ПЕДАГОГИКА НАРОДНОЙ КРАСОТЫ

Сегодня как никогда ранее прогрессивные силы общества озабочены возрождением всеобщей духовности, нравственности, культурных национально-региональных материальных и моральных ценностей и, в частности, веками апробированной и придерживаемой поколениями традиционной культуры воспитания.

Воспитание благородства, благоразумия, благосклонности к красоте и изяществу в повседневной деятельности подрастающих поколений, которое так глубоко волнует в наши дни широкий круг воспитателей, очевидно, немыслимо без тщательного учета традиционного опыта народной педагогики. Еще на заре Советской власти всемирно признанный вождь пролетариата В.И. Ленин говорил: «Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом».

В народной педагогике сложился идеал настоящего человека, предусматривающий его стремление к социально значимой трудовой деятельности, его физический, морально-этический, эстетический облик и т.д. Не вдаваясь в подробности тех или иных слагаемых воспитания, остановимся лишь на народном идеале красоты. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие красоты, прекрасного.

Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого — того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, прогрессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой проявления и источником прекрасного народ считал красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи. Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовала на воспитание детей. Народ, прежде всего, считал и сызмала формировал в детях чувства, сознание, знания, умения и навыки проявления красоты и изящества.

В народной педагогике выделяются характерные признаки как внешней так и внутренней красоты человека. Признаки внешней красоты — это физическое здоровье, ловкость, сила, стройность, осанка, походка, нежность, изящность, правильные черты и приятный цвет лица, миловидность, красивая одежда и т.д.

Внутреннюю же красоту человека характеризуют ум, разумность, скромность, непорочность, вежливость, самоотверженность, мужество, храбрость, человеко­любие, доброта, благородство, великодушие, начитанность и т.д.

Произведения устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о дореволюционной жизни и быте дагестанцев, а также проведенное нами анкетирование, беседа и опросы старожилов показывают, что народ стремится, наделять своих героев, молодое поколение как внешними, так и внутренними достоинствами, стремится формировать личность в единстве духовной и физической красоты.

Трудовой народ справедливо отмечает, что единство духовных и физических достоинств, необходимых для подлинной красоты присуще далеко не каждому. «Очень реже случается, чтобы человек был бы и красивым и умным», — говорят в народе. Чему же отдать предпочтение — духовкой красоте или красоте физической? Разум труженика всегда предпочитал и всегда предпочитает духовную красоту, красоту содержания. Красота лица и тела значимы лишь при том условии, утверждают трудящиеся, если человек трудолюбив, способен творить содержательную красоту. По этому поводу дагестанские пословицы гласят: «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», «Хоть красиво ты болтать умеешь, но болтовнёй поле не засеешь».

Мысли трудового народа о внешней и духовной красоте помогают че­ловеку по достоинству оценивать и определять настоящую красоту. Тысячелетняя педагогическая практика позволила народу создать самобытные источники выработки в детях чувств красоты и наслаждения. Чувства красоты и наслаждения развивали в человеке буквально с первых же дней появления ребенка на свет. Основным источником наслаждения людей была природа. Красота природы, её очарование издревле доставляли людям безмерное наслаждение, удовольствие, и поэтому народ в своем твор­честве с большой любовью изображал природу и использовал ее красоту в качестве могучего средства воспитания молодого поколения, в том числе и эстетического.

Очень часто для воздействия на детей использовали эстетически окрашенные имена. Близкая природа подсказала дагестанцам собствен­ные имена, сравнительные с прелестными горными цветами: Беневша (фиалка) –лезгинск., Къизилгюль (роза) — лезгинск., Хункутути (роза),-лакск, Айгул (лунный цветок), Гюлханум (госпожа роз) — кумыкск, лезгинск; лучезарными небесными телами: Зухра, Юлдуз (звезда) — кумыкск, Варз (луна) — лезгинск, Айбала (дитя луны) – кумыкск, Цибац (новая луна, новолуние) -дарг; умными, смирными животными и птицами: Марал, Жейран (лань), Билбил (соловей) – лезгинск., и т.д. Эти и другие имена прививали их носите­лям и всем тем, в среде которых они звучали, чувство любви к прекрасному, созданному родной природой.

Красота, желаемая ребенку посредством нареченного имени, затем подкреплялась ласковыми колыбельными песнями, увлекательны­ми пестушками, потешками, прибаутками, нежными мотивами родного народа. Музыка, колыбельная песня всегда находились на вооружении материнской школы воспитания. Сочетая слова и движения с народной музыкой, матери прибегали к педагогической си­ле мелодий буквально во всех соприкосновениях с ребенком. Музыкой, рифмованными словами и стишками, ласковыми песенками, играми пользо­вались при пеленании, при одевании, при купании, игре ребенка. В этих ситуациях ребенок успокаивался, прекращал плакать, заметно ориентиро­вал слух в сторону звучания (пения), удивленно замирал и не двигался. Слово, музыкально-словесная ласка полностью очаровывала ребенка.

А когда ребенок уже начинал понимать язык, красоту человечества «вводили» в его сознание через народные сказки, пословицы и поговорки. Каждый из этих источников, дополняя друг друга и как-бы объясняя раннее неизвестное, складывал в сознании младенца общественно признанное, разумное понятие настоящей красоты.

Однако, как показывает опыт народной педагогики, весьма существенную роль в формировании чувств красоты человека во все времена прина­длежала труду. Труд лежит в основе народного искусства, а искусство народа многообразно: музыка, песни, танцы, народный театр, изобразительное, декоративно-прикладное искусство. Из труда народных умельцев: гончаров, ювелиров, резчиков по дереву и камню, ковровщиц, мастеров по шитью бурок и изящной обуви дети познают приемы построения красочных узоров, традиционные колористические особенности орнаментальных мотивов и прогрессивные способы изготовления популярных из­делий прикладного декоративно-прикладного искусства.

Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На развитие народного идеала красоты огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного — окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

Большая роль в моральном и эстетическом воздействии на подрастающее поколение принадлежит трудовым праздникам – веками сложившимся традиционном народным «школам» эстетического воспитания: празднику первой борозды, празднику прополки, празднику черешни, празднику проводов и встречи чабанов и т.д. Трудовые праздники были насыщены колоритными песнями, танцами, познавательными и спортивными играми, инсценировками, музыкой, освещали красоту народного быта и всю жизнедеятельность человека. Труд и красота на трудовых праздниках переплетались, скрещивались, образуя как-бы неразрывное единство. Роль народной музыки в эстетическом воспитании была важнейшим средством подкрепления чувств и реального сознания красоты.

Надежным средством эстетического воспитания, т.е. формирования чувств физической красоты, служил в народе танец. Одни только названия дагестанских танцев, связанные с именами дагестанских народностей: аварский танец, лезгинский танец, лакский танец, кумыкский танец, татский танец; с названиями населенных пунктов: балхарский танец, акушинский танец, ахтынский танец, кубачинский танец, бежтинский танец; с названиями тради­ционных профессий: танец чабана, танец ковровщицы, танец жнецов, танец лудильщика; с именами народных героев: танец Шарвели, танец Шамиля, танец Хочбара и др., говорят о том, что народные танцы во всех их разновидностях должны быть объектом внимания воспитателей, потому что они учат подрастающее поколение красоте национальных движений, трудовых стремлений, нравственных побуждений.

Народная педагогика — это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах. Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения.

Однако в целом современные учителя и воспитатели как теоретически, так и методически слабо подготовлены по данному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идёт стихийно, бессистемно. Определенная часть педагогов, совершенно ошибочно считает, что в современных условиях, в период так называемой демократизации, бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная причина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педагоги в своем подавляющем большинстве сами слабо разбираются в народной педагогике.

Многовековое историко-педагогическое наследие народов Дагестана – неисчерпаемый источник формирования морально-этического, эстетического и физического облика человека. Оно было и должно оставаться ярким примером красоты человеческих побуждений, отношений, стремлений на благо вечной радости, благополучия и интернациональной дружбы народов нашей многонациональной республики и страны.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИИП, им. А.А. Тахо-Годи, профессор