ТРАДИЦИИ ГЕРОИЗМА И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА

Героико-патриотические и свободолюбивые традиции уходят своими корнями в глубину истории. История Дагестана — это история борьбы за независимость. Любовь к родной земле и готовность защищать ее всегда были присущи народам Дагестана. Превыше всего горец ставил свободу и чтобы выступать в любую минуту по зову родины, всегда наготове держал коня и оружие. Трусость в Дагестане всегда каралась всеобщим презрением. Даже мать отвергала сына, бежавшего с поля брани.

В наше время неизмеримо расширилось представление горцев о Родине, но и теперь они не станут заду­мываться, если пойдет речь о защите родной земли от любых посяга­тельств. Свидетельством тому — военные события, связанные с нашествием бан­дитов, где дагестанцы наглядно продемонстрировали преданность родной земле, отвагу и самоотверженность. И сегодня, когда идет военная операция по освобождение Донбасса от националистов и обеспечению гарантии безопасности, дагестанцы проявляют невиданный героизм, смело отстаивая честь и неприкосновенность России. Доказательством тому целая плеяда Героев России: старший лейтенант Нурмагомед Энгельсович Гаджимагомедов (посмертно); генерал-майор Эседулла Абдулмуми́нович Абачев; майор Энвер Набиев; старший лейтенант Руслан Курбанов, капитан Исрафил Магомедов (посмертно) и сотни отважных воинов-дагестанцев, награждённых орденами и медалями. Народы Дагестана гордятся героями и восхищаются их подвигами. Они подают лучший пример для наших детей.

Молодое поколение дагестанцев должно иметь ясное и твердое представление о смысле жизни и счастье, о героическом и низменном, о добре и зле, по крупицам усваивать накопленную веками житейскую мудрость, чем насыщены произведения дагестанского устного народного творчества.

Фольклор народов Дагестана содержит богатый материал для воспитания дружбы и товарищества, трудолюбия и бережливости, храбрости и мужества, патриотизма и интернационализма. Он выра­жает народный протест против социальной несправедливости, клей­мит позором трусость и предательство, сурово осуждает лень и праздность.

Народ в своих преданиях воспевает исторических героев, воз­главивших борьбу против иноземных поработителей и ханского уг­нетения. В Северном Дагестане широко известна аварская героиче­ская песня «Хочбар» об удалом гидатлинце, который, предпочитая смерть неволе, прыгнул в костер, прихватив с собой двух сыновей хана. Ко временам нашествия Тимура относится лезгинское сказание «Каменный мальчик». Она о молодом пастухе, отказавшемся показать дорогу к роднику вражескому отряду. Мальчик был убит, но, превра­тившись в камень, остался жить навечно в памяти народной как сим­вол мужества и чести. О тех же событиях повествует лакская песня «Парту Патима». В ней поется о красоте и героизме молодой горянки, которая в критический момент битвы надела мужские доспехи и «как львица» бросилась на врага, увлекая за собой остальных.

У каждого народа имеется свой вариант песни «Сражение с Надир-шахом». Все они проникнуты идеей сплочения всех народов для отпора врагу. И в этом отношении очень актуальны сегодня, когда антиобщественные элементы то здесь, то там стараются разжечь огонь межнациональной вражды.

Горский фольклор полон оптимизма. Обычный герой народных сказок — это выходец из простого народа, который, вступив в жесто­кую схватку со страшными силами зла, неизменно выходит победи­телем. Бичуя жестокость и вероломство, высмеивая обжорство и корысть, чванство и кичливость, фольклор служит путеводной звездой очеловечивания людей.

Воспитанные на лучших произведениях народного героизма и патриотизма в годы Великой Отечественной войны сотни и тысячи даге­станцев покрыли себя неувядаемой славой в боях за независимость Отчизны.

Важнейшим фактором, стимулировавшим патриотизм и героизм дагестанцев и в труде, и в бою были издавна присущие народам Дагестана интернационалистические чув­ства. Примечательно, что дагестанские народы (а их только коренных около 40) никогда в истории не воевали между собой. Даже многочисленные войны с иноземными захватчиками не привели к возникновению у горцев предубеждения против какой-бы то ни было национальности.

Малоземелье, нехватка своего хлеба толкали горцев не к овладению чужим, а к поиску жизнедеятельных занятий по всему Кавказу, Средней Азии, цен­тральной России, зачастую для сбыта продукции своего кустарного промысла и в поисках работы. Отходники повсеместно находили и имели своих доброжелательных и отзывчивых кунаков, у которых получали ночлег и пищу, сбывали товары и устраивали мас­терские. У простого народа любой национальности они встречали понимание и сочувствие. Дагестанцы в свою очередь считали делом чести достойно принять у себя гостей, приехавших издалека, особен­но представителей другой национальности. В их честь давали по оче­реди обеды с приглашением родственников и соседей. Все это формировало интернациональные чувства, закрепляло интернациональное сознание и поведение.

Постоянное общение с другими народами способствовало выработке у дагестан­цев глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и тради­циям других народов. В Дагестане редко можно было встретить пожилого горца, не вла­деющего несколькими языками. На свадьбах старались, чтобы были песни и танцы различных национальностей.

Сейчас возможности ин­тернационального воспитания детей и молодежи гораздо расшири­лись и интенсификация процессов интернационализа­ции во всех сферах жизни общества требует соответствующего уси­ления работы по формированию культуры межнационального обще­ния.

Заслуживают сохранения и развития вековые традиции коллек­тивного общественно полезного труда. В объявленное время все тру­доспособное население дружно выходило на строительство и ремонт дорог и мостов между аулами, а также к полям, сенокосным угодьям и пастбищам.

Были особые молодежные трудовые традиции. Весной юноши с зурной и барабаном, девушки с бубенцами и песней подни­мались в горы, как тогда выражались, для отпугивания волков. Они ремонтировали загоны для скота, приводили в порядок родники, вырубали в скалах затерявшиеся за зиму тропин­ки. Вернувшись домой, они устраивали веселое шествие по селению, собирали продукты, готовили из них угощение и веселились. Таким же способом дети и молодежь организовывали очистку сенокосов от скатившихся с гор камней. Здесь мы имеем еще одну иллюстрацию педагогической мудрости народа, заключающейся в сочетании по­лезного и приятного, труда и развлечений. Сейчас старые традиции общественно полезного труда детей и молодежи забыты, но при же­лании детские и юношеские организации легко смогли бы их восста­новить.

Воспитанию и сплоченности людей, мобилизации их на реше­ние общих задач способствовали яркие, красочные праздники хозяй­ственного календаря горцев: Начала весны, Первой борозды, Встречи чабанов, Урожая и др. Участие школьников в подготовке и проведению этих праздников позволило бы формировать у них истинные чувства причастности к де­лам своего джамаата, своего аула, сознание целостности и единства народа.

В связи с обостряющимися экономическими и экологическими проблемами следует обратить внимание и на традиции бережного от­ношения к природе. Об отношении горцев к земле наглядно свидетельствуют узкие полоски рукотворных полей, терра­сами расположившиеся на крутых склонах гор. Сейчас положение из­менилось. Террасы во многих местах заброшены, зеленый покров склонов неуклонно скудеет. Для возрождения былого отношения к земле многое может сделать школа. Повсемест­ное распространение этого почина стало бы не только солидным вкладом в улучшение экологической обстановки и экономику рес­публики, но и действенным средством формирования активной лич­ности. Недаром выдающийся педагог Василий Сухомлинский нравственное воспитание детей начинал с труда по облагораживанию земли.

Школа должна взять на вооружение весь этот богатый арсенал средств воспитания. Благо, сегодня во всех общеобразовательных организациях (школах, лицеях, гимназиях) рекомендуется вести специальные занятия под названием «Разговор о важном». И здесь, и к любому тематическому сбору, классному часу можно подобрать соответствующие загадки, пословицы, песни, прит­чи. Большой интерес представляют для детей инсценировки басен и сказок, юмористические миниатюры в постановке коллективов художест­венной самодеятельности. Такие мероприятия вос­питывают в молодом поколении любовь к духовной культуре своего народа, уважительное отношение к нравственным нормам и сознание необходимости соблюдать их. Героизм и интернационализм являются основой сплоченности и взаимопонимания на благо успешной жизнедеятельности человека и всего человечества.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ