СПРОСИМ У НАРОДА, КАК БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ

«Рыбе — вода, птице — воздух,

Зверю — лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу —

значит охранять Родину»

Михаил Пришвин

 

Забота о природе – это не вымысел какого-то одного поколения, не признак какого-то одного времени. Чувство любви к природе было присуще людям во все времена. Оно постепенно формировалось, закреплялось веками, оправдывалось поколениями, исходило из моральных устоев человеческого общежития. Человек еще в древности осознал, что его сотворила природа, что именно природа способна кормить, одевать и облагораживать его. Поэтому, «планируя» будущее, заботясь о судьбе грядущих поколений, каждый этнос и народ издавна стремился беречь природу, использовать естественные ресурсы максимально экономно.

Многовековое общение человека с родной природой раскрыло много ее секретов и тайн, научило людей различным формам и методам почитания природы, сбережения и надлежащей оценки ее материальных и духовных ценностей. И сегодня в ХХ1 веке, когда во всем мире предельно остро стоит вопрос охраны окружающей среды, когда не всегда нам удается привить эти качества молодому поколению, думаю, есть смысл еще и еще раз вспомнить, прежде всего, то, как наши старшие поколения: отцы, деды и прадеды любили и берегли родную природу.

Испытанной формой заботы о природе в народе считали, прежде всего, своевременное пополнение ее затраченных запасов. Люди находили нужным, например, пахать одно и то поле не ежегодно, а через год, чтобы земле дать отдых на восстановление. Чтобы земля прочно сохраняла свое плодородие, ее удобряли навозом, гнилыми листьями, золой, илом многократно. Изготавливая дрова на зиму, в лесу вырубали только высохшие или сваленные ветром деревья. Прутья для сплетения корзинок и оград вырезали там, где они росли густо и мешали друг другу. Не срубали лес возле родников и естественных водоемов, чтобы родники не высохли, над ними сажали деревья. Берегли естественные памятники. Хозяйски относились к пастбищам. На месте порезанного скота разводили вдвое, втрое больше и т.д.

Особенно бережливы были люди к растительному миру. Большую заботу о лесах, садах и нивах проявляли в пору уборки поспевшего урожая. Использование садов, хлебных нив строго регламентировалось. Выпас скота в садах категорически не допускался. У горских тружеников с давних пор строго соблюдали дни начала уборки зерновых, сбора фруктов, открытия садов и пастбищ и т.д. К слову сказать, с этим напрямую связаны народные земледельческие и животноводческие праздники. До полной спелости фруктов никто не имел право залезть в сад, пробовать фрукты. Игнорирование такого порядка приравнивалось к воровству, к желанию портить красоту природы.

Опыт народа располагает и рекомендует нам поистине гуманные, безболезненные для деревьев, способы уборки урожая, сбора для корма листьев, омелы и другие. Например, грецкие орехи с большого дерева следует собирать путем обивания веток длинным шестом. Такой порядок не только облегчает сбор, но и способствует как бы своеобразной обрезке лишних ветвей дерева. Чтобы собрать тутовник, нужно дерево встряхнуть. Однако, заметили в народе, аналогично нельзя вести сбор яблок, черешни, слив, груш. Это может повредить как сами фрукты, так и деревья. А что касается омелы, ее целебные свойства для лечения отдельных болезней и для повышения упитанности животных в зимнее время народом было замечено давно. Поэтому омелу собирали весьма аккуратно, специальным ножом, закрепленным на кончике длинного шеста.

Чтобы сохранить красоту родной природы, изящество деревьев, посаженных и выращенных руками заботливого труженика, чтобы оберегать сады от лишнего топтания народные мудрецы прибегали к различным хитро-мудрым уловкам. Например, по воспоминаниям старожилов моего родного села Шихикент Сулейман Стальского района, дедушка Гаджи, чьими заботливыми руками был выращен огромный фруктовый сад, носящий и поныне название Гьажид багъ (сад Гаджи), оберегал свой сад щедростью души. Каждый воскресний день возле сада на дорогу, ведущую на базар, он в достатке высыпал яблоки, груши, сливы и другие фрукты. «Угощайтесь люди, — говорил он – это достижимо при трудолюбии, при хозяйском отношении к земле и всему тому, что создала природа». Такой подход старика-труженика по-своему тонко и внушительно действовал на людское сознание, оберегало их от желаний лишний раз зайти в сад, топтать траву, наспех рвать фрукты. Метод мудрого дедушки Гаджи был живым двигателем высоких нравственных чувств, если его имя по сей день вспоминают в селе с большой благодарностью за его благородное отношение к природе и людям.

Связь нового человека с родной природой в народе «проектировали» буквально с первых же дней рождения младенца. Именно с такой благородной целью народы Дагестана новорожденных нарекали именами прелестных горных цветов: фиалка (Беневша), роза (Кизильгюл, Хункултути); небесных тел: звезда (Зухра, Юлдуз), луна (Варз); животных и птиц: лань (Марал, Жейран), соловей (Билбил), ласточка (Читу); драгоценных металлов и камней: коралл (Мирвари, Жавгарат, Мержан), алмаз (Алмас), изумруд (Зумруд), золото (Меседу, Кизил), бирюза (Фиразат, Периза) и другие. Такие имена, пожизненно став нераздельными спутниками людей, с малых лет сеяли в сознание человека и в среде, где он рос, истинные чувства настоящей любви к растительному и животному миру.

Значимость природы в физическом и моральном становлении человека внушали детям и путем ласкового подчеркивания их положительных качеств сравнительными оборотами типа: «у тебя голос как у соловья», «у него зубы как жемчуг (перламутр)», «губы как земляника (вишня)», «глаза зоркие как у орла», «косы черные как агат», «язык сладкий как медовые соты», «стан стройный как у лани» и т.д. Насыщая детские сказки, песни, стишки и другие произведения устного народного творчества аналогичными оборотами, мудрые народные воспитатели прививали людям любовь к всевозможным ценностям окружающей природы.

Довольно часто, с целью сближения детей с природой, в народе использовали различные запреты и предупреждения. «Не трогай лягушку», «Не разрушай муравейник, иначе дождь пойдет», останавливали действия детей заботливые воспитатели. Это было не столько вера в приметы, сколько добрые желания людей бережно и благородно отнестись к полезным насекомым и животным. В моей памяти до сих пор свежи запреты родителей, звучавшие еще в раннем детстве: «Не рви, не ешь неспелые фрукты, а то живот заболит», «Не тяни, не ломай ветки, это приносит дереву боль и оно обидится и не даст больше плодов», «Не лезь на деревья, которые растут на кладбище, возле святых мест, не рви с них плоды, а то очернишь память об умерших», предупреждали родители. Силой запретов люди могли беречь от детских шалостей зеленые насаждения, сады и огороды, украшать приусадебные участки цветами и деревьями. Их никто не трогал, никто не рвал с них фрукты, потому как это не допускалось и резко осуждалось общественным мнением.

Детям с ранних лет твердили, что нужно быть добрыми, любить домашних и диких животных, людей, природу. Все это может быть достигнуто, убеждали старшие, только совершив какое-нибудь доброе дело. Такими добрыми делами, посильными для детей, считались бережный уход за молодняком: ягнятами, козлятами, телятами, цыплятами, утятами, гусятами, индюшатами; за домашним скотом, дворовым псом, приготовление корма, кормление, поение, чистка; за молодыми саженцами: подвязка, рыхление почвы вокруг стебля, полив; очистка родников, ручьев и т.п.

Весьма внушительное действие на сознание детей оказывали горцы показом образцового личного примера любви к природе. Так, например, когда на сенокосе мудрый косарь замечал место расположения птичьего гнезда или же нежного саженца, замедлял косьбу, поднимал с земли случайно косой опрокинутое гнездо, клал в него выпавших птенцов или яиц и прочно закреплял гнездо на ближайшем кустике, чтобы его мог заметить птичий родитель, а место пореза саженца привязывал, обматывал травой, подкладывал под «раненый» кустик опору. Когда горский труженик пил прозрачную родниковую воду, ел свежеиспеченный хлеб, видел плодородие земли, сада, благоухание горных цветов и другие дары природы, в знак их почитания он во всеуслышание и от всего сердца в полный голос во всеуслышание восклицал: «О благодать (О баракат) как ты своевременен и необходим людям! Каждый из нас перед тобою в неоплатном долгу». Такие теплые слова, идущие от сердца, сеяли в очевидцах добрые чувства гуманизма, делали их благодарными природе и обществу.

Опыт старших поколений дагестанцев располагает многочисленными формами, методами и приемами не только выражения, но и проявления истинной заботы об окружающей среде, о растительном и животном мире. Изложить все это в одной статье просто немыслимо. Долг наших педагогов, воспитателей, родителей и всей общественности заключается в том, чтобы при современных условиях экологического воспитания подрастающего поколения исходить, прежде всего, из веками испытанного прогрессивного народного опыта формирования любви и навыков охраны родной природы. Именно так, на наш взгляд, можно развивать у молодежи высокое чувство прекрасного, формировать умение бережно относиться к общественному достоянию, правильно понимать, ценить красоту и богатство родной природы.

 

Шайдабег Мирзоев,

 зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяДеградация почв
Следующая статьяУчебные сборы