживал за шахматной доской и везде был первым.

Все годы учебы в Дагестанском медицинском институте он был Сталинским стипендиатом, в 1951 году, окончив с отличием институт, был рекомендован в аспирантуру. Профессора — медики, учителя Сережи предсказывали ему блестящее будущее в медицине.

Однако музыка неотвратимо влекла его к себе. Учась в медицинском институте, параллельно он занимался в музыкальном училище на композиторском отделении, и одновременно с дипломом врача получил диплом с отличием выпускника музыкального училища.

Будучи студентом двух учебных заведений, он организовал в медицинском институте хоровой коллектив, создал студенческий эстрадный ансамбль, в котором сам играл и руководил им.

Выдающийся композитор, замечательный педагог Готфрид Алиевич Гасанов считал, что Сергея Агабабова ждет большое будущее в музыке. И в 1951 г. он поступает в Московскую консерваторию, а в 1956 году с отличием ее заканчивает, и его рекомендуют в аспирантуру.

Он был любимцем в консерватории и в одном из новогодних номеров многотиражки ему был посвящен дружеский шарж:

 

Сергею Агабабову

(автору шуточной песни «Ягненок»)

Я бегу, бегу, бегу.

Сочиняю на ходу, так

Устал, что прямо на пол

Сел — и дальше не могу!

Подошел ко мне

Джигит, «Поиграй мне», — говорит.

«Без твоих, Сережа, песен

У меня душа болит!»

Но джигиту я в ответ:

«Я устал, сил больше нет,

Я писал одной рукой,

В волейбол играл другой.

На футбол ходил

ногами, в шахматы играл руками И немножко головой.

В жизни клич мой

боевой, верно, знаете вы сами:

«Мчи вперед, ягненок мой!»

В 1954 году Сергей был принят в Союз композиторов СССР, и в том же году было открыто отделение Союза композиторов в Дагестане. Вспоминает композитор Мурад Кажлаев; «Нас тогда было четверо; Гасанов, Дагиров, Агабабов и я, В шутку нас называли «Могучей кучкой» Дагестана, и мы стремились к этому совершенству! Всегда помню прекрасную, доброжелательную атмосферу жизни нашего небольшого Союза композиторов».

Творчество Сергея Агабабова было многогранным. В каком бы жанре он не работал, его сочинения всегда отличались высоким профессионализмом.

Ему принадлежит более ста произведений — от песни до кантаты, от инструментальной пьесы до симфоний — вокальные циклы «Из поэзии прошлого», «Из Армянской поэзии», «Симфоническая дагестанская соната», «Поэма — рапсодия» для скрипки и фортепьяно, кантата «Сказка о свободе», и «День труда», замечательные песни «Лесной бал», «Моя Москва», «Я был тогда уже большим», «Цвети мой край» и т.д. Ни одна дагестанская свадьба не обходилась без любимой всеми песни «По горным дорогам». Он автор первого изданного в республике сборника обработок народных песен, книг «Деятели музыкального искусства Дагестана», им написано много очерков, статей, посвященных музыкальной культуре родного края.

У него было много друзей и среди медиков, и среди музыкантов, композиторов — он везде был «свой». Общение с людьми — отсюда идет ощущение полноты жизни. Высоко интеллигентный, одаренный от при­роды, удивительно тонкий и глубоко эмоциональный человек, он был прост и искренен в общении.

Это был веселый, порядочный и всесторонне образованный, общи­тельный человек. Где бы он ни появлялся, вокруг него тут же собирались люди: будь то концерт, городской пляж, где он показывал мастерство плавания, игру в волейбол, собирая отдыхающих, — он везде был душою компании.

Знаменитый американский писатель Эрнест Хемингуэй утверждал, что каждый человек, рожден для какого — то дела, каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни. А у Сергея их было много.

Он безгранично любил родной Дагестан и его талантливый народ, и как много он бы еще мог сделать для своей родины!

Он самозабвенно готовился к первой декаде Дагестанского искус­ства в Москве, писал оперу «Сулак — свидетель», которую так и не за­кончил. Он прилетел в Махачкалу по поводу подготовки к декаде. Ему искренне хотелось, чтобы все искусство Дагестана было представлено на высоком уровне. У него было много встреч с творческой интеллигенцией, с исполнителями, музыкантами, был замечательный вечер в стенах родного медицинского института, где собрались студенты, преподаватели, и был гром аплодисментов, который не давал завершиться этому прекрасному концерту, последнему в его короткой жизни. Судьба, такая благосклонная к нему в начале его жизненного пути, распорядилась безжалостно, по — своему.

Жизненный и творческий путь заслуженного деятеля искусств Дагестана Сергея Артемовича Агабабова был до боли короткой. Он погиб в авиационной катастрофе 23 октября 1959 года в возрасте 33 года. Все, кто знали, любили и помнили его, испытали тяжкое горе.

Ушел муж, отец, сын, брат, друг, ушел искрометный талант. Осталось чувство осиротелости, покинутости, одиночества.

Он был из тех редких художников, кто понимал Дагестан сердцем.

Он был прекрасным сыном, нежно относился к своей матери, лю­бил жену и дочь, был не просто братом, но и другом, наставником своих талантливых братьев (впоследствии хирурга и композитора), с большой теплотой и любовью относился к своей младшей сестре Марине.

Его жена, махачкалинка и однокурсница, стала известным ученым-профессором. Дочь — филолог, профессор.

Гениальные люди старыми не бывают.

Его талант, щедрый ум, добрый юмор, искренний смех всегда с нами, когда мы слышим замечательные произведения этого прекрасного композитора и нашего коллеги.

 

Тамара Габибова-Сафаралиева,

Доцент ДГМУ