Проза высокой пробы

Наиболее значительные произведения Касумбека Ибрагимовича Миграбова «Годы без весны», «Пленник», Этот сладкий жестокий мир», «Трава обожжённая инеем» продолжающие магистральную традицию даргинской и дагестанской реалистической литературы, относятся к психологической прозе, а также к прозе, где автор стирает границы деревенской жизни и жизни мегаполисов.

К ним я отнесла бы и книгу «Тропа Прометея», в которую вошли повесть, рассказы, эссе и пьесы.

Я давно слежу за творчеством Миграбова и поэтому, узнав, что книга «Тропа Прометея» выдвинута на соискание Государственной премии Республики Дагестан решила высказать свои соображения об этой книге, поддержать ее.

В ней осмысливается жизнь, поэтические образы природы и человека полнокровны и возвышенны, несмотря на последовательную репрезентативность, в том числе, в изображении мелочей.

В эссе «Прометей, дедушка и рекой унесенная рукопись» очень правдиво и мастерски автор стирает временные границы, а также объединяет художественный вымысел с документальной реальностью.

Здесь даны образы классиков дагестанской прозы, в том числе Ахмедхана Абу-Бакара, Магомед-Расула, Ильяса Гасанова, и других, а также молодого, еще не сформировавшего свой поэтический мир автора, который познает мир грёз через размышления маститых литераторов.

Много положительных отзывов было напечатано в газетах и журналах о повести «русалка», где дан образ девочки от школьного возраста до ее совершеннолетия. Сания (главная героиня повести) чиста, неподкупна, как сама природа. Ее образ настолько правдив и оригинален, что даже ловишь себя на мысли, спрашиваешь себя: «неужели такие бывают?» И это обеспечивается в повести не только богатым стилем письма но и тем, что писатель описывает происходящее с восхищением, которое усиливается детским восприятием.

Почти во всех произведениях Касумбека Миграбова пейзаж выступает настолько как отражение человеческих переживаний, насколько в качестве своего рода камертона, ориентируясь человек может найти верный путь в жизни.

Присутствие в произведениях (особенно в «Русалке») свойство природы обретает действенное воплощение – природа откликается на действия человека пропорционально им, учит и направляет, выступает как бы объективно существующим эквивалентом народной морали и нравственности.

Само название книги «Тропа Прометея» настраивает читателя на глубокие размышления на сказочность сюжета и неординарность.

Из всех древнегреческих богов Прометей был самый человечный своей нравственностью и человеколюбием. Он осознанно обрекает себя на мучения и гнев Зевса. Ведь огонь украденный Прометеем изменил жизнь на земле и человек изменился.

Во всех произведениях этой талантливой книги есть образы в которых живет искорка того огня Прометея. Они меняют жизнь и среду, помогают людям выстоять, идти на саможертвование, ради жизни и во имя справедливости.

Таков Сагид Абдуллаев из одноименной пьесы, таков Ахмедхан Абу-Бакар из эссе, такова Сания из «Русалки».

«Тропа Прометея» – это большой шаг народного писателя Касумбека Миграбова в когорту талантливых писателей, где очень ярко проявились проблески большого мастера и маститого повествователя.

Всех значительных героев произведений объединяет неординарность поступков ради людей. Их объединяет Прометей, один из титанов Древнегреческой мифологии, чье имя означает буквально «предусмотрительный», «предвидящий», «провидец».

Думается, что Дагестанское книжное издательство правильно поступило, выдвигая эту нужную книгу на соискание Государственной премии Республики Дагестан в области прозы. И думается, что комиссия достойно оценит ее.

 

Айшат Бибалаева,

член Союза журналистов и писателей РФ