Инновационные технологии и школа

В Академии «Каспий» состоялся научно-практический семинар для учителей биологии Махачкалы и Каспийска, посвященный памяти Али Абасовича Абасова, заслуженного учителя Республики Дагестан, лауреата отраслевой премии Республики Дагестан. Тема семинара: «Инновационная деятельность учителя биологии как фактор повышения качества образования».

С приветственным словом к собравшимся обратился доктор экономических наук, профессор, ректор Академии «Каспий» Магомед Абакаров. Он отметил, что «педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества. В современном образовательном пространстве все динамично меняется, и необходим взгляд не только в будущее, но и в прошлое, чтобы понять направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс…»

Магомед Идрисович подчеркнул, что эту задачу призван в какой-то степени решить «Махачкалинский центр повышения квалификации — Академия «Каспий», которая в течение прошлого года провела более 10 мероприятий в рамках реализации проекта «Педагогическое наследие Дагестана».

Нынешний семинар продолжает эту традицию и посвящен бывшему директору школы №7 Каспийска Али Абасову, который оставил в городе, да, пожалуй, и в республике, большой и добрый след.

Абакаров напомнил некоторые штрихи из биографии выдающегося педагога. Абасов окончил химико-биологический факультет Дагестанского университета с красным дипломом, позже направлен в аспирантуру МГУ. После возвращения в Дагестан работал завучем школы № 1 города Избербаша. Вскоре его назначают директором школы № 8 того же города. С именем Абасова связаны многие положительные перемены в жизни этого учебного заведения. Он, как хороший организатор и специалист, пользовался большим авторитетом.

Став директором каспийской школы № 7, он не только сохранил, но и приумножил ее лучшие традиции. Под его руководством школа стала и лучшим методическим центром для школ Северного Кавказа по повышению квалификации учителей.

Абасов загорелся идеей создать на основе школы гимназию. И его замыслы осуществились в 1990 году. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию. Он был заслуженным учителем Дагестана, награжден медалью Ушинского. Избран членом Всесоюзного совета народного образования, членом ученого совета Института усовершенствования учителей. Был делегатом Всесоюзного и Всероссийского съездов учителей. Являлся автором концепции среднего и общего образования республики, президентом ассоциации развивающего обучения по методике Л.В. Занкова. Под занавес своего вступления Магомед Абакаров пожелал участникам семинара успешной работы.

Современным подходам к повышению качества естественно научного образования посвятила свой доклад учитель Махачкалинской школы № 50, г. Махачкала Эльмира Магомедова. О профессиональной компетентности современного учителя биологии говорила учитель махачкалинской гимназии № 1 Зумрат Хасмагомедова. «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии».- Так назвала свое выступление учитель школы № 29 Майя Пашаева. Тему развития творческого потенциала и социализации учащихся посредством предмета «Биология» выбрала для своего выступления учитель биологии Каспийской гимназии Зарият Гасанова.

Живо и заинтересованно были обсуждены вопросы: информационно-образовательного пространства кабинета биологии; проектирования содержания биологического образования в условиях реализации ФГОС; профессиональной компетентности учителя биологии, постановки и решения ситуативных методических задач, формирования ключевых компетентностей в качестве важного фактора социализации школьников.

Итоги семинара подвела Венера Разаханова, кандидат биологических наук, доцент, зав.научно-исследовательской лабораторией ДГПУ, которая сделала акцент на инновационной деятельности учителя биологии как фактора повышения качества образования, особо отметив роль психологических знаний учителя в ходе подготовки к уроку. Она подчеркнула необходимость единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ, тесной связи высшей школы с общеобразовательными учреждениями, тем более, что недавно педвузы, колледжи и школы переданы в ведение Министерства просвещения РФ.

Она коснулась важности учета региональных особенностей при составлении учебных планов. В связи с этим она обратилась к учителям с просьбой сформулировать свои рекомендации и пожелания в деле подготовки педагогических кадров.

Учителя биологии пришли к единому мнению, что такие семинары позволяют молодым учителям перенять опыт от более опытных коллег, а также понять, как и на каких этапах урока можно применять инновационные педагогические технологии или их элементы.

Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС объединяют приемы и методы, которые позволяют снять психологическое напряжение на уроке, создают условия для восприятия учебного материала на основе универсальных учебных действий.

Участники круглого стола приняли проект резолюции, предусматривающий различные методы реализации программы повышения качества естественно научного образования:

  1. Организация и проведение научно-практических мероприятий с педагогами, со студенческой и учащейся молодежью.
  2. Учреждение стипендий, грантов, премий имени выдающихся педагогов прошлого и настоящего.

 

Эдуард Эмиров