Мои наставники в науку

«Учитель! Пред именем твоим

позволь смиренно преклонить колени…»

Николай Некрасов

 

«Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее», — говорят в народе. А между тем, каждому из нас следует знать, для общества важнее не просто ученый — себялюб, а ученый, направляющий все свои знания, умения и навыки на благородное созидание общества. Человеколюбивого ученого- благотворителя формирует многолетний кропотливый труд настоящих учителей — профессионалов.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя – человека, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера, ни агронома, ни экономиста, ни юриста и т.д.

Задумайтесь! Какую огромную роль в нашей жизни играют учителя. Будучи еще маленькими детьми в возрасте шести-семи лет мы приходим в школу, где нас встречает именно и только он – Учитель.

Следующие десять- одиннадцать лет с нами рядом постоянно находятся учителя и педагоги. Они вкладывают в нас знания. Причем учат учителя не только математике, литературе и прочим предметам, но и знакомят нас с такими важными понятиями, становления человека, формирования нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Наши педагоги вкладывают все свои силы и старания в своих учеников, стремятся научить их многому, готовят к взрослой, самостоятельной жизни и дарят знания, обеспечивающие здоровую жизнедеятельность человека. Труд учителя безвозмездный. Именно потому, что нельзя описать словами и оплатить душевные переживания, моральные силы и тот вклад, который учителя делают по зову своего сердца. Учитель – это не работа, это призвание.

Каждый человек, покинув стены школы, несет в своем сердце образ любимого учителя, который дал ему наилучшие знания. Вот и я, прожив на свете несколько десятков лет, задумался над тем, кто же помог мне определить жизненный путь, чтобы он был благотворным не только для себя, но и для общества, выбрать профессию учителя, а затем исследователя народного образования и ученого педагога, способного созидать и только созидать на благо родного народа, республики и Отечества.

Еще в начальных классах мне посчастливилось иметь заботливых учителей — профессионалов. Ими были учителя начальных классов Шихикентской средней школы Сулейман-Стальского района, настоящие мудрецы-самородки Абдулафис Казанбеков и Бедуллах Фейзулаев. Каждое их слово, мимика, улыбка и движение веяло невероятной теплотой и любовью к ученикам. Они, опираясь на малейшие старания детей, четко и своевременно замечая малейшие их успехи в учебе, уместным намеком и отеческим одобрением подсказывали учащимся пути и тропинки к человечности и гражданственности, закладывали истоки нашей будущей профессии. А как они мастерски поясняли детям значение и функции падежей, особенности природы родного края, правила счета и умножения, специфику и жизнедеятельное значение родной и русской речи и многое, многое другое. Они были не только высоко признанными учителями в школе, но и безмерно уважаемыми педагогами для всей сельской и районной общественности.

Профессия учителя – очень трудная и ответственная. Как это благородно, давать другим знания, быть помощником в созидании жизни и деятельности молодого поколения. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Я считаю, что им нужно родиться. Но и обязательно много работать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы уроки были полезными и интересными для учащихся будущих граждан-созидателей страны. Такими были мои учителя и в средних, и в старших классах.

Любовь к родной истории и культуре привили нам историки Зейнудин Алиев (директор школы) и Ахмед Ахмедов, уважению к русскому языку, литературе и культуре обучали опытные учителя-гуманисты Шихкерим Магамдаров, Магомедсаид Чергесов, Джалалдин Ханбалаев. Интереса к естественно-математическим наукам добивались географ Владимир Скяев, физик Магомедгусейн Дадашев, химик Гаджибуба Казанбеков, математики Будуллах Нежведилов и Шахимерден Муслимов.

«Не смейте забывать учителей», – призывает нас стихотворение Андрея Дементьева. Хочется несколько возразить: забыть их нельзя! Самое лучшее, вечное, доброе привито учащимся именно этими учителями. Потому, мало кто из более чем 70 выпускников 1966 года Шихикентской средней школы не получил высшее образование. Более того они выбрали социально востребованные, остродефицитные по тем временам профессии учителя, врача, экономиста, агронома, инженера, технолога, строителя, юриста и т.д.

Что касается меня, именно мои школьные учителя сыграли первостепенную роль в становлении меня как личности и специалиста. Мой отец-фронтовик Айдабег Мусаевич, награжденный орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, с 1945 года рабочий (токарь, слесарь и фрезеровщик в одном лице), как стахановец, бессменно находившийся на доске почета Трубопрокатного завода г. Сумгаит, затем с 1955 года успешный сельский труженик, к сожалению, не умел ни читать, ни писать.

Именно учителя добросовестно восполняли пробел родителей, относились к ученикам с добротой и пониманием, заботились о нас, как о собственных детях. Я их всегда помню и безмерно уважаю. В книге великого древнего мыслителя Аль-Хусри «Цветы литературы» есть замечательная притча. Спросили Александра Великого: – Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца? – Отец подарил мне жизнь бренную, – ответил Александр, – а учитель – вечную. И действительно, на учителя в нашем обществе возлагается серьезная и сложная задача: вырастить из ребенка настоящего человека.

Сколько еще хороших учителей, преданных своей профессии педагогов-профессионалов встретилось мне на моем жизненном пути. На филологическом факультете Дагестанского государственного университета весьма целенаправленно, доступно и содержательно основы родного, дагестанского и Кавказского языкознания и литературы освещали студентам профессора: Раджидин Гайдаров, Ахмедуллах Гюльмагомедов, Салав Алиев, Абдул-Кадыр Абдулатипов, Магомед-Саид Мусаев, доценты: Максим Алипулатов, Надир Абдулжамалов, Зибиуллах Беримбеков, Эльдар Микаилов, Малик Раджабов. Теорию и методику преподавания русского языка и литературы мастерски заботливо раскрывали настоящие ученые-методисты — Александр Назаревич, Георгий Сивриди, Нина Судакова, Ольга Прик, Рашелье Лихтман, Галина Никонова, Герей Ханмурзаев, Лира Мегаева, Раиса Алиева, Самсон Бройтман. Общественно-политические дисциплины социально значимо и граждански целенаправленно освещали студентам известные общественники и ученые педагоги Шапи-Гаджи Исаев, Михаил Вагабов, Людмила Авшалумова, Гела Габуния. Нам необходимо уметь благодарить своих учителей-педагогов-наставников, благодарить их за знания, за труд и нервы, потраченные на нас, за то, что сейчас мы именно такие, какие есть.

Для того, чтобы стать настоящим педагогом необходимо этого хотеть, уметь находить подход к детям и быть готовым безвозмездно отдавать частичку себя другим. Задумайтесь, как много нас – детей, выросших хорошими и порядочными благодаря учителям. Все знания и любовь к учебе воспитаны в нас именно отзывчивыми педагогами. Нужно уметь не только получать знания, но и направить их на благо общества, нужно вернуть знания подрастающему поколению. Это – аксиома жизни!

Поэтому приобретенные в вузе знания, умения и навыки получили у меня практическое благотворное применение в процессе моей работы учителем русского языка и литературы в Гурбукинской школе Карабудахкентского района, методистом кабинета русского родных языков и литературы Дагестанского института усовершенствования учителей, научным сотрудником, зав. сектором этнопедагогики, заместителем директора ДНИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, учителем педагогики Лицея №5 г. Махачкалы, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогики ДГПУ.

Знания, умения и навыки имеют свои особенности воспроизводства и применения, они специфичны в зависимости от деятельности человека. Работая в Дагестанском НИИ педагогики, я многому научился у таких замечательных, преданных дагестанскому образованию ученых – ветеранов войны и труда Абдурагима Сагидова, Рамазана Юсуфова, Исамудина Ханбалаева, педагогов — исследователей, авторов ряда программ, учебников и методик по русскому, родным языкам и литературам Мухтара Цурмилова, Калабега Аликберова, Курбана Акимова, Гамидуллаха Магомедова, Миседу Шурпаевой. Именно они направили и поддержали меня в выборе и исследовании архиважной для дагестанского социума научной темы, приведшая меня к разработке и изданию монографий: «Народная педагогика: словесные средства воспитания» (1984г.), «Народная педагогика: содержание воспитания» (1986г.), «Народная педагогика Дагестана» (1992г.).

Ученый признается тогда, когда государственные органы утверждают ученую степень. В том, что я сегодня ученый, профессор большая заслуга всемирно известного академика – первого российского исследователя этнопедагогики Геннадия Волкова. Под его научным руководством в Институту национальных проблем образования в Москве мне посчастливилось пройти аспирантуру, подготовить диссертацию и успешно защитить ее на диссертационном совете при Ростовском государственном педагогическом институте.

Один намек доброго учителя, а тем более ответственного руководителя – патриота образования был для меня достаточен для продолжения благородного дела, т.е. реального внедрения в практику достигнутых научных результатов. Видя и достойно оценивая эти результаты, направленные на возрождение и сохранение историко-педагогической культуры, тогдашний министр народного образования Дагестана Бадави Гаджиев поручил мне разработать общеобразовательные программы и учебники по культуре и традициям народов Дагестана.

«Дорогу осилит идущий», — говорят в народе. Идя по благородному социально значимому пути, прилагая многолетние невероятные усилия, сегодня мне удалось стать автором 10 программ (на русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, азербайджанском, ногайском, чеченском, табасаранском языках) и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4, 8, 9 классов. Это не мой труд. Это труд всех моих учителей, начиная с начальной до высшей школы. Это труд всех тех, кто чисто по-человечески поддерживал меня все эти годы.

Именно учителя предоставили нам знания, учили нас находить истину, осмысливать, понимать, сравнивать, сопоставлять верное и ошибочное, делали все возможное, чтобы мы приобретали социально значимые умения, заботились о нашем физическом и душевном состоянии, по каким-то ведомым только им признакам помогали раскрыть скрытые, неведомые нам резервы нашей памяти, помогли быть общественно полезной индивидуальностью и достойным патриотом своей страны и республики. Быть Учителем не так уж просто, и дано не всем. Именно поэтому очень важно ценить этих людей и быть им благодарными.

Спасибо и низкий поклон вам, мои незабвенные учителя! Кого-то уже нет в живых, им вечная память! Кто еще на ниве просвещения, им здоровья, бодрого долголетия и новых плодотворных успехов на радость их учеников, родных, близких и благодарных народов Дагестана!

Обращаясь к тем студентам и молодым педагогам, находящимся в начале благородного пути к учительству, хочется сказать: Если вы хотите видеть позитивные результаты своего ежедневного труда, быть уважаемыми и почитаемыми, будьте достойными преемниками и продолжателями традиций российского и дагестанского учительства и просветительства. Только добрые дела дают добрые всходы. Удачи вам! С Днем учителя вас читатель и все учителя многонационального Дагестана!

 

Шайдабег Мирзоев,

заслуженный деятель науки РД,

Отличник народного просвещения РФ, профессор