Наука и образование – на службе Отечества

Ко дню российской науки

8 февраля мы отметили День российской науки. Отмечая его, мы вспоминаем о бесспорно огромном и неоценимом вкладе отечественной науки в мировую. Создание в 1724 году по указу Петра I Академии наук стало значительным явлением в истории развития  не только отечественной, но и мировой науки и культуры в широком смысле.

Подчеркнем,  в Дагестане научные традиции имеют глубокие корни.  Многих выдающихся ученых, просветителей дал миру Дагестан. Это Абубакар Мухаммад, ибн Муса ад-Дарбанди (XI в.), Махмуд Хиналугский (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи ал- Эндирави (XVI-XVIIв.), Мухаммед Кудутлинский, Гаджимагомед Зирдагский, Дамадан Мугинский, Магомед Убринский, Дауд Усишинский (XVIII в.), А.-К.А. Бакиханов, Мухаммад Ярагский, Абдурахман-Хаджи из Согратля, Мухаммад Тахир ал- Карахи, Абдулла Омаров, Магомед-эмин Османов, Гасан-эфенди Алкадари (XIX в.) и др.

Во второй половине XIX- начале XX в. ученые Российской академии проводили научные исследования по дагестанской тематике. Они объединялись в экспедиции с целью изучения природных богатств, истории и культуры народов Дагестана.

После революции 1917 года наступил новый этап в развитии науки в Дагестане, была создана сеть научно-исследовательских учреждений, открыты вузы, становление науки связано с именами выдающихся ученых – Н.И. Вавилова, Н.Я. Марра, И.Ю. Крачковского, Н.Ф. Яковлева, Л.И. Жиркова, И.И. Мещанинова, А.С. Башкирова, В.Д. Голубятникова и др.

В последние двадцать пять лет в научной жизни страны и республики возникло новое явление. Появился целый ряд региональных подразделений общественных академий наук – международных и   российских. Это, например, Российская академия естественных наук, Международная академия наук высшей школы, Международная академия информатизации и др. Появление их можно всячески приветствовать. Это веление времени.

Крупнейшим, авторитетным научным объединением многих стран  является Международная академия наук высшей школы. В ее рядах – лауреаты Нобелевской, Ленинской, Государственной и других премий. Ежегодно в академию принимаются на конкурсный основе новые члены. Среди них, безусловно, немало талантливых исследователей, давно достойных звания академика РАН. Многие ученые работающие в ДФИЦ РАН, в вузах нашей республики, являются членами общественных академий. Конечно, следует называть тех, кто состоит в той или иной общественной академии, не просто академиками и членами – корреспондентами вообще, а именно той академии, в которую они входят.

Значительный научный потенциал сосредоточен в вузах нашей республики, в том числе и в Дагестанском государственном университете, Дагестанском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанском государственном медицинском университете, Дагестанском государственном сельскохозяйственном университете, а также в научно- исследовательских учреждениях.

Многогранная научно-исследовательская работа проводится в Дагестанском государственном педагогическом университете. Значительное внимание уделяется наиболее перспективным  фундаментальным и прикладным научным направлениям, созданию институтов, лабораторий, кафедр, участию в выполнении международных и отечественных научных проектов, в программе интеграции фундаментальной науки и высшего образования. В некоторых вузах возникли научные школы, которые являются ведущими не только в Дагестане, но и в России.

Несмотря на это преподаватели вузов, занимающиеся научно-исследовательской работой,  и научные сотрудники исследовательских учреждений находятся в неравных условиях. Прав президент Международной академии высшей школы В.В. Шукшунов, когда отмечает, что практика проведения конкурсов в РФФИ, других известных фондах свидетельствует о том, что доля победителей в конкурсе ученых из университетов очень невелико, да и в основном они представлены небольшим числом столичных вузов. И не потому, что в университетах отсутствуют достойные научные школы, нет крупных ученых, которые способны успешно выполнять серьезные фундаментальные научные исследования, а потому, что, как повелось на Руси, членами конкурсных комиссий являются в основном представители академического сектора науки. Они же, как известно, убеждены в том, что вузовская наука является второсортной и нечего на нее тратить даже мизерные средства.

Во всех ведущих странах мира центрами фундаментальной науки и одновременно- подготовки кадров для нее является университеты.  По уровню оснащения компьютерной техникой и информационным услугам, представляемым сотрудникам и студентам, Даггоспедуниверситет стоит на передовых позициях. Десятилетиями формировались научные традиции и школы. В настоящее время научный комплекс ДГПУ объединяет научно- исследовательские институты, научные центры, научные школы, что позволяет обеспечить единство научного и образовательного процессов.

Гранты на проведение НИР доказывают признание авторитета ученых университета. За последние годы в ДГПУ сформировались официально признанные в Российской Федерации ведущие научные школы. Ученые ДГПУ участвуют в выполнении различных программ и проектов, имеющих важное научное и практическое значение. Среди них государственная научная программа «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», федеральные целевые, региональные программы.

Вся научно- исследовательская деятельность ученых и сотрудников университета соответствует новым приоритетам науки и техники. Результаты многих научных разработок представляют практический интерес для учебного процесса, народного хозяйства, внедряются в производство.

В ДГПУ разрабатываются актуальные проблемы истории Дагестана, Кавказа и России, а также темы, направленные на сплочение народов страны. По инициативе университета в Москве прошли три всероссийские научно-практические конференции по проблеме «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости».

Ректорат поддерживает и студенческую науку. На конференциях начинающие исследователи ежегодно представляют несколько сот докладов в секциях; по мере возможности выдаются средства на премирование студентов и публикацию их работ.

В разностороннем научном сотрудничестве с вузами республики, страны, научными учреждениями ДФИЦ РАН, отраслевыми НИИ университет  разрабатывает региональные, международные проекты: «Дагестан: перекресток цивилизаций», «Дагестан в Истории Кавказа и России», «Цивилизации Кавказа, Передней Азии, России и Дагестана»,: «Энциклопедия культур народов Северного Кавказа»; «Россия и Болгары (история и современность)»; «Дагестан и народы Кавказа в V-XV вв.; «Промыслы и ремесла Дагестана XVIII-XIX вв.»; «Исторические карты Дагестана»; «Взаимоотношения Дагестана с другими народами и государствами»; «Дагестан в годы Великой Отечественной войны»; «Роль малых народов в истории Дагестана»; «Общеобразовательная школа и трудовая подготовка учащейся молодежи Дагестана» и др.

Эти проблемы разрабатываются в сочетании формационного цивилизационного методов, что позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса.

В стенах ДГПУ сформировались научные школы, внося вклад в российскую и мировую науку. Некоторые из них выиграли гранты разных фондов и уровней. За крупный вклад в науку научной школе «Актуальные проблемы истории Дагестана, Кавказа и России» присужден грант Президента России.

Кафедры Дагпедуниверситета участвуют в написании и издании коллективных сборников научных трудов, монографий, в проведении научно-практических конференций, научных сессий, в рецензировании и оппонировании докторских и кандидатских диссертаций, в руководстве аспирантами, соискателями.

Структурные подразделения ДГПУ осуществляют целевую подготовку представителей дагестанской диаспоры, проживающей в странах СНГ, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии и некоторых других регионах России и Ближнего Востока.

Для улучшения состояния науки и образования в республике необходимо в дальнейшем скоординировать исследования проводимые в научных учреждениях ДФИЦ, в высших учебных заведениях, в отраслевых научно-исследовательских учреждениях.

Обращение к региональной культуре, осознание ее ценности для регионального сообщества создают предпосылки для положительной самоидентификации людей, воспитания у них понимания единства развития региона и России.

 

Магомед Гасанов,

заслуженный деятель науки РФ и РД