Ученый, методист, наставник

(к 80-летию Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи)

 

Наверное, мне нужно благодарить судьбу, которая подарила мне встречу с этим удивительным, многогранным и талантливым человеком. Акимов Курбан Халикович – настоящий ученый методист, истинный педагог – наставник, фантастически прозорливый народный писатель Дагестана. Прежде всего он, а затем и его коллеги по НИИ школ им. А.А. Тахо-Годи (сегодня НИИ педагогики) Юсуфов Р.Ю., Аликберов К.А., Рамалданов А.Р., Цурмилов М.М., Клищенко З.А. стали моими наставниками в выборе и исследовании темы «Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана».

Курбан Халикович обладает весьма редким качеством – истинной человечностью во благо образования людей. Он – идеальное доказательство философии успеха, которую сумел привить и мне. Нет практически ни одного года, когда не выходил бы из печати его учебник, методическое пособие, повесть или роман.

Сегодня имя учёного-литературоведа, ученого-методиста писателя-прозаика современности Курбана Акимова широко известно в Дагестане и далеко за его пределами.

Он является автором весьма актуальных и широко востребованных педагогической общественностью и бесспорно признанных литературоведческих и науч­но-методических работ. Курбан Халикович пользуется заслуженным уважением и большим авто­ритетом в коллективе Института педагогики, у творческой ин­теллигенции и педагогической общественности республики.

Акимов — кандидат педагогических и доктор филологических наук. Он первый в истории дагестанс­кой школы разработал основы методики преподавания дагестанс­кой и родной (лезгинской) литературы в общеобразовательной школе и в начале 80-х годов прошлого столетия издал две книги: «Вопросы методики преподавания дагестанской литературы в IV-VIII классах» (1981) и «Вопросы методики преподавания лезгинской литературы в IV-VI классах» (1983), положившие начало методики преподавания родной (дагестанской) литерату­ры в школах Республики Дагестан.

Курбан Халикович более сорока лет разрабатывает вопро­сы методики преподавания родной (дагестанской) литературы и русского языка, вопросы обучения и воспитания, культуры и ис­тории народа. Он автор многочисленных статей, учебных программ, научно — методических пособий, учебников и хрестоматий и др. С доклада­ми выступал на республиканских, Всероссийских и Всесоюзных научно-практических конференциях в Махачкале и Москве, Баку и Грозном, Кишинёве и Казани, Фрунзе и Чебоксарах. Изучал и обобщал передовой опыт и внедрял его в практику дагестанской школы: издал пособия по применению технических средств и но­вейших методов обучения; создал свою авторскую школу «Юный литератор»; разработал фонохрестоматию, госстандарты, тесты и другие пособия в помощь учителю.

Акимов исследует все новые и новые вопросы теории и практики преподавания родной литературы, тем самым достойно продолжает дело, в свое время начатое учёными-педагогами Г. Гаджибековым, А. Алкадарским, М. Гаджиевым, Н. Ахмедовым и др.

Курбан Акимов Халикович родился 30 августа 1938 г. в селении Ми-
крах-Казмаляр Докузпаринского района Республики Дагестан. В 1956
г. он успешно окончил Микрахскую среднюю школу, а в 1961 г. русско-
дагестанское отделение историко-филологического факультета Даггосуниверситета им. В.И. Ленина. В 1961-1964 годах работал в школах С. Стальского района: в Цумурской и Ашага-Картасской семилетних школах учителем русского и лезгинского языков и литератур, в Корчагской семилетней школе — директором.

Ещё будучи студентом Акимов писал статьи и рассказы, печатал их в лезгинской газете «Коммунист», занимался литературной критикой. В школе к его интересам добавились и вопросы методики преподавания родного языка и литературы, русского языка и литературы: занимался над собой, учился у опытных учителей, выступал с докладами на совещаниях и секциях учителей-филологов, готовился в аспирантуру.

В марте 1964 г. он по конкурсу перешёл на работу в Дагестанский научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения ДАССР на должность младшего научного сотрудника сектора русского языка, где начал исследовать тему: «Методика обучения русской грамоте в дагестанской национальной школе». Перспективного молодого сотрудника через год перевели на должность старшего научного сотрудника, а ещё через год определили соискателем Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения Российской Федерации.

Диссертацию на тему «Развитие русской речи учащихся дагестанской национальной начальной школы с применением технических средств» Акимов успешно защитил в 1971 году в Москве и получил диплом кандидата педагогических наук.

В 1964-1979 годах, работая заведующим сектором методики рус­ского языка, Курбан Халикович исследовал актуальные темы, на­писал десятки статей, составил новые учебные программы и науч­но-методические пособия в помощь учителю и издал работы монографического характера: «Использование диафильмов на уро­ках русского языка в дагестанской начальной школе» (1968), «При­менение технических средств при обучении русскому языку» (1971), «Методика преподавания синтаксиса простого предложения» (1977), «Методика изучения наречий» (1979), «Взаимосвязь уроков русского языка и литературы в IV-VIIIклассах» (1984) и др. Создал учеб­ник русского языка для 7-8 классов (1976) в соавторстве с М.М. Цурмиловым.

В то же время Акимов параллельно занимался исследова­нием вопросов методики преподавания дагестанской и лезгинской литератур: писал статьи, выступал на научно-практических конфе­ренциях, читал лекции на курсах повышения квалификации учите­лей. Указанные выше работы явились первыми фундаментальными научно-методическими исследованиями по методике преподавания родной литературы в истории национальной школы. Только после этих работ появились етатьи и пособия учёных, учителей и методи­стов Г.Г. Гашарова, Д. Джамалова, 3. Караханова, Ф. Магдиевой, X. Хайбуллаевой и др.

Становление Акимова как учёного-методиста связано с его учёбой в Москве, живыми контактами с учёными-методиста­ми по русскому языку (А. Бойцовой, Ф. Советкиным, Р. Собаткоевым, К. Хватай-Мухой, Н. Экбой и др.) и учёными-методистами по литературе (Г. Беленьким, В. Горбуновым, А. Липаевым, К. Мальцевой и др.), с их благотворным влиянием.

В стенах Института педагогики, где учёный бессменно работает более 55 лет, он вырос от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника, до заведующего сектором методи­ки русского языка в старших классах (1976-1979) и заведующего сектором методики родных литератур (с 1979-2013). В настоящее время он – главный научный сотрудник Института педагогики. Курбан Халикович имеет более 200 публикаций: монографий, научно-методичес­ких пособий, учебных программ, учебников, учебников-хрестома­тий, статей и тезисов по литературоведению, методике дагестанской и лезгинской литератур, методике русского языка, педагогике, ис­тории, культуре и политологии.

Курбан Халикович систематически занимается над повышени­ем своей научной и методической квалификации. В результате упорного и целеустремлённого труда он в 1999 году в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Лезгинская национальная про­за: история развития жанровой системы». Издал ряд литературо­ведческих работ: «Лезгинская национальная проза» (1998), «Аб­дулбари Махмудов: жизненный и творческий путь» (2000), «Лезгинские писатели» (2001), «Сатира и юмор Жамидина» (2002), «Песня Мерд Али» (2004) и др., которыми пользуются в школах и вузах республики.

Акимов — участник многих республиканских, всероссийс­ких и всесоюзных научно-практических конференций по пробле­мам обучения и воспитания, языков и литературы, истории и культуры. Его статьи и тезисы в составе различных сборников изданы в Москве и Казани, Баку и Грозном, Тбилиси и Орджоникидзе, Майкопе и Кишинёве.

Акимов занимается преподавательской деятельностью в вузах и имеет тесные контакты с научными центрами республики: по совместительству работал на филологических факультетах ДГУ и ДГПУ; заведовал кафедрой родных литератур Дербентского педколледжа; был председателем ГЭК в ДГПУ, Дербентском и Хасавюртовском педколледжах; сотрудничает с отделом литера­туры Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН; руко­водил аспирантами. Под его научным руководством многие аспиранты защитили кандидатские диссертации.

Акимов — первый в Дагестане ученый-педагог и писатель, который создал свою авторскую школу: он в 1993 г. при СШ №14 г. Махачкалы открыл школу «Юный литератор» — инновацион­ное учебное заведение, которое ставил целью развитие литературных способностей учащихся V-XI классов на родных языках в городских условиях на основе специального учебного плана, ав­торских программ и оригинальной методики.

Широк диапазон научных, литературных и общественных ин­тересов учёного и писателя.

Курбан Халикович — признанный писатель-прозаик, публику­ется под псевдонимом Хаким Курбан. Он явля­ется автором 6 сборников рассказов, новелл и повестей, 10 рома­нов: «Гнездо солнца» (1984), «Трудное счастье» (1987), «Красный рудник» (1989) и др., многие из которых являются историческими. Лучшие произведения Хакима Курбана переведены на русский и дагестанские языки и изучаются в школах, педколледжах и уни­верситетах республики.

В своих произведениях писатель разрабатывает проблемы обу­чения и воспитания, в историческом аспекте показывает станов­ление и развитие светского образования в Дагестане. Так, в рома­не «Гнездо солнца» разработан образ учёного-арабиста и просветителя Сфи-эфенди, который в конце XIX века в горном селе открывает первую светскую школу. А в повести «Крылья орла» учитель родного языка и литературы Нурали в 60-х годах XX века бескорыстным трудом и горячей любовью к родному языку и литературе повышает престиж своих предметов.

Акимов со школьных лет большой общественник и инициатор многих интересных дел. Он выполнял много общественных поручении: был членом бюро комсомола историко-филологичес­кого факультета ДГ’У, секретарем комсомольской организации с. Цумур и партийной организации Института школ, лектором общества «Знание», внештатным корреспондентом рес­публиканской газеты «Коммунист» и т.д.

С целью возрождения национальной литературы, оказания по­мощи её творцам Акимов при поддержке группы единомыш­ленников 27 октября 1990 г. в Махачкале созвал первый съезд лезгинских писателей и создал Союз лезгинских писателей. Председателем правления СЛП на съезде избрали Хакима Курбана, который более 20 лет выполнял свои новые обязанности, выпускал в республике литературную газету «Шарвили».

Научно-педагогическая, научно-методическая, литературная и общественная деятельность Акимова широко освещена в стать­ях, рецензиях и очерках учёных, писателей и публицистов: А. Алема, К. Аликберова, М. Атабаева, Ф. Бахшиева, Г. Гашарова, М. Джалилова, К. Казимова, М. Мукаилова, А. Рамалданова, С.-Б. Сфиева, М. Фатуллаева, М. Шихвердиева, Ш. Шихмурадова, Э. Эмирова и др. на страницах республиканских газет и журналов.

Акимов как учёный-педагог в своих трудах пропаганди­рует гуманистическое и материалистическое, патриотическое и интернациональное воспитание подрастающего поколения. Как учёный-методист, он рекомендует пользоваться передовыми ме­тодами и приёмами обучения, новыми педагогическими техноло­гиями и ТСО, чтобы развивать творческие способности учащихся. Педа­гогические взгляды и методические подходы учёного и писателя получают своё отражение в его художественных полотнах, претворялись в практике авторской школы «Юный литератор».

Вклад Курбана Халиковича в педагогическую и методическую науку, в развитие образования и этнокультуры рес­публики отмечен почётными грамотами, наградами и званиями. Он является Отличником просвещения Российской Федерации, Заслу­женным учителем Республики Дагестан, членом Союза писателей России и членом Союза лезгинских писателей, лауреатом республи­канской премии Комитета профсоюза работников народного обра­зования и науки РФ (2005 г.). Его имя вошло в справочники «Кто есть кто в кавказоведении?» (М., 1998), «Лезгинские писатели» (2001) и «Дагестанские писатели XX века» (2005).

В 2022 году указом Главы РД Курбану Акимову присвоено высокое звание – Народный писатель Дагестана.

Учёный-методист Курбан Халикович – добрый, честный че­ловек и интернационалист, поэтому его любят и ценят в родном коллективе и во всей республике. Акимов — яркий пример истинного педагогического патриотизма, что веками может стать образец подражания.

Опережая событие, хотелось бы сказать, скоро 85-летний Юбилей моего лучшего наставника, сердечного друга, величайшего ученого-педагога, методиста и известного писателя Курбана Акимова. К месту сказать, в книге ученого-медика Р.Ш. Алигишиева «Долголетие в Дагестане» приведены яркие примеры 100-140-160 летнего долгожительства горцев. Хочется пожелать Курбану Халиковичу именно такого здорового долголетия и новых творческих достижений на благо народного образования и воспитания подрастающих поколений.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ