Человек познается трудами

(Ты помогаешь — тебе помогают, ты уважаешь – тебя уважают)

 

Представления о труде, о трудовом поведении, о необходимых взаимоотношениях с людьми труда в культуре народов Дагестана расширяются прежде всего путем вовлечения человека с малых лет в разновидности само обслуживающего и общественно полезного труда. Обучение самообслуживанию и обслужи­вающему труду по извечным традициям дагестанской семьи и общества сос­тоит в том, чтобы с ранних лет научить человека: ухаживать за собой, своим внешним видом и своей одеждой (опрятно и неброско одеваться, соблюдать чистоту тела и одежды, соблюдать внешний этикет общения); поддерживать порядок в доме, в личном и семейном хозяйстве; ухаживать за малолетними детьми в семье (развлекать их, кормить, укладывать, играть); заготавливать дрова, кизяк, хворост, доставлять их домой, складывать в поленницу, уметь топить печь, сохранять огонь в очаге; собирать полезные травы, фрукты, овощи; вязать, прясть шерсть, ткать; правильно, безопасно и рационально обращаться с орудиями труда (выделки овечьих шкур, чесания шерсти, изготовления шерстяных ниток и веревок, канатов и т.д.).

Образцовые дагестанские сельские семьи располагают целым комплексом показательного бытового труда отца и матери, «де­монстрируемого» ежедневно своим детям. Вот, например, типичная картина обычного утра в дагестанском ауле: вставшая рано утром женщина-хозяйка убирает дом, приводит в порядок двор (сор бросает туда, где собирают навоз для удобрения полей, вместе с сором выносит и золу, оставшуюся в камине с вечера), вылив из кувшина вчерашнюю воду, отправляется к источнику за свежей во­дой. Далее дает корм скотине, которая остается дома (коров поят помоями, пищевыми отходами, собранными еще с вечера), выгоняет скотину на пло­щадь, где она собирается до появления пастуха. Возвратившись домой, вымыв руки, хозяйка принимается за приготовление завтра­ка для семейства.

Не менее разнообразен бытовой труд отцов.

Став очевидцами преуспевающих в хозяйстве родителей, дети пытаются сызмала усваивать задачи обслуживающего и хозяйственного труда. Усвоение этих задач происходит на протяжении всех лет совместного проживания детей с родителями. Родите­ли, по канонам традиционной этики, призваны быть самыми первы­ми и ответственными учителями и наставниками своих детей по всем вопросам обслуживающего труда.

Разновидностью обслуживающего труда, обязательного для семьи тружеников, считается у народа труд по изготовлению хозяйственной утвари. По традициям дедов и отцов в свободное время (зимой, вечером, в минуты отдыха на годекане, на вечеринках) старшие (особенно мастеровые люди) призваны наглядно демонстрировать детям и юношам искусство умелых рук, раскрывать им личные секреты изготовления того или иного изделия, его красоту. Такая испытанная практика позволяет молодым унаследовать от взрослых приемы изготовления необходимых в семье и хозяйстве орудий труда: деревянных ложек, вилок, половников, досок для раскаты­вания теста, крюков для захватывания сена, для дубления шкур, вил, граблей, плетения корзинок, витья конопляных, войлочных веревок и канатов, изготовления музыкальных инструментов (бубен, свирель, зурна, чангур, кеманча, барабан).

Женщины же призваны показывать молодым унаследованные от предков искусные приемы изготовления шерстяных, льняных ниток, вязания джурабов, нос­ков, переметных сум, национальных мешков (чувалов), глиняных емкостей, печей для выпечки хлеба, для сушки зерна, фруктов.

В процессе обучения и воспитания основное внимание уделяется объяснению молодежи жизненной необходимости и важности изго­товляемых изделий. Так, например, на вопрос «Нужна ли сегодня деревянная или глиняная посуда?» один из стариков-умельцев селе­ния Калук Ахтынского района ответил: «А как же, сын мой. Возьмем, к примеру, деревянную ложку. При приеме пищи деревянная ложка не обжигает рот, она остывает быстрее. Деревянной ложкой, в отличие от металлической ложки, легко собирать взбитое коровье масло, творог, простоквашу. К деревянной ложке масло не прилипает. И, наконец, шутливо заметил старик, из самодельной деревянной ложки пища слаще и вкуснее, чем из металлической».

Исследования дагестанских этнографов и культурологов показывают, что не случайно бытуют в сельской жизни многие изделия народных мастеров. Например, в глиняном кувшине и в знойный день вода остается прохладной; сено, выр­ванное из стога деревянным крюком, мягче, животные поедают его лучше; деревянные вилы и грабли не застревают в почве при убор­ке сена, они и легче, чем металлические. Таким образом, объясняя жиз­ненную необходимость и важность изготовляемых изделий, мудрые народные воспитатели прививают детям и молодежи, глубокие чув­ства заботы о человеке, о хозяйстве, о домашних животных, о земле, подсказывают им наиболее разумные пути организации чело­веческой жизнедеятельности. Стоит ли говорить, как все это важно и крайне необходимо в нынешних условиях возрождения нашего села и сельского хозяйства.

В процессе становления и развития народная педагогика наш­ла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживаю­щем труде. К таким относятся обучение и воспитание детей в труде по оказанию взаимопомощи, известной у русских, как «по­мощь», у узбеков как «хашар», у киргизов как «ашар», у казахов как «асар», у татар как «уме», а у дагестанцев под названием «гвай» (авар.), «вука», «билхъа» (дарг.), «мел» (леэг.), «марша» (лак.), «булкъа» (кум.).

Историческая характеристика о целесообразности процесса дагестанской взаимопо­мощи дается в трудах дагестанских ученых Х.-М. О. Хашаева, Р. М. Магомедова, А. К. Алиева и др. Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждаю­щемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелест­ное мнение. Народная педагогика Дагестана осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают муд­рецы, оно может стать характерной чертой человека.

Народная взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному чле­ну общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели — включения человека в настоящий труд «бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконен­ным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, давае­мый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграж­дение, труд по привычке трудиться на общую пользу».

Социально-педагогическая значимость народной взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Более того, здесь человек, как говорится, «может и себя показать, и на людей посмотреть». К это­му обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по со­вести отдыхай, сделав добро — забудь, а, получив добро — помни.

Большая организованность и дисциплина в работе: прибывать вместе, «начать по данному знаку…, не упускать случая состязать­ся между собой, стараясь опередить друг друга», отдыхать вмес­те, петь вместе… развивают у участников взаимопомощи чувства коллективизма и товарищества. Труд при взаимопомощи сбли­жает людей, делает их щедрыми, добрыми. Люди, участвующие в работе, получают огромное моральное удовлетворение. Все это — образцовый пример трудолюбия для подрастающего поколения, наглядное проявление идеологического единства общества.

Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, перетаскивание соломы, хво­роста, куда вовлекают детей 7—12-летнего возраста, мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участву­ет молодежь и мужчины), системой учета половозрастных раз­личий, физических и трудовых способностей привлекаемого населе­ния (приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и жен­щин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.

Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жиз­ни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к обездоленным, к сиротам, к семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе, к семьям, где намечена свадьба сына или дочери.

Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом, при учас­тии детей и подростков, готовит им топливо, корм для скота, уби­рает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, счита­ется нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение и к аулу, и его джамаату, и ко всему народу.

Не менее важным считается у народа оказание своевременной моральной и материальной поддержки семье, родным и близким умершего. Сюда входят своевременное появление у дома покой­ника, выражение соболезнования родным и близким, разделение с ними горя, облегчение горя пострадавшей семьи добрыми сло­вами, пожеланиями, взятие на себя заботы по проведению необ­ходимых обрядов.

В похоронном обряде народной нравственностью четко определены функции и обязанности каждого члена джамаата, начиная от аксакала, кончая подростком. Перед фактом смерти все мелкое, преходящее отступает: забываются какие-то обиды, стычки, приходят пожать руку, выразить сочувствие, высказать добрые слова, проявляют великодушие и благородство.

Помощь семье, где намечена свадьба, заключается в моральной поддержке джамаатом родителей жениха и невесты (поздравле­ния, благопожелания, советы), участии родственников в подго­товке и проведении свадьбы (взятие на себя заботы по приему и обслуживанию гостей, по приготовлению праздничного стола, по обслуживанию музыкантов и т.д.), участии сельского джамаата в свадебном торжестве и вечере (поздравление жениха и невесты, исполнение в их честь песен и танцев) и т.д.

В народной взаимопомощи, как ни в каком другом труде, яр­ко раскрываются удачи и недостатки семейного воспитания, восполняются упущения, глубже осмысливаются такие нрав­ственные понятия, как «долг», «обязанность», «порядочность», «взаимовыручка», «взаимоуважение», формируются чувства самосознания и морального удовлетворения.

Народ придает большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к объединению трудовых интересов и усилий в выполнении трудовых задач: «Кто не с людьми — тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула — это люди, сила аула — единство», «Один поможет — ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека — не быть».

Народная педагогика Дагестана располагает веками апробированными, весьма продуктивными средствами, формами и методами воспитания настоящего труженика. Сегодня, в условиях небывалых экономических санкций, направленных против России, возникает чрезвычайная необходимость безотлагательной оптимизации трудового воспитания подрастающего поколения как в семье, так и во всех типах образовательных организациях с максимальным учетом национально-региональных особенностей формирования морально-этического облика социально значимого образцового гражданина – труженика, способного выполнять различные виды трудовой деятельности.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор