ТАБАСАРАН В ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА

Под таким названием в «Дагестанском книжном издательстве» в 2022 году издана монография профессора Гасанова Магомеда Раджабовича, научно-исследовательская, педагогическая и общественная деятельность которого делится на два этапа.

Первый этап его деятельности (1962-1981) связан с работой в крупном научном центре Северного Кавказа – Дагестанском филиале академии наук СССР. Итогом исследования ученого за этот период стали десятки научных публикаций, а также издание книги «Из истории Табасарана в XVIII-нач. XIX в.» и раздела многотомного академического издания «История Дагестана» (т.I.), изданного в Москве в 1967 г.

Второй этап работы профессора Магомеда Гасанова связан с Дагестанским государственным педагогическим университетом. Здесь он разработал и читает курс лекций по истории Дагестана, создал кафедру истории Дагестана и в 1982 году был назначен деканом исторического факультета. В 1987 г. в г. Тбилиси защитил докторскую диссертацию, а в 1988 г. ему присвоено звание профессора. С тех пор им издано более 800 научных трудов, в том числе 26 монографий, важнейшими из которых являются «История Дагестана», «Очерки истории Табасарана», «Дагестан и иранский мир» и др. Об этом и других достоинствах профессора Гасанова более подробно изложено в предисловии данной монографии «Историк и личность» Юрия Волкова (доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора) и Виктора Черноус (директора Центра системных, региональных исследований ИППК ЮФУ ИСП РАН, профессора).

Вне всяких сомнений можно утверждать и то, что Гасанов является крупным и широко признанным специалистом по самым различным проблемам и этапам истории Дагестана и Кавказа в целом. Поэтому он еще в 1996 году избран академиком и неоднократно был признан лучшим преподавателем года, награжден Почетными грамотами, дипломами международных научных фондов и т.д. Отрадно и то, что заслуги Гасанова отмечены правительственными наградами, ему присвоены высокие звания «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Он награжден Почетными грамотами Президиума АН СССР, Президиума Дагестанского филиала АН СССР, Даггоспедуниверситета, медалью «250 лет АН СССР» и т.д.

Таким образом, в настоящее время М.Р. Гасанов является самым крупным специалистом в области истории не только Табасарана и Дагестана, но и всего Кавказа. Приятно и то, что он не останавливается на достигнутом, изучает нашу историю все глубже и шире, дополняя ее новыми фактами и явлениями, следовательно, весьма новыми страницами. Мы гордимся нашим ученым-историком, представляющим нам исчерпывающие сведения о Табасаране в истории Дагестана. Еще больше радуют нас структура и содержание монографии, изложенные в совершенно доступной форме. Считаем долгом каждого табасаранца изучить данную монографию, обогатить свои знания о родном крае новыми фактами и сведениями, увязать прошлое с настоящим и передать последующим поколениям.

Монография, включающая около 25 условных печатных листов, состоит из введения, пяти глав и заключения. Во введении речь идет о необходимости знания своей собственной истории, в том числе языка, культуры, обычаев своих предков, ибо Табасаран испокон веков являлся участником всех событий, происходящих в Дагестане и Азербайджане. Здесь же проф. Гасанов научно обоснованно опровергает антинаучные и пренебрежительные заявления некоторых, так называемых исследователей, якобы «у Табасарана нет истории», называя жителей Табасарана «кучкой разбойников» и т.д.

В разделе «Источники и литература» даются сведения о Дагестане и населявших племенах, встречающиеся еще в сочинениях греко-римских авторов, о которых мы ничего и не знали (с I в. до н.э.- Iв. н.э.), Птолемея, Диона, Плутарха и др.

Весьма ценные сведения о Табасаране изложены из средневековых источников – древнеармянских, арабоязычных, персоязычных и т.д. Здесь речь идет о насаждении и распространении ислама в Табасаране, переселении арабов в Дагестан, о торговых путях, о социальном и политическом положении Табасарана. По справедливому мнению автора, большой интерес для разработки истории Табасарана представляли еще тогдашние источники местного происхождения: «История Ширвана и Дербента» (Минорский В.Ф., М., 1963), «Тарихи Дербент-наме» (Тифлис, 1898), рукописи табасаранского хрониста Рамазана ал-Куштили (нач.XIX в.) и др.

Значительный интерес для изучения социально-экономической истории Табасарана в XVIII -нач. XIXвв. представляет материал, содержащийся в местных и центральных архивах, вкратце и сжато изложенный в данной монографии. При этом особенно важным для изучения истории Дагестана Магомед Раджабович считает адаты наших народов.

Далее в данном разделе рассматривается история народов Дагестана, которая привлекла внимание исследователей XIXв. (Аббас-Кули-ага Бакиханова, потомка табасаранских правителей, изложившего историю Ширвана и Дагестана с древнейших времен до 1813 года; известного ученого Гасана-Эфенди Алкадарского, написавшего монографию «Асари-Дагестан», М.М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе», П.И.Ковалевского «Народы Кавказа»; Х.Х. Рамазанова и А.Р.Шихсаидова «Очерки истории Южного Дагестана» и т.д.

Удивительно и то, что автор не оставил без анализа, следовательно, и без критики, ни одной работы, даже статьи, касающиеся истории Табасарана и Дагестана. В работе встречаются сотни фамилий исследователей истории Табасарана, до сего дня незнакомых нам. Вместе с тем, Гасанов, будучи историком, не оставляет без внимания и табасаранский язык. Отрадно и то, что именно с историей автор увязывает и язык табасаранцев, который в своем становлении и дальнейшем развитии прошел три этапа: 1) на основе аджама (до 20-х годов 20 века); 2)на основе латыни (до 30-х годов 20 века); 3) на основе кириллицы (с 30-х годов по настоящее время). Вот почему всплывают и имена исследователей дагестанских, в частности табасаранского, языков: Эркерта, Палласа, Гюльденштадта, Услара, Дирра, М.Е. Алексеева, Е.А. Бокарева, Л.Л. Буланина, Л.И. Жиркова и многих других. В личной беседе мы убедились и в том, что Магомед Раджабович и в языкознании разбирается не хуже, чем некоторые наши филологи. Редчайший случай. Мы должны гордиться таким преуспевающим учёным. Очень жаль, что у нас нет второго эрудита – одновременно и историка, и филолога…

В первой главе его монографии «Табасаран с древнейших времен до V в.» исследуются и весьма интересно излагаются вопросы: 1) природно-географические условия; 2) происхождение табасаран; 3) социально-экономическое и политическое развитие. По справедливому мнению автора, климатические условия Табасарана с древнейших времен были благоприятны и для человека, и для растительного и животного мира. Климат в Табасаране был, есть и остается умеренным, полусухим, сравнительно мягкая зима, жаркое лето в долинах, дождливая осень. По описаниям Магомеда Раджабовича мы должны не просто любить свой край, но и гордиться им, аналогов которому нет на Северном Кавказе.

В этом же разделе Магомед Раджабович напоминает об Аркитской и двухэтажной Хустильской пещерах, о многих других достопримечательностях родного Табасарана, в том числе кIари-Яркуре, который делит Табасаран на две части – горную и предгорную. Горная часть Табасарана – это непрерывная цепь хребтов, главным из которых является Рапак. Весьма богата флора и фауна Табасарана. В лесах широко распространены дикорастущие плодовые деревья и кустарники, имеющие большое хозяйственное значение: груша, яблоня, грецкий орех, айва, алыча, кизил, мушмула, облепиха и т.д.

Наибольший интерес вызывает второй раздел первой главы «Происхождение табасаран». Никогда не полагал, что столько версий имеет этноним табасаран. Хотя мы сами называем себя «табасаранар», кюринцы называли нас «къабгъанар»,- кайтаги «шиланар», агулы – «уханар» и т.д. А в принципе мы их также называем по разному: лезгин – «йарккурар» вая «кюреллуяр», даргинцев «жъюгъяр», агульцев «рукьушнар» и т.д. А Табасаран в переводе с персидского означает «летние поля» (равнины). Если в древности всех народов Дагестана называли «леками», то табасаранцы обозначались общим термином «скифи». А в настоящее время даже языки аланов, т.е. скифские языки, относятся к мертвым языкам. По генеалогической классификации все языки мира входят в одну из двадцати семей языков и в каждой семье представлено большое количество мёртвых языков. Таковы, например, «Санскрит» в индийской группе языков, латинский в романской группе языков, старославянский в славянской группе и т.д. А табасаранский язык со времён Кавказской Албании развивается всё шире и глубже во всех его формах.

Говоря о происхождении этнонима «табасаран» можно привести и ряд других мнений. Так, например, по иранской этимологии «Табар-саран» означает «головы топорком», на языке фарси «табар» означает «топор». Отсюда исходит название области Табаристан, то есть «страна топоров». Даже П.К.Услар, автор монографии «Табасаранский язык» (1875), считает, что этноним «табасаран» не кавказского происхождения. «Топороносцами» называли людей, которым было поручено охранять Дербент.

По поводу происхождения названия «Табасаран» среди местных ученых существовали и другие мнения: 1) оно происходит от имени правителя Табасарана (Табран Сабран), который был начальником и Дербентского гарнизона; 2) возможно и от имени Табасаран – одного из средневековых правителей табасаранского народа (сравните: ногайцы получили название по имени Ногая, крупного политического деятеля Золотой орды конца 18 в.). Наконец, по мнению многих народов, а также самого автора монографии этноним «Табасаран» состоит из двух частей: таб — вершина, холм и саран – страна, т.е. холмистая страна. По названию страны и жители называются табасараны.

По нашему мнению, ближе к истине стоят и переводы многих арабистов — «табасараны» как «чистосердечные», т.е. мусульманскую религию они приняли без сопротивления. Кроме того, во втором разделе первой главы подняты и решены интереснейшие проблемы, также связанные с происхождением табасаран. Вот почему каждый здравомыслящий табасаранец должен быть знаком с ними и передать их следующим поколениям. Они ведь не появлялись на голом месте.

Не менее интересен и третий раздел первой главы «Социально-экономическое и политическое развитие», ибо в археологическом отношении Табасаран вовсе не изучен. В этом направлении автор прибегает к ашельской эпохе, когда первобытный человек заселил территорию и Малого Кавказа. К эпохе бронзы, т.е. к 111 тыс. до н.э., относится и Хивское поселение. Основой земледелия были тогда хлебные злаки, зерновые, бобовые и лен. Именно земледелие у табасаран было развито издревле. Наряду с земледелием, древнейшим видом занятий населения Дагестана было и скотоводство. Природные условия, умеренный климат, богатая растительность благоприятно сказывались на развитии скотоводческого хозяйства. Даже в устном народном творчестве табасаран видное место отводилось именно скотоводческому хозяйству. Далее автор останавливается на таких основных занятиях табасаранцев, как обработка камня, дерева, кости, гончарном производстве, прядении, ткачестве и т.д.

Автор монографии и многие другие дагестанские ученые одним из важных этапов в истории Табасарана считали период, связанный с вхождением Табасарана в состав Кавказской Албании. Древняя Албания занимала тогда территорию Азербайджана и Дагестана с центром р. Самур. Правда, судя по имеющейся литературе, территория Табасарана албанской эпохи в археологическом отношении изучена недостаточно. Однако, материалы Чичикарского городища, Сиртычского поселения, грунтовые могилы у сел Хурик и многое другое дает некоторое основание сделать определенные выводы применительно именно к этому периоду. При этом Магомед Раджабович свою теорию подтверждает примерами, имевшими место именно на территории Табасарана. Так, например, мы не знали, что во время строительных работ в ауле Ерси была найдена подвеска — голова женщины из халцедона. Этот памятник греческого происхождения хранится в археологическом фонде ДФИЦ РАН. На территории Табасарана в разное время при строительных работах находили и греческие монеты. Все это подтверждает мнение о том, что Табасаран, вернее его территория, в эллинастическую эпоху была втянута в водоворот международных событий. С ослаблением античного Албанского государства оно теряло северные и средние области Дагестана. А разложение раннерабовладельческих и возникновение раннефеодальных отношений в Дагестане относится к 11-111 вв. н.э.

 

***

Продолжая краткий и выборочный анализ содержания и структуры монографии – творческого и общественно — полезного научного труда известного учёного, доктора исторических наук, академика Магомеда Раджабовича Гасанова, изданного в июне 2022 года в «Дагестанском книжном издательстве», необходимо отметить, что в нём впервые в нашей истории так глубоко и широко освещаются экономическое, политическое и культурное развитие населения Табасарана на разных этапах его истории. В принципе все эти этапы и аспекты распространяются и на другие народности Дагестана. Поэтому в данной работе важное место уделено разносторонним связям табасаран с народами Дагестана и Закавказья. Кроме того, специальные разделы труда посвящены русско-табасаранским связям, чётко и ясно прослеживаются этапы присоединения Табасарана к России, разумеется, и последствия этого акта.

С учётом того, что в предыдущей статье в соответствии с оглавлением в книге мы вкратце проанализировали введение, источники и литературу, а также первую главу «Табасаран с древнейших времён до 5 века», состоящей из трёх наиважнейших разделов, в данной статье речь идёт о второй главе «Табасаран в 4-10 веках», в которой освещены такие разделы, как «Экономическое развитие», «Социальные отношения», «Культура», «Внешние связи Табасарана» и «Борьба против иноземных завоевателей».

Согласно мнению автора монографии, с III в. н.э. в Албанию входили лишь территории Северного Азербайджана и самые южные земли Дагестана. А с распадом Кавказской Албании на территории Дагестана возникли самостоятельные владения, одним из которых и был Табасаран. Наибольший интерес в этом отношении представляют древнеармянские источники, которые проанализированы в монографии Магомеда Раджабовича. Именно в них Табасаран был известен под названием Таваспаран, а жители именуются таваспарами. Более того, именно многочисленные армянские источники рассматривали горный и равнинный Табасаран в отдельности. Под равнинным Табасараном они подразумевали приморскую территорию Дербентского района. А тюркоязычное население появилось в результате ассимиляции местного (аборигенного) населения с пришлыми тюркскими племенами и народами. Таким образом, по всем источникам и по карте Кавказской Албании, таваспары с древнейших времён занимали территории современных Табасаранского, Дербентского и Хивского районов. Несколько позже в результате неоднократных нашествий гуннов, персов, арабов и сельджуков часть табасаран была оттеснена со своей прежней территории в горы, а часть ассимилировалась с пришлым населением. А о ближайших соседях современных табасаран нам итак всё ясно.

Говоря об экономическом развитии табасаран, автор подчёркивает, что основными занятиями жителей Табасарана были земледелие, скотоводство и другие различные промысли. В Табасаране разводили и технические культуры, в частности марену выращивали жители обществ Марага, Ерси, Дарваг, Гимейди и др. Что касается садовых культур, в частности богатства местных сортов винограда, в том числе и дикорастущего, Табасаран занимал одно из первых мест в Южном Дагестане.

В силу разнообразия природных условий земледелие в Табасаране сочеталось с животноводством – разведением крупного и мелкого рогатого скота – быков, коров, буйволов, лошадей, овец, коз и т.д. При этом разведение коз и овец служило важной базой для изготовления из их шерсти ковров, паласов, тканей, сукон и т.д. Ещё в те времена их производство достигло такого уровня, что эти изделия вывозились в Россию и в страны Востока. Будучи аспирантом и докторантом в 70-е годы прошлого столетия в Москве встречал свою маму Загирову Баху, директора Кандыкской ковровой фабрики, которая приезжала для получения золотых медалей, удостоенных ковровщиц этой фабрики на всемирных ковровых ярмарках в Лейпциге, Монреале и в Токио. Больно и обидно, что это производство, т.е. ковроткачество, постепенно уходит в прошлое, если не ушло. Ведь в каждом населённом пункте была ковровая мастерская, работающая почти круглосуточно. Другое дело, когда с развитием общества, изменением общественно — политического строя, да и основы самого государства, прекратилось изготовление сохи, арбы, молотильных досок, оконных рам, лар для хранения овощей, зерна и т.д. В любом случае закрытие колхозов и совхозов в Дагестане пагубно сказалось на жизни жителей сельской местности. Земля перестала работать, пустеют сёла, исчезли натуральные продукты и т.д.

Говоря о социальных отношениях, и, ссылаясь на многочисленных древнеармянских и персоязычных авторов, Магомед Раджабович пишет, что дальнейшие сдвиги в земледелии, скотоводстве, а также в производстве различных изделий привели к изменениям и в социальной жизни табасаран. Они связаны с периодом завоевания арабов. По сведениям одних арабских авторов Табасаран представлял собой укрепление, а других – выдающееся защищённое укрепление. В любом случае арабы в завоёванных странах проводили весьма продуманные мероприятия по упрочению своей позиции. Так, например, в районы Дербента и Табасарана было поселено 7 тысяч мусульманских семей. Кроме того, были возведены крепости в населённых пунктах Рукел, Митаги, Дарваг и т.д. Земли, захваченные в Дагестане, были превращены в государственную собственность. Население завоёванных владений арабы обложили непосильным налогом. Они стали использовать местных жителей и в своих походах. Государственными считались земли, которые стали собственностью исламского государства. Особенностью государственной формы земельной собственности явился сбор ренты – налога с неё. Кроме того, арабы облагали жителей Табасарана различными податями и повинностями.

Весьма интересен тот факт, что в 10 в. сначала в Табасаране, затем в Дербенте эмиром был Маймун, искажённое имя Майсума. Отсюда и исходит версия об арабском происхождении титула «майсум». Арабские полководцы в различных частях Дагестана, в том числе и в Табасаране, назначали своих ставленников в лице майсумов, шамхалов, уцмиев и т.д. Именно к этому времени относится становление Хучни центром Табасарана, который 7 раз разрушали и 7 раз восстанавливали. Многие исследователи считают, что название Хучни произошло от слова «хюч», которое в переводе с табасаранского означает «охота». А по другой версии, слово «Хучни» произошло от слова «хош», которое в переводе с азербайджанского означает «привлекательность».

Определённое место в монографии отведено непрерывным завоевательным походам, как Сасанидов, так и арабов, которые обращали в рабство большое количество пленных табасаран за неуплату дани и налогов. Из одного Табасарана, не говоря о других регионах Дагестана, арабы увели 2000 пленных, ибо Табасаран был соседним владением Дербента – центра работорговли на Кавказе. Рабы и красивые девушки были объектом их купли и продажи.

Говоря об истории культуры табасаран, автор монографии затрагивает самые интересные её аспекты, в том числе распространение албанской письменности, строительство храмов и оборонительных сооружений на территории Табасарана, распространение мусульманской религии и обучение шариату, арабской письменности и рукописных книг, памятников устного народного творчества — сказки, предания, легенды, песни, пословицы, поговорки и т.д.

Говоря о внешних связях Табасарана, автор отмечает, что табасараны испокон веков поддерживали разносторонние связи с народами Дагестана и Закавказья. Более того, по территории, занимаемой табасаранами, проходили дороги, связывающие различные владения Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа. Этим и объясняется подробное описание связи Табасарана с южными и северными соседями, с Дербентом и Хайдаком, Лакзом и Ширваном. Огромной была роль Дербента в развитии торговых отношений табасаран с народами Дагестана. Основными центрами торговых связей табасаран были Хучни, Марага и Хив. Табасараны были союзниками Сасанидского Ирана в борьбе против различных кочевников, в частности гуннов. Жители Табасарана почти во все времена поддерживали связи не только с соседями, но и дальними народами, в частности с русскими. Однако постоянному развитию отношений Табасарана с соседними, да и дальними народами мешали частые войны и необъяснимые столкновения. Этим и объясняется период вхождения в Албанию, когда табасараны вели борьбу против римлян и сасанидов, гуннов, тюркитов и арабов. Походы римлян и сасанидов, гуннов и арабов весьма отрицательно сказались на производительных силах Табасарана.

 

Загир Загиров,

доктор наук, профессор,