Ведомственной охране железнодорожного транспорта исполняется 100 лет
До Октябрьской революции 1917 года технические объекты железнодорожного транспорта, имеющие стратегическое значение, находились под охраной военного ведомства. Охрана «внешнего порядка и общественной безопасности» осуществлялись частями железнодорожной стражи и милиции.
Перевозимые грузы, имущество и участки пути были под охраной вооруженных и невооруженных сторожей, находившихся в подчинении тех хозяйственных руководителей, имущество и грузы которых охраняли.
9 декабря 1921 г. по инициативе Феликса Дзержинского ВЦИК и Советом Труда и Обороны республики принят Декрет «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а также сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения», в соответствии с которым в структуре Народного Комиссариата Путей Сообщения была создана вооруженная Охрана Путей Сообщения.
Именно эта дата считается днем создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта, ныне — Федеральное Государственное Предприятие ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В состав предприятия входят 17 филиалов, 54 отряда и более 1000 подразделений.
История ведомственной охраны железнодорожного транспорта на Северо-Кавказской железной дороге берет начало с формирования в 1922 году при управлении Кавказского Округа Путей Сообщения отрядов железнодорожной стрелковой охраны.
5 марта 1992 года путем реорганизации Грозненского отряда был создан Махачкалинский отряд (военизированной) ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге.
Структура Махачкалинского отряда много раз изменялась, неизменной оставалась задача — это охрана перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава, осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе.
В период с 1996 по 1999 годы неоднократно совершались вооружённые нападения на охраняемые объекты Махачкалинского отряда, несмотря на это сохранность объектов и перевозимых грузов железнодорожного транспорта обеспечивалась в полном объеме.
С начала вооружённого конфликта в Чеченской Республике перед железнодорожным руководством встала задача обеспечения сохранности объектов железнодорожного транспорта и имущества. Начиная с января 1995 года по август 1996 года, в республику направляются сводные команды по 50 человек на 15 – 20 суток от всех отрядов для обеспечения охраны объектов дороги и восстановительных работ. Их возглавляют начальники отрядов и их заместители. В условиях постоянных нападений и обстрелов, не обошлось без жертв. Шесть работников охраны погибли, ранения получили 19 человек. За проявленные мужество и героизм 24 работника службы охраны СКЖД были награждены высокими правительственными наградами (двое посмертно).
С прекращением боевых действий в Чеченской Республике проблемы охраны грузов и объектов в данном регионе Северо-Кавказской железной дороги не закончились.
В 1997 году при отражении нападения бандитов на караульное помещение погиб стрелок СК-22 Владимир Киселев. Впоследствии указом Президента Российской Федерации № 872 от 23 июля 1998 г. за мужество и самоотверженность проявленные при исполнении гражданского и служебного долга он награжден орденом Мужества (посмертно). На основании совместного постановления руководства СКЖД и Президиума Дорпрофсожа №16 от 20. 02. 2003 года стрелковой команде №22 станции Кизляр Махачкалинского отряда было присвоено имя Владимира Киселева.
В 1998 году был совершён теракт на перегоне Буйнакск — Шамхал, в результате чего были взорваны несколько вагонов воинского эшелона. Для ликвидации пожара был направлен Махачкалинский пожарный поезд. Трое пожарных получили ранения различной степени тяжести. За проявленные умелые действия пожарный расчёт был награждён правительственными наградами:
— начальник отделения объединенного пожарного поезда станции Махачкала Северо-Кавказской железной дороги Кахир Ахмедов – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
— пожарный Радион Капланов – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
— пожарный Камиль Сапигулаев – орденом Мужества (посмертно).
7 ноября 2015 года стрелки команды ст. Махачкала Махачкалинского отряда ведомственной охраны Муслим Шихамматов и Магомедсаид Абдулаев, в составе наряда, выполняя свой служебный долг, осуществляли патрулирование железной дороги на перегоне Тарки – Манас.
В 12 часов 20 минут на наряд было совершено нападение, в результате которого стрелок Магомедсаид Абдулаев был убит, а Муслим Шихамматов, проявив мужество и хладнокровие, сумел добежать до ближайшего отдела полиции, сообщить о нападении на наряд и направить к месту преступления сотрудников полиции.
За умелые и самоотверженные действия при ликвидации особо опасного преступника Шихамматов был награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник».
29 декабря 2015 года в стрелковой команде ст. Махачкала открыта Мемориальная доска работнику Абдулаеву Магомедсаиду Гасаниловичу, погибшего при исполнении служебных обязанностей.
В настоящее время Махачкалинский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД имеет численность более 1000 работников, в его состав входят 14 подразделений, которые осуществляют деятельность по охране железнодорожных мостов, сопровождению поездов, оперативно-профилактическую работу от государственной границы с Азербайджаном на юге, на севере — через Калмыкию до административной границы с Астраханской областью.
Функционируют специализированные группы, которые ежедневно осуществляют патрулирование верхнего строения пути с целью недопущения незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта.
Под надежной охраной наших подразделений находятся свыше 32 важных объектов железнодорожного транспорта. Каждые сутки стрелками отряда сопровождаются вагоны со светлыми нефтепродуктами и дорогостоящим оборудованием, транзитными и импортными грузами.
В постоянной готовности находятся 2 пожарных поезда, оборудованных техническими средствами для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
В текущем году стрелками Махачкалинского отряда сопровождено более 7000 поездов с грузами, совместными специализированными группами ведомственной охраны и органов внутренних дел на транспорте на объектах железнодорожного транспорта пресечено 11 преступных посягательств на имущество железнодорожного транспорта на сумму 170000 рублей, задержано 11 человек.
Руководство отряда и первичная профсоюзная организация проводят постоянную целенаправленную работу по дополнительным мерам социальной поддержки работников и членов их семей: оказанию материальной помощи, организации отдыха и оздоровления в пансионатах и санаториях, детских оздоровительных лагерях и улучшению бытовых условий.
На ведомственную охрану возложены ключевые задачи по охране объектов железнодорожной инфраструктуры, обеспечению сохранности перевозимого груза и пожарной безопасности железнодорожного транспорта в интересах государства и граждан на всем протяжении стальных магистралей нашей страны. Учитывая значимость вопросов, решаемых ведомственной охраной, указом Президента Российской Федерации предприятие включено в перечень стратегических.
Уважаемые коллеги!
Поздравляю всех с наступающей 100-й годовщиной ведомственной охраны, желаю вам и вашим родным крепкого здоровья, счастья, благополучия и общих успехов в развитии нашего предприятия! Выражаю огромную благодарность за ваш добросовестный труд.
Дорогие наши ветераны!
Вы внесли неоценимый вклад в развитие нашего отряда. Каждый из вас прошел большой трудовой путь, это благодаря вам процветает наше предприятие и у него всегда надежное завтра. Вы были и остаетесь главным достоянием коллектива. Примите искренние пожелания добра, здоровья, счастья и долгих лет жизни!
Хизри Ибрагимов,
начальник Махачкалинского отряда ведомственной охраны филиала ВО ЖДТ РФ на Северо-Кавказской железной дороге