Шамхал-хаджи Мекегинский

В предыдущем номере  газеты «Дагестанская жизнь» была напечатана аннотация к книге Баганда Багандова и Магомеда Итонова «Шамхал-хаджи Мекегинский» (1866-1906 гг.). Она вызвала живой интерес у наших читателей, которые просят публиковать материалы, посвященные известному религиозному деятелю, богослову Дагестана. Чтобы удовлетворить их просьбу, мы решили разместить на страницах еженедельника некоторые выдержки из неё, а также стихи и воспоминания наших современников.

Факт глубокой духовности жизни дагестанцев, как бы нерелигиозной она ни казалась, подтверждается существованием на этой земле таких людей, как Шамхал-хаджи.

В ряду достопочтимых алимов-арабистов Дагестана достойное место занимает Шейхов Шамхал-хаджи из Мекеги, которому уже ис­полнилось 155 лет со дня его благословенного рождения в 1866 году. На сегодняшний день, к сожалению, не всем знакомо это имя, как и некоторые другие имена, обнаруженные и об­народованные в последние годы гласности и открытости.

Отец Шамхала Шейх и мать Хадижат с малых лет заложили в своего ребенка благо­пристойность, склонность к познанию учения Всевышнего, и смиренность нрава. Получив основы сурового горского воспитания, одаренный природой и приученный к труду мальчик, все силы и способности юного ума направил в русло учения и познания вечных истин ис­лама.

С самых юных лет он умел отличать добро от зла, полезное от вредного, зерна от плевел. К его везению, в то время, к концу XIX века, в даргинских селениях вышли на религиозную арену немало исламских богословов. Юный Шамхал мог черпать знания из щедрых источников Мурад-бея Дагестанлы из Урахи, Ильяс-хаджи из Цудахара, Давуд-эфенди из Усиша, Барка-кади из Кака-Махи. В эти и бли­жайшие годы расцвета исламской науки в Даге­стане, в частности среди даргинских районов, обнаружили свои таланты такие именитые алимы и организаторы религиозной жизни горцев, как Али-хаджи Акушинский, Зияудин-кади из Куппа, Юсуп-хаджи из Губдена, Абдула-хаджи из Урахи и другие.

Шамхал из Мекеги оказался достойным сво­их учителей. На формирование характера, ми­ровоззрения и мировосприятия влияют, кроме родителей и учителя, и окружающее общество. Жители его родового селения Мекеги отлича­лись воинственным и свободолюбивым харак­тером. О том, как воспитывалась сельская молодежь, рассказывает Б.М.Арсланбеков в своей книге исторических очерков «Мекеги». С 8-10 лет они начинали у муллы изучать азы ислама, учились читать, писать, выучивали наизусть тек­сты молитв, необходимых для вероисповедания. После двухгодичной учебы только очень способные (из села 1-2 человека) продолжали учебу. Не было интереса: селу нужен был только один ученый человек — кадий. Нужны были еще будуны — для Мекеги 12 человек. Но ими стать не очень старались: эта должность не могла про­кормить семью.

Старались, чтобы для них примером подражания были люди, проявившие мужество, героизм, физически развитые, но что­бы человек, обладающий этими качествами, был при этом скромным, честным, благородным, что­бы он не кичился этими качествами. Отличавшийся крупным ростом, отменным физическим здоровьем и глубоко усвоивший уроки старших, умудренных жизненным опытом людей, Шамхал, сам по себе скромный в жизни, никогда не выпячивал свои таланты и способности.

Выросший на прочном семейном морально- нравственном фундаменте Шамхал был преисполнен желания быть полезным для своего на­рода. В этом благородном стремлении самым главным инструментом для себя он избрал религию, о которой  уже имел достаточные знания. Их он получал в детстве сна­чала от своего отца Шейха, который вовремя заметил тягу сына к вероучению. Позже отец помог сыну углубить религиозные знания, на­правляя его к алимам из соседних селений Усиша, Губден и других.

Одной из вершин, достигнутых Шамхалом до исполнения ему 30 лет, стал хадж в священ­ный город Мекку, после чего он был признан вначале сельчанами, а затем и в окружающих селениях духовным авторитетом.

Заметным событием в жизни Шамхала была его миссионерская деятельность на должности муфтия в Карачае, где он успешно проповедо­вал Ислам, передав свои познания и опыт братьям-мусульманам в течение 3 лет.

К сожалению, историческая практика по­казывает нам, что большая часть людей как- то бессознательно упускает из вида всех тех, кто приносил пользу в духовном развитии. В большинстве случаев святость людей опреде­ляется по их способностям пробудить человеческую духовность, так как предъявляемые наставление и назидание служат весомым доводом считать наставником того, кто имел хоть малейшее участие в формировании мышления человека. Авторы настоящей книги о религиозном ученом-проповеднике из Мекеги Шамхал-хаджи Шейхове ставили перед собой цель внести скромную лепту в изучение и распро­странение сведений о благочестивой жизни и деятельности одного из стойких апологетов ислама, организаторе религиозной жизни в Дагестане и Карачаево-Черкесии, человеке притягательной духовной силы и симпатии. Миссионерская, проповедническая работа Шамхал-хаджи продолжалась по его возвращении на родину до самой смерти алима, ко­торая наступила очень рано. Ему было отпущено всего 40 лет. После смерти на руках его жены Пердаус остались шестеро детей: четы­ре дочери и двое сыновей.

В одном из хадисов сказано: «Вы вспоми­найте своих ученых добрым словом». Что мы и пытаемся делать.