Великая отечественная война 1941-1945 гг. – составная часть и главное содержание второй мировой войны – самое трагическое событие в 20 веке, повлиявшее на все стороны жизни людей. «Никто не забыт, ничто не забыто» — гласят знаменитые слова, высеченные на многих военных монументах. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то , что должно всегда присутствовать в нашей жизни. Это память.

Память это то, что человек может пронести через годы, в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии. Память о войне – это память о наших предках их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности. Война против исторической памяти о Великой Отечественной войне, есть не только выпад против наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, это удар по будущему каждой семьи и России в целом.

Память о Великой Отечественной войне и связанных с ней событиях – мощный фактор формирования национального самосознания. Она выступает, также, одной из составляющих идентичности человека, которая не дается ему от рождения, а приобретается в процессе формирования личности,.

Историческая память о трагических жертвах и потерях, поражениях Красной Армии в первые месяцы войны и последующие победы на полях сражений, достижениях отечественной науки в создании новых образцов вооружения и техники, служит одним из значимых регуляторов сознания нашего народа. Признание обществом заслуг победителей фашизма и сохранение их внуками и правнуками исторической памяти о войне — это звенья одной цепи, название которой — преемственность поколений.

Победа не далась нам легко. Война унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников. Из 180 дагестанцев ушедших на фронт, половина не вернулась. Самоотверженно сражаясь против фашистов на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в тылу врага, на суше, в воздухе и на море, многие ветераны заслужили вечную славу.

В этом году наша страна отметила 76-ю годовщину победы советского народа и Красной Армии над фашистской Германией и 80-летие начала Великой Отечественной войны. А, что общество знает о войне, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения? К сожалению, над данным вопросом задумываются не все.

У нас в республике действует мощная общественная ветеранская организация. Во всех 45 районах и 10 городах работают Советы ветеранов, главными задачами которых являются:

защита гражданских, социально-экономических, личных прав и свобод ветеранов, формирование в обществе уважительного отношения к представителям старшего поколения;

содействие в гражданско-патриотическом, военно-патриотическом, духовно-нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Одним из направлений работы ветеранских организаций является сохранение и развитие исторической памяти о Великой Отечественной войне. Как ветераны видят проблемы и перспективы улучшения этой работы?

Важную роль в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне играет школа. За 11 лет нахождения ребенка в стенах школы идет процесс формирования личности. Школа, в том числе и высшая школа, с развитием современных коммуникационных технологий, массовой культуры, электронных средств массовой информации и социальных сетей, утрачивают свою роль основного института социализации, включая передачу памяти и исторической правды о ВОВ. При этом серьезными проблемами являются существенное сокращение в образовательных программах объемов изучения истории и книг о войне, включая классические произведения советских авторов, мемуаров полководцев ВОВ.

В советский период на историю ВОВ в 11 классе отводилось 17 часов, на изучение истории Первой мировой войны – 8 часов. Сейчас на историю ВОВ отводится 6 часов, Первой мировой войне – 4 часа. Зато разделу: «Человечество на этапе перехода к информационному обществу» — отведено не менее 8 часов. А историю Дагестана, вообще убрали из школьной программы.

Такое происходит не только с изучением истории, посмотрите, какие произведения изучают школьники по литературе. Почти все произведения патриотического характера Советского периода убраны из программы. Кому мешала повесть Николая Островского «Как закалялась стать» в школьной программе, где словами главного героя Павла Корчагина сказано: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её, надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… И надо спешит жить. Надо жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой». Нет в школьной программе и стихотворения Владимира Маяковского «Паспорт»:

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

К мандатам почтения нету.

К любым чертям с матерями катись

Любая бумажка

Но эту…

Я достаю из широких штанин

Дубликатом бесценного груза.

Читайте, завидуйте,

Я гражданин Советского Союза!

Сколько гордости и почтения в этом стихотворении за то, что он гражданин своей страны. Мне кажется, что в Министерстве просвещения РФ сидят вредители страны, не думающие о патриотическом воспитании подрастающего поколения на боевых традициях своего народа.

История России со дня образования проходила в войнах. Нет ни одного века, когда бы Россия не воевала. В Российском календаре 20 Дней воинской славы и памятных дат. Все эти даты овеяны славой русского оружия. По этому поводу у ветеранов есть предложение: ввести в 10-11 классах общеобразовательных школ предмет «Слава Русского оружия». Название пусть придумывают специалисты- ученые. Суть вопроса, это изучение боевых традиций русского народа, истории войн.

Изучение предмета «История России» во всех образовательных учреждениях надо поставить на более высокий уровень. Если бы в школе Ямала на должном уровне преподавали уроки истории, то 10-классник Николай Десятниченко, выступая в бундестаге Германии, не говорил бы следующие слова: «Меня чрезвычайно огорчило, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей (немцев), среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». Этот юноша не думает о том, что если бы они не хотели воевать, почему с оружием в руках вторглись на территорию СССР. Если бы они не хотели воевать, то поступили бы как ефрейтор вермахта Фриц Пауль Шменкель, который вместе с советскими воинами сражался против нацизма и стал Героем Советского Союза. Почему такое происходит? Потому что сами учителя истории, которые его подготовили к выступлению, слабо подготовленные специалисты.

Наши СМИ мало показывают варварства, которые совершали фашисты на нашей земле. Наши ветераны приходят в Дагсовет и возмущаются: «Кому нужны такие передачи как ДНК, Давай поженимся, да еще и каждый день, которые показывают по Центральному телевидению». В связи с этим у меня есть предложение, выступить с инициативой на одном из центральных каналов (из 20-ти транслируемых в РД) телевидения вести ежедневную передачу: «Патриотическое воспитание граждан России».

Чем дальше время отодвигает трагические и героические события 1941-1945 гг, и чем меньше остается среди нас их участников – фронтовиков, тем меньше остается возможности получать бесценный исторический опыт из первых уст, в ходе живого общения с ними. Уход из жизни ветеранов ВОВ затрудняет передачу новым поколениям исторической памяти. В республике, на сегодняшний день, осталось всего 40 участников ВОВ. их уход из жизни дает возможность всяким лжеисторикам фальсифицировать историю Великой Отечественной войны.

Пока живы свидетели Великой Отечественной войны, необходимо сохранить их воспоминания, дневники, записи, письма для будущих поколений. Через несколько лет не останется ни одного участника войн, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Это позволит взглянуть на историю с другой стороны, как её видели простые люди.

За последние годы, мы являемся свидетелями, когда в Европейских странах, Прибалтике и Украине, сносятся памятники советским полководцам и солдатам, освободившим их страны, и конечно возмущаемся этим фактам. На Украине Бандера стал народным героем, а по площадям Прибалтийских стран, маршируют бывшие местные эсесовцы. И только ли в этих странах происходит такое?! Почему широко развивает свою грязную пропаганду пятая колонна в нашей стране?

На суд общественности выношу только два факта:

в 1994 году в Москве на территории храма всех святых была установлена памятная плита «Воинам русского общественного союза, русского корпуса казачьего стана — казакам 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС, павшим за веру и Отечество», которая была разрушена 8 мая 2007 года ветеранами ВОВ. В 2014 году, к 100-летию начала Первой мировой войны, на месте разбитой плиты была установлена новая плита: «Казакам, павшим за веру, царя и Отечество»;

4 августа 2006 года в станице Еланской Шолоховского района, Ростовской области, на территории одного частного дома состоялось тожественное открытие мемориального комплекса, посвященного памяти донских казаков, погибших в борьбе против Советской власти, в том числе, воевавших в годы ВОВ на стороне Гитлера. В центре мемориала стоит большая бронзовая фигура атамана Петра Краснова. На открытии мемориала присутствовали члены администрации Ростовской области. Задается вопрос: кто такой Петр Краснов, за что ему такие почести? Справка: «Генерал-майор русской императорской армии Петр Николаевич Краснов во время Великой Отечественной войны занимал пост начальника Главного управления казачьих войск имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии. Участвовал в создании «Казачьего стана». В мае 1945 года был взят в плен англичанами вместе с 2,5-ю тысячами казачьими офицерами и был передан советской военной администрации в Австрии. Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла решение о казне Краснова, через повешение. 16 января 1947 г. приговор приведен в исполнение во дворе Лефортовской тюрьмы»;

Другой пример: 16 июня 2016 года на здании военного инженерно-технического университета в Санкт-Петербурге установили памятную доску Маннергейму. Через три дня ветераны университета облили её краской. Справка: «В годы ВОВ Маннергейм был союзником Гитлера, возглавлял вооруженные силы Финляндии в войне против СССР. пытался создать второе кольцо вокруг Ленинграда. За это время 24 тысячи человек местного населения отправили в финские концлагеря.

А вот пример из настоящего: Отношение местных властей к исторической памяти об участниках ВОВ. С 2018 года жители поселка Ленинкент на свои сбережения заказали мемориальный комплекс из семи мраморных плит, с высеченными на них именами воинов-сельчан, ушедших на фронта ВОВ и не вернувшихся в родным очагам. Эти плиты пролежали во дворе дома одного из инициаторов создания памятных плит почти три года, пока чиновники администрации города решали вопрос установки комплекса. И только в мае 2021 года, комплекс, наконец-таки, был установлен.

Такого не должно быть в нашей стране, где фундаментом будущего, объявлен патриотизм. Чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, в первую очередь надо бороться с фальсификаторами истории о войне.

Переписыванием истории второй мировой войны заняты политические силы Европы, США, Прибалтики и Украины. Сознательно принижается решающая роль СССР в достижении Великой Победы над фашизмом. Возвышается роль союзников, а иногда им приписывается решающая роль в разгроме гитлеровской Германии. Хотя известно, что второй фронт был открыт менее, чем за год до окончания ВОВ, которая длилась почти четыре года.

Неопровержимым фактом является то, что из общего числа потерь в боевой силе и технике, которые понесла немецко-фашистская армия во Второй мировой войне, 75% приходится на советско-германский фронт. Что мы должны противопоставить этим фальсификаторам? Между прочим, они знают настоящее положение дел, но лгут. Наш ответ на такую наглую ложь: правда и только правда. Правдивыми фактами надо бить в глаз. И скажу другое. Мы всегда отвечаем на их лживые высказывания с опозданием и оправдываемся, обороняемся.

В боевом Уставе Вооруженных сил определено два вида боя: наступление и оборона. Оборона имеет цель отразить атаку превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери. Оборона – это преднамеренный или вынужденный вид боя. Наступление – основной вид военных действий, основанный на атакующих действиях. Только наступление приводит к успеху. Надо наступать, наступать и еще раз наступать. Не давать, нашим недругам, рта открыть.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

Историческая память о Великой Отечественной войне – не приходящая ценность нашего народа. Решение проблем её сохранения и укрепления необходимо для формирования национального самосознания, национальной и государственной идентичности наших сограждан, прежде всего молодого поколения.

Сохранение и укрепление памяти о войне важно для использования отечественного исторического опыта в решении современных задач обороны и национальной безопасности России.

Объективные особенности исторической памяти о войне, обусловливающие её постепенное ослабление, могут и должны быть компенсированы целенаправленной воспитательной, образовательной и просветительской деятельностью.

Всем нам — наследникам Великой Победы следует добиваться безусловного выполнения требований Конституции РФ о защите исторической правды, повышать эффективность борьбы против умаления значения подвига нашего народа при защите Отечества, фальсификаций причин, хода и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, давно ставших одним из стратегических направлений информационной войны США и Запада против России.

 

Магарам Алиджанов,

председатель Дагестанского регионального отделения Всероссийской организации ветеранов