На склоне горы Тарки-Тау

«Не задавайся вопросом о том, что дала тебе родина, спроси себя, что ты сделал для своего народа, своей отчизны».

Султан-Мут Тарковский

 

Жители п.Кяхулай вышедшие в местность Амирханкент, где располагалось в прошлом одноименное село, разрушенное в годы Кавказской войны в 1831 году, обнаружили саркофагные могилы по сельджукскому стилю. Данное событие озадачило многих учёных в связи с тем, что официальная историческая наука полагает, что сельджуки дальше Дербента и его окрестностей вглубь Дагестана не продвигались.

Каким же образом можно объяснить данный факт?! Ряд исследователей, ссылаясь на определенные исторические материалы, полагает, что сельджуки жили на данной территории, то есть на территории исконного проживания кумыков, еще в период Хазарского каганата. В связи с произошедшими политическими событиями (конфликта с каганом), они были вынуждены откочевать в Среднюю Азию.

Известна большая роль сельджуков в распространении ислама в регионе. По мнению современных исследователей, именно в эпоху сельджуков и под их влиянием завершается исламизация Дагестана. Распространению ислама на Кавказе заметно способствовал сельджукский визирь Низам аль-Мульк (1018–1092). На всей территории Сельджукского государства он открыл большое число медресе. Кроме того, Низам аль-Мульк в 1075 г. открыл медресе в Цахуре (ныне это село в Рутульском районе Дагестана). Это медресе может считаться старейшим университетом в современной России.

Дербент выступал главным центром распространения идей ислама в Дагестане. В этом отношении представляет интерес дербентский могильник «Кырхляр», где захоронены предводители газиев. Хроника «Дербенд-наме» возникновение могильника «Кырхляр» связывает с гибелью арабских мучеников во главе с Салманом ибн Рабиа. Однако, Д. Кантемир, ученый XVIII в. обстоятельно изучивший могильник, зафиксировал именно огузское (тюркское) происхождение могил. Об этом так же свидетельствует перечисление имен мучеников, павших за веру с тюркским титулом «султан» — султан Пир Али Дамасский, Султан Чумга, султан Кух-хан и т.д.

Государство во главе с династией Сельджукидов просуществовало с 1037 по 1194 годы. Сельджуки овладели Хорезмом, Персией, Месопотамией, Сирией, Закавказьем. Территория Дагестана в их державу не входила, но эмиры Дербента находились в вассальной зависимости от сельджукского султана. Нанеся ряд сокрушительных поражений Византии, сельджуки прочно обосновались в странах Ближнего и Среднего Востока. В состав государства Сельджукидов вошли обширные территории Средней Азии, Ирана, Ирака и ряда других регионов Малой Азии.

Аналогичная ситуация прослеживается и в отношении исторических связей кумыков с турками-османами. Например, происхождение названия села Каякент связано с тюркским племенем кайы. Кайы — одно из 24 огузских племен, выдви­нувшееся в XI в. из объединения канглы (канлы). Из них в XIII в. образовалось ядро будущей Оттоманской империи».

Интересно, что в Турции имеется два населенных пункта с аналогичным названием. Их можно легко найти на карте Турции. Согласно сведениям сочинения «Телфик-ул», канглы являются предками кумыков. С этим соглаша­ется французский ориенталист Де-Гинь связывающий происхождение кумыков с ответвлением каи(кайы)-канлы.

Письмоводитель турецкого войска Солак Абубекир, находившийся в 1578-1579 гг. в Дагестане и общавшийся с кайтагами, называет их «при­родными татарами», огузским племенем. По сообщению Эвлия Челеби кайтаги также были носителями тюркского языка. Я. Потоцкий связывал происхож­дение кайтагов с тюрками-сельджуками.

Первый турецкий летописец, затронувший проблему этногенеза кумыков, был Мюнеджимбаши, автор широко известного сочинения «Жамию-Д-Дювель/Сахайифюль Ахбар» (1672 г.). Согласно его сведениям, кумыкский этноним «кумук» есть результат ряда фонетических превращений этнонима «канклы» (кануьс/ конуьс/комук).

В «Материалах по археологии Дагестана», опубликована статья известного дагестанского ученого, главного научного сотрудника ИИАЭ ДНЦ РАН М.Маммаева под заголовком «Знаки на керамике Урцекского городища» (это на территории села Уллубий-аул). На рисунке к данной работе представлен каменный стержень со знаками. На данном экспонате имеется тамга – идентичная тамге племени кайы. Камиль Алиев в своей статье «Тамга-знаки Дагестана» пишет, что «часть племени кайы вошла в состав кумыков в качестве этнообразующих компонентов. Канклы, или гунны-кангары, известные на Кавказе уже в V в., считаются предками кумыков»

Ряд исследователей считает, что в VI-XI вв. наметился отток значительной части тюркского (хазарского, кумыкского, карачай-балкарского) населения с Северного Кавказа. Как свидетельствуют исторические данные, уже в VI веке в сасанидской армии находился восьмитысячный наемный хазарский корпус, что вместе с их семьями составляло до 50 тыс. человек. Сельджукские султаны рассматривали здешних тюрок как своих сородичей и старались привлечь на свою сторону. Так, в 1064 году «более 3 тыс. семей кафыр-комуков, хазар проникают через Дербент в Закавказье и расселяется в районе Кахтана под покровительством сельджукского султана». Это, если произвести соответствующие расчеты, составляло 18-20 тыс. человек.

Перед самым монгольским нашествием по приглашению Хорезмшаха в Закавказье переселилось 200 тыс. северо-кавказских, «дагестанских» куманов (хазар,кумыков). Можно также предположить, что какая-то часть кумыков-наемников оказалась в числе мамлюков в Египте, впоследствии создав здесь собственное тюркское государство, просуществовавшее вплоть до XV-XVI веков. Французский ориенталист, тюрколог Жан-Поль Ру еще в 1961 году указывал, что «мамлюки в своей основной массе происходили из южной России, страны куманов и хазар». Достоверно известно также, что два их султана — Бейбарс, Калаун — происходили из славного рода Бурчевичей, которые имеют прямое отношение и к кумыкам.

Турецкий историк Зеки Велиди Тоган их происхождение связывает с хазарским родом Борчоглу, Борчалы, Барсил, изначально имевшим родиной Терско-Сулакское междуречье. Известно также, например, что султан Калаун имел 12-тысячную гвардию из своих сородичей. Есть сведения и о том, что в войсках Фатих Султана, вступивших в Константинополь в 1453 г., находился и 8-тысячный кумыкский контингент из Коюнкала. Не исключено, что именно тогда и с ними вместе в тех краях оказался кадиаскер кумыкского войска Исмаил, впоследствии известный всему мусульманскому Востоку суфийский поэт-философ Умму Камал.

Исторические связи народов Северного Кавказа с турками-сельджуками и турками-османами прослеживается с глубокой древности. Данный факт отражен как в архивных документах, так и в преданиях. Великий турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в XVII веке в Дагестане, высказал следующее мнение о самых могущественных в то время на Северном Кавказе феодальных владетелях – Шамхалах Тарковских:

«Госу­дарство Шамхал-шахов (шамхалидов) происходят из поколения Ануширвана. Цари, носящие титул «шамхал». Сунниты, многочисленное огузское (тюр­кское) племя, расселенное у гор Альбурза. Им подчинено семь княжеств. Глав­ными городами являются Тарки, Коюнкала, Эндирей… Вечно воюют с Аджамами (т.е. иранцами). Великие мужи!». Эвлия Челеби, как видно из его слов, признавал кумыков за своих соплеменников – представителей тюркского, огузского племени.

Целый ряд исследователей с селением Уллубий-аул (Бойнак) Карабудахкентского района РД локализуют древний Варачан, являвшийся столицей «Царства гуннов» или «Кавказской Гуннией». Данный факт детально исследован известным дагестанским учёным Л.Б.Гмыря в научной монографии (книге) «Страна гуннов у Каспийских ворот». Имеющиеся архивные, документальные материалы свидетельствуют, что предки современных кумыков (протокумыки, прототюрки) жили на данной территории более пяти тыс.лет назад и именно отсюда их воинственные предки ушли покорять огромные пространства Европы и Азии, приняв активное участие в создании царства гуннов, государства сельджуков, Османской империи, тюркской династии в Египте, Великой Булгарии и др. Что интересно, название народа кимаки, согласно утверждению некоторых исследователей, создавшего «Кимакский каганат», читается в документальных материалах, сохранившихся на арабском языке не как «кимак», а «кумук». Это наводит на определенную мысль об участии предков кумыков и в создании могущественного Кимакского каганата. Исследование в данном направлении должны быть продолжены. Вне всякого сомнения, нас ожидают впереди множество удивительных открытий.

Пригородные населенные пункты Тарки, Кяхулай и Альбурикент имеют богатую, насыщенную событиями, порой трагическую историю. Многое из богатого духовного, культурного, исторического наследия уничтожено в годы «воинствующего атеизма». Эти сёла были подвержены депортации и лишились огромных земельных площадей, движимого и недвижимого имущества. Отрадно, что благодаря усилиям председателя общественного Совета п.Тарки — Магомед-Амина Магомедова, руководителя территориальной общины п.Кяхулай – Залимхана Валиева, общественного деятеля и исследователя Юсупа Джамалов и других активистов проводится плодотворная работа по изучению и сохранению богатейших материалов исторического прошлого, культуры и традиций народа.

История, культура и традиции каждого народа, каким бы большим или малым он ни был, является частью сокровищницы мировой цивилизации и должны охраняться государством (законом). Историческая наука должна служить выявлению истины, укреплению дружбы между братскими народами, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма к своей малой и большой Родине – России. В одной из цитат известного римского философа и учёного Цицерона Марк Туллия имеются такие строки: «Первая задачи истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в предвзятой враждебности». Это должно стать девизом каждого исследователя.

 

Багаутдин Аджаматов