ДАРЕЙТЫ

Исследование древних этапов исторического развития племен, народов Дагестана, происхождение их этнонимов, внимание к их судьбам, взаимоотношениям, продиктованы стремлением полнее, глубже и яснее понять слагающиеся отношения современности, уяснить действительную историю Кавказа и соседних регионов, выяснить и подчеркнуть значение малочисленных этносов в историческом процессе. Кавказ с глубокой древности известен как многонациональный край. Еще «отец истории» Геродот писал: «На западе оно (Каспийское море) граничит с Кавказским хребтом… Много разных племен обитает на Кавказе, большинство которых питается дикими древесными плодами».

На протяжении веков, тысячелетий, этносы, страны сталкивались с различными событиями. Более того одни из них в результате миграций, передвижений, бесчисленных нашествий, исчезали, ассимилировались среди других этносов. Длительный путь исторического развития, как и остальные дагестанские народы, прошли предки табасаран.

На различных этапах истории табасараны были известны под различными этнонимами. Одно из названий их, как считал крупный знаток истории Дагестана, Кавказа профессор Расул Магомедов — это дарейты, «История Дагестана», 1961 г. У Геродота упоминается о дарейтах. Они являлись соседями и единоплеменниками кюринских массагетов. Это современный Табасаран. Свое название дарейты получили от города Дарбахи, существовавшего в Табасаране за Северной горной Дербентской стеной»

Расул Магомедович писал, что согласно легендам, преданиям, на территории занимаемой Дарвагом в древности был расположен населенный пункт Дарейт, с названием которого связано происхождение этнонима табасаран — дарейты. В прошлом населенный пункт Дарваг был известен и под другими названиями, как например РишитI, а также Ва акк. На нынешнем этапе мы видим, как растет наше знание прошлого, как много внесли в это знание новые открытия в различных областях науки, как они нередко заставляют менять, казалось бы, прочно утвердившееся представления по тем или иным вопросам.

Говоря о древнем населенном пункте Дарейт следует отметить, что недалеко от этой местности обнаружены археологические памятники, относящиеся к эпохе палеолита. И в последующие этапы события, связанные с этой территорией, играли важную роль в исторических судьбах древнего населения Табасарана и всего Дагестана.

Следует отметить, что по вопросу о дарейтах, их расселении источники различаются по своей хронологии и географии, а также по степени информативности, они часто противоречат друг другу, что неизбежно вызывает дискуссии среди исследователей и создает определенные трудности для разработки темы. Дариты Геродота в литературе известны под различными названиями: в одних – дарейты, в других – дариты. Так в работах И. Алиева говорится о дарейтах, а не даритах. Дарейты расселялись по западному побережью Каспийского моря, где происходили столкновения племен миграции различных народов. Дарейты входили в Каспиану, которая являлась одиннадцатой сатрапией Ахеменидской державы. Полагают, что дарейты расселялись на территории распространения языков иберийско- кавказкой семьи, когда их граница (представленных ныне дагестанскими языками) проходила гораздо южнее, чем сейчас. «До появления иранцев и турок, — пишет Н.Я. Марр, каспийским проходом владело дагестанское ответвление северо-кавказских яфетидов».

К сожалению, источниковедческая база исследователя древней истории Дагестана изобилует лакунами и пустотами. Находясь длительное время на окраинах культурного мира древности, Дагестан получал и соответствующее отражение в письменных источниках, исходивших из тогдашних культурных центров Евразии, которые контактировали с Кавказом.

Редко случалось, чтобы какие-то ученые сами посетили Дагестан, Кавказ и, дали развернутое, насыщенное информацией описания регионов, народов, населявших их. Несколько чаще такие описания попадали в античные труды из вторых, третьих рук (Страбон, Птолемей, Плиний)

Даже Геродот сознавал, что не все в его труде безупречно как с точки зрения соответствия действительности, так и с точки зрения здравого смысла, что заставило его сделать заявление, свидетельствующее о величайшей авторской добросовестности: «Я обязан передавать все, что мне рассказывают, но верить всему не обязан, и это пусть относится ко всему моему труду».

Все части света и страны мира, о которых повествует Геродот, привлекали его не сами по себе, а лишь постольку, поскольку их населяли народы, вызывавшие особый интерес автора.

Поэтому при исследовании некоторых проблем историки вынуждены дополнять источники гипотетическими реконструкциями.

Современные табасараны- безусловно потомки древних автохтонных этнических общностей, живших на берегу Каспийского моря и предгорья. Велика была в этнических процессах роль массовых переселений, глубоко влиявших на судьбы населения Дагестана. Миграции имели место уже в глубочайшей древности, хотя абсолютизировать роль и значение переселений не следует. В древности имели место переселения целых народов и даже семей родственных народов. Большинство этносов сложилось в результате смешения различных этнических групп — автохтонных и пришлых. В древности одно и то же племя меняло свое место или, сохранив это место, выделяло ветви из своего племени, отходившие на новые, часто другие местности. Сказанное относится и к предкам табасаран.

В эпоху распада первобытнообщинного строя, причинами, вызывающими миграции, были истощение естественных ресурсов, в пределах племенных территорий, борьба за угодья, за скот, сам количественный рост населения и т.д.

Прототаваспары под этнонимом дарейты уже в древности выходят на историческую арену, принимая участие в различных событиях, испытывая ужасы нашествий киммерийцев, особенно скифов, а также крупных держав. Этническое единство скифов и киммерийцев — достояние науки.

«Киммерийцы – конкретное племенное название одной из большой группы племен, обозначаемой в науке как «скифы», — пишет профессор В.И. Абаев, — а не обозначение особого, нескифского и предшествовавшего скифам населения Северного Причерноморья». Киммерийцы, затем скифы нахлынули на Кавказ, затем в Переднюю Азию по западному побережью Каспийского моря.

Нам известно, что в VII в. до н.э. киммерийцы наседали на западное побережье Каспийского моря и весь VII в. держали этот регион в состоянии войн и набегов, совершая отсюда походы в Закавказье и Переднюю Азию. В связи с этим многие племена снялись со своих насиженных мест, в том числе надо полагать и часть дарейтов частично или полностью эмигрировали в более безопасные места и ассимировались с различными племенами

Археолог А.П. Круглов отметил, что «Каспийский проход безусловно был известен с глубокой древности и представлял несомненные удобства по сравнению с другими перевальными путями для миграций различных племен и народов».

Скифы, вторгаясь на Кавказ и Переднюю Азию, по данным Геродота («скифы…, свернув с прямой дороги, пошли верхним путем, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа» ворвались в Мидию (точнее, области Северного Азербайджана) через территорию Дагестана, через Дербентский проход. «В этом месте, — пишет Геродот, — произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение и потеряли свое господство, а скифы завладели всей Азией. В течение двадцати восьми лет владычествовали в Азии, и своими излишествами и буйством привели все там в полное расстройство. Ибо, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, они, разъезжая по стране грабили все, что попадалось».

Царство скифов на протяжении нескольких десятилетий являлось важнейшим фактором в военно-политической жизни Передней Азии. Геродот говорит о 28 летнем владычестве скифов в Азии.

Источники сообщают об ужасе и кошмаре, которые испытывали различные регионы Кавказа, Передней Азии перед лицом вторжения скифов. Нашествия этих и других завоевателей сопровождались геноцидом, значительными перемещениями, переселениями племен. В результате следует полагать часть прототабасаран — дарейтов была оттеснена со своей прежней территории расселения, с прикаспийской низменности в предгорье и горы, а другая часть ассимилировалась с пришлым населением. В период беспрерывных нашествий некоторые племена бесследно исчезали, а другие выживали.

В древности в северных территориях Месопотамии происходили контакты этносов Кавказа с местными этническими группами, осуществлялись этнические передвижения, причины которых могли быть разными. Древние этнические группы меняли свои насиженные места в пределах обширного ареала Кавказа и Передней Азии из-за междоусобиц и войн, передвигались в поисках хлеба, добычи или более спокойного местожительства.

Дарейты были втянуты в водоворот беспрерывных нашествий, а также массовых переселений, определенная часть дарейтов продолжала оставаться на прежней территории.

Дарий 1(549-486гг до н.э.) разделил Персидскую державу на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями.

Сатрапии как административные единицы возникли еще в Мидийской державе. Во главе сатрапий стояли хранители царства, по-персидски «хшатрапаван». По Геродоту дарейты, каспии, кадусии, павсики, пантиматы, и др. входили в состав одиннадцатой сатрапии Ахеменидской (Персидской) державы.

Дарейты, как и остальные племена платили Дарию 1 подати. Геродот писал: «Каспии же, павсики, пантимафы и дариты вместе платили 200 талантов. Это одиннадцатый округ».

Таким образом, дарейты, были втянуты в разносторонние события и связи со многими племенами, народами и странами Передней Азии, Закавказья, скифского мира.

Некоторые вопросы, изложенные в статье, не являются истиной в последней инстанции – это мнение автора, имеющее право на существование, в равной степени, как и другие.

Данная статья, может быть, послужит новым стимулом в активизации именно такой постановки историко-этногенетических вопросов. Как ни скуден на первый взгляд имеющийся материал, но нельзя недосмотреть важности его для древнейшей истории Табасарана и Дагестана. Каждый фрагмент должен быть использован для выяснения и освещения истории начального становления и образования табасаранского этноса.

Будем надеяться, что дальнейшие исследования вопроса о происхождении этнонима, расселении дарейтов имеет не только узкий интерес в области одного племени, но и более широкое значение.

 

 Магомед Гасанов,

 Эльмира Магомедова