«Воспитывают все: люди, вещи, явления, прежде всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги».
Антон Макаренко
Один восточный мудрец изрек: ничто не придает такой окрыленности педагогу, как ощущение того, что он нужен людям. Быть руководителем педагогического коллектива способен только целеустремленный, инициативный, талантливый человек, обладающий незаурядными организаторскими способностями. Эти качества в полной мере можно отнести к директору Махачкалинской муниципальной средней школы №50 имени Расула Гамзатова Урузмаг Мусаевне Гасановой.
«Руководить людьми и общаться с детьми — нелегкая работа, — говорит член Общественной палаты Республики Дагестан Керимхан Умаханов — частый гость школы. — Должность директора требует гармоничного сочетания решительности и самообладания, принципиальности и гибкости, великодушия и любви к людям, а самое главное — много труда, когда руководитель сам работает и помогает работать подчиненным, не опекает их по пустякам, а спокойно и строго контролирует, а если вмешивается, то аргументировано и с пользой для дела. Всячески поощряет толковых и добросовестных преподавателей, считается с мнением коллектива. И все это – о директоре Урузмаг Гасановой».
Она любезно согласилась ответить на наши вопросы.
Урузмаг Мусаевна, школа — важная ступень в формировании и развитии всего того позитивного, что заложено природой в ребенке, не так ли?
Полностью с вами согласна. Помните, детский поэт и литературный критик Корней Чуковский назвал ребенка черновиком человека, в котором многое будет зачеркнуто, многое пририсовано заново, покуда из большеглазого и щекастого Юрика выйдет Павлов, Циолковский или самый низкопробный деляга. На нас возложена огромная ответственность — подготовить ребенка к большой самостоятельной жизни, правильно ориентировать его в выборе будущей профессии. Главное — освоение школьником знаний, умений и навыков, которые помогут ему самому в любом возрасте уметь удовлетворить развивающиеся потребности личности.
В прошлом веке укрепился взгляд на школу как на учебное заведение, а воспитание же рассматривалось как процесс, сопутствующий обучению. В результате возникло дидактическое воспитание, основанное на поучении, просветительстве, назидании. Оно отводило ребенку пассивную, унылую роль объекта, ассоциируясь с подавлением личности. Предлагались средства, которые побуждали ребенка к созданию дисциплины подчинения, воспитанию психологии исполнителей. Тогда нравственное, эстетическое воспитание и развитие личности искусственно тормозилось.
Сегодняшняя реальность требует замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Часто мы слышим — реформы в системе образования. Насколько эффективны эксперименты в этом важном деле?
Они губительны. Советская система образования была лучшей в мире. Ее реформировали. И что же? Мы сейчас занимаем в мировом рейтинге место в середине второй сотни, а Финляндия, которая продолжает обучение, опираясь на традиции советской педагогики, занимает одно из ведущих мест.
Кого в своей работе вы считаете надеждой и опорой?
Основой здоровых взаимоотношений между людьми, кем бы они не доводились друг другу, является искренняя доброжелательность. Пожалуй, трудно найти другую профессию, где это качество так уживается, способствует выполнению служебных обязанностей, как в педагогике. В своей работе я нахожу полную поддержку у моего заместителя Дибировой Равзанат Иманшапиевны, Зираровой Ажират Зираровны, Амиралиевой Умы Абдулгашимовны, социального педагога Бегеевой Эльзы Бегеевны.
А особая гордость — это моя помощница Сайпуллаева Рая Абдулмуслимовна. Несмотря на свою молодость, она инициативна, всегда в поиске новых проектов, недавно принимала участие во Всероссийском форуме «Российское движение школьников». Работает усердно над повышением своей квалификацией. Их отличает надежность — это тот самый критерий, по которому следует судить о достоинстве человека.
Великий поэт Расул Гамзатов, имя которого носит наша школа, любил повторять: «У дагестанцев достойная история: они были, есть и всегда будут людьми древнейшей цивилизации, вне зависимости от приходящих политиков, меняющихся режимов. Дагестанец – это синоним достоинства».
В школе функционирует музей Расула Гамзатова. Благодаря бывшему директору школы Махачу Изиеву собрано много экспонатов: личные вещи поэта, его произведения, фотоальбомы, созданные нашими учащимися.
Еще мне большим подспорьем служит созданный в школе Совет отцов. Его возглавляет один из активных родителей Батыров
Абдурахман Заурбекович. Его советы, встречи с родителями, особенно в неполных семьях, очень помогают нам в работе.
Вопрос из области демографии. Напряженное состояние общества порождает множество проблем. Многие женщины отказываются от деторождения. Уверяют, мол, мир жесток, не хочу, чтобы мой ребенок познал эту жестокость, чтобы жил в нужде. Ваше мнение, как женщины?
Подобные рассуждения часто слышны на западе, в странах Америки. Наши женщины говорят так из подражания. Однозначно, лукавят такие женщины. Обычно те, кого не устраивает нынешний мир, действуют по-другому: как раз рожают много детей и вместе со своими мужьями воспитывают истинных воинов, патриотов, способных противостоять жестокости, способных отстоять дорогие всем нам законы добра, чести, верности, здравого смысла, честного труда, семьи. Незыблемые вещи. По ту сторону стоит другая сила, назови ее как хочешь, — сатана, международный терроризм, экстремизм, либерализм и т.д. Именно эта сила ведет человечество к пропасти. Через уничтожение семьи (как это делалось в Донецке и Луганске), профессий, сокращение рождаемости, уничтожение национального, традиционного, насаждение виртуального, иллюзорного мира, подменяющего реальный, который требует усилий, тренировки мускулатуры и душевной, и телесной.
Поэтому добропорядочный человек просто обязан заводить крепкую семью, рожать детей и прививать им правильное мировоззрение. Как это делают многие дагестанские семьи. Именно в таких семьях воспитывались настоящие патриоты – Магомед Нурбагандов (кстати, мой земляк), погибший от рук бандитов, Нурмагомед Гаджимагомедов, отдавший свою жизнь на Украине, участвуя в спецоперации. Оба они посмертно удостоены звания Героя России. И сейчас в спецоперации участвуют наши выпускники Джабраил Курбанов (к сожалению, погиб) и Руслан Бакшалиев. Вот это истинное воспитание на примере отцов и дедов. Как выразилась наша землячка, врач по профессии, литератор по призванию Мариам Ибрагимова: «Хвала нашим предкам, чья совесть была бела, как снежная шапка Казбека». Остальное же — отмашки плод необразованности, невежества, нежелания думать.
Спасибо за беседу.
Ибрагим Гасангусейнов