Формирование морально-этического облика молодого поколения, преданного своей родине, готового жить и трудиться во благо правового, демократического государства – наиважнейшая задача гражданско-патриотического воспитания современности. Это подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в которой определяется стратегия развития субъекта гражданского общества, гражданина-патриота, представлены принципы патриотического воспитания. В этой связи сегодня как никогда очевидна чрезвычайная потребность в обновлении содержания патриотического воспитания, безотлагательного формирования истинных патриотических чувств, сознания и поведения молодого поколения с максимальным учетом исторических, социальных и национальных особенностей региона.

Патриотическое воспитание сегодня актуально и в связи со сложившейся ситуацией в Дагестане–регионе, одной из основных ценностей народов которого выступает любовь к Родине, готовность пожертвовать жизнью во благо Отечества, о чём свидетельствуют многочисленные факты и героико-биографические сведения личностей в истории Страны гор.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в трактовках понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», в педагогической науке существует единое понимание в части ценностей (любовь к семье, родному дому, природе, Родине, служение Отечеству, уважение традиций и истории родного народа и Отечества и т.д.), характеризующих уровень гражданско-патриотического воспитания, обусловленный знанием прошлого и настоящего края, ее истории, культуры, традиций и т.д., содействующих формированию у человека активной жизненной позиции.

Сегодня, когда общество столкнулось с явлением деформации патриотизма, утраты исторических традиций, национальной самобытности, возникает необходимость обогащения идей гражданско-патриотического воспитания посредством обращения к прогрессивным традициям, использования незыблемых достижений народной педагогики, максимально бережного учета национально-региональных и социально востребованных особенностей поистине образцовых ценностей гражданско-патриотического воспитания.

Именно с этих позиций возникает чрезвычайная необходимость усиления, а точнее пристального внимания к краеведению, как к исторически веками апробированному народному средству патриотического воспитания, поскольку знание своего края, его прошлого и настоящего, непосредственное участие в его изучении рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В этой связи ключевой задачейсовременных семей и образовательных организацийявляетсяформированиепонятий Родина, Отечество, Отчизна, включающих в себя многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются категориями семья, микрорайон или деревня, город.

По мере своего развития личность постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, вуза, предприятия, к своему народу, вершиной которого выступает осознание себя дагестанцем, гражданином России. Научить любви к родителям одними призывами нереально, как невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего Родину только по книгам. Патриотизм необходимо воспитывать в постоянном общении с родной природой, через знакомство с социальными условиями жизни народа, чему способствует систематическая туристско-краеведческая деятельность.

В Дагестане находится 1200 строений, признанных памятниками архитектуры, при этом 40 из них относятся к памятникам федерального значения. Среди них крепость Нарын-кала (памятник всемирного наследия, находится в городе Дербент, постройка IVвека), высокогорная крепость-село Кала-Корейш (постройкаIXвека), мечеть в селе Кумух (постройкаXIIIвека).

О чем свидетельствует многолетний опыт ряда школ Дагестана (МОУ СШ №35, №39 г.Махачкалы, Новокаякентская СШ № 1 и т.д.) включение учащихся в краеведческую деятельность (выявление, сбор и хранение материалов, связанных с поселком, районом, областью) через ведение летописи истории школы, создание фотоальбомов о школьной жизни, оформление стендов «Люби и знай родной край», «Исторические памятники Дагестана», «Славные сыны Дагестана», «Трудовые династии Дагестана», «Фольклор и литература Дагестана» и т.д., выставок творческих работ, рисунков и поделок учащихся формирует интерес к прошлому семьи, своего рода, малой родины и т.д.

Важное место в патриотическом воспитании занимают сочинения на историческую тему, запись рассказов родственников, составление генеалогического древа и др. Способствуют гражданско-патриотическому воспитанию знакомство с национальными обычаями народов, населяющих Дагестан, приобщению к их культуре проведение дней национальных культур, фестивалей, игр, изучение народных ремесел, кружковая работа, ориентированные на общее интеллектуальное развитие, социализацию школьников, формирование толерантности, интернационализма, патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.

Однако при всей эффективности данных воспитательных мероприятий зачастую краеведческая работа в образовательных организациях республики носит эпизодический характер, поскольку нет целенаправленной и продуманной системы вовлечения учащихся в деятельность по выявлению, осмыслению и внедрению в сознание учащихся духовно-нравственных ценностей, идей, взглядов, установок, сконцентрированных в тех или иных направлениях краеведения.

Анализ практики гражданско-патриотического воспитания показывает, что многие педагоги, осознавая необходимость использования историко-краеведческого материала, испытывают трудности в организации такой работы, что связано с недостатком методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий, для ведения исследовательской деятельности. При этом 67% опрошенных учителей в качестве главного препятствия рассматривают отсутствие специальных курсов повышения квалификации, разнообразных методических пособий по краеведению и организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое воспитание на краеведческом материале

обладает высоким потенциалом, реализуемым недостаточно, поскольку комплекс исследований по изучению природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности, истории и культуры местного населения носит фрагментарный характер.

Следует выделить историческое, природоведческое, экономическое и искусствоведческое виды краеведения.

Историческое краеведение способствует формированию у учащихся причастности к истории Дагестана, ответственности за сохранение исторического наследия и культурного богатства Дагестана через изучение прошлого республики, памятников истории, включение в исследование и деятельность, направленные на приобретение знаний по истории края. Историческое краеведение обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к истории,способствует формированию гражданской позиции на основе раскрытия связей родного города, села с великой Родиной, уяснения неразрывного единства истории, причастности к ней каждой семьи и признания своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. При увлечении историческим краеведением школьники, да и учащаяся молодежь узнают о мужестве народов, готовности защищать свою землю, жертвуя собой, спасении малой родины от разорения и захвата чужеземцами. Историческое краеведение способствует осознанию последствий насильственного расчленения Страны гор, катастрофических разрушительных нашествий, гибели людей от меча иноземцев, эпидемий, голода, затяжной борьбы с захватчиками, длительных междоусобиц, политической раздробленности, и при этом отсутствия разделения и противопоставления друг другу дагестанцев по этническим признакам.

В ходе краеведческой работы учащиеся посещают места героической борьбы народов Дагестана с жестоким завоевателем Надиршахом, узнают о борьбе под предводительством имама Шамиля с царской Россией – все это не может не вызывать чувства гордости и сопричастности к истории.

Историческое краеведение позволяет вникнуть в суть народного патриотизма: когда Родина оказывалась в опасности, народ сам становился армией, что проявилось в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов и подтвердилось в августе-сентябре1999 года во время нападения бандформирований на Дагестан. В ходе отражения агрессии 1999 г. во многих городах и селениях формировались отряды ополченцев, создавались интернациональные отряды добровольцев в помощь населению Ботлихского, Цумадинского и Новолакского районов, а жители населенных пунктов, оказавшиеся в зоне боевых действий, не имея оружия, фактически ценой собственной жизни защищали свою землю, вступив в бой и победив коварного врага.

Природоведческое краеведение помогает учащимся увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки бережного отношения к ней в ходе изучения и исследования уникальных объектов (рельеф, климат, гидроресурсы, почвы, растительный и животный мир и т.д.).

Ознакомление с адатами и преданиями народов Дагестана, дошедшими до наших дней, способствует осознанию учащимися значимости охраны лесных массивов, ценных деревьев, животных и птиц. Так, согласно адатам келебских селений, с того, кто возьмет сухие или сырые дрова из охраняемого леса, взыскивался штраф в размере двух овец; владелец скота и пастух должны были давать клятву, что не будут пасти скот на запрещенных землях общества, с виновного взыскивался штраф в размере одного барана. Это было в XVII–XVIII веках, то есть еще в те времена наши народы определяли природные объекты, которые подлежали особой охране.

В качестве объектов природоведческого краеведения сегодня выступают: Самурский лес, бархан Сарыкум, Ханагский водопад, озеро Казеной-Ам, Кужникский мост и т.д.

В 1991 г. образован Самурский государственный природный национальный парк на базе Самурского лесхоза. Он является уникальным средоточием ценнейших объектов мирового значения, таких как реликтовый лес, нерестилища ценных видов рыб, гнездования перелетных и зимующих птиц, среда обитания диких животных и т.д.

Уникальный природный памятник бархан Сарыкум – один из памятников природы заповедника «Дагестанский» – расположен в 18 км к северо-западу от города Махачкалы на левом берегу реки Шура-озень Кумторкалинского района. Песчаная гора Сарыкум имеет высоту 250 м над уровнем моря, занимает площадь3000 га. Гора сложена из мелкого среднезернистого песка. На бархане встречаются 279 видов растений, рептилии (ушастая круглоголовка,быстрая ящурка), грызуны (гребенщиковая песчанка, тушканчик и др.), около 8 видов птиц, 10 видов млекопитающих и более 150 видов насекомых.

К сожалению, в охраняемой зоне заповедника пасут скот, а песок вывозится как строительный материал, в результате чего за последнее время высота бархана уменьшилась на 20 метров.

Курорт Ахты находится в Южном Дагестане на высоте 1161 м над уровнем моря в 4 км западнее с. Ахты, располагает 7 источниками, известными еще в VI веке, по химическому составу сходными с ессентукскими соляно-щелочными источниками (№4 и №18), а также боржомскими. Обилие солнечных дней (167) больше, чем где-либо на Кавказе, сухость воздуха, умеренная температура (среднегодовая температура воздуха +9,2°С), наличие других достопримечательностей природы (горы Базардюзю и Шалбуздаг, теснина Ахтычай, водопады, обилие фруктовых садов и т.д.) создают максимально благоприятные условия для отдыха и лечения многих заболеваний (суставов, сердца и т.д.).

Водопад Чараур находится в Докузпаринском районе. Его водосбор приходится на Сельдинское плато, которое ограничено скальными стенами вершин Ерыдаг (3925 м) и Сельды(3664 м). При этом сброс снеговых и дождевых вод с плато происходит в том месте, где высота падения достигает 250 метров, и имеет двухступенчатую струю.Верхняя точка водопада – на абсолютной высоте 3350 метров, а за20 метров до нее река исчезает в системе глубоких, скрытых от глаз трещин, после чего водные струи вырываются ниже кромки обрыва двумя протоками – многоводным главным и несколько южнее – второстепенным и менее мощным водопадом.

В Табасаранском районе на реке Ханаг-чай располагается водопад, имеющий две ступени: первая высотой 3 м, вторая – 15 м; они образуют небольшое озеро, окруженное широколиственным лесом, а на вершине горы над водопадом сохранились развалины старой башни.

Кужникский природный мост в Табасаранском районе занимает площадь 0,02 га и представляет собой арочный мост над ущельем, шириной около 6 м и длиной более 100 м. Мост считается священным местом, к которому нельзя подойти близко, а тем более проводить какие-либо хозяйственные работы. Над мостом расположена гора, создающая весьма красивый пейзаж.

Озеро Казеной-Ам, или Большое форельное озеро, расположенное на западных склонах Андийского хребта на высоте 1869 м над уровнем моря, имеет максимальную глубину 72 м и общую длину береговой линии 10 км.

В озере обитают два вида форели, а природа вокруг него очень красива и может служить местом для организации туризма, подготовки яхтсменов и т.д.

Экономическое краеведение дает возможность познакомить учащихся с хозяйством родного края (особенностями истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.), представляющим собой совокупность отраслей промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др., на основе исторического подхода в том числе, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Задачей экономического краеведения также выступает раскрытие своеобразия населенных пунктов и населения с точки зрения изменения численности, естественного движения, миграции, социальнодемографической структуры, расселения и т.д.

Искусствоведческое краеведение ориентировано на привитие бережного, уважительного отношения к памятникам культуры и искусства, приобщение к культурно-художественному наследию через знакомство с памятниками материальной и духовной жизни, произведениями народного творчества, которые характеризуют быт, образ жизни и труд людей, сбор и изучение

местного фольклора, изучение творчества и биографии ашугов, знакомство с произведениями изобразительного искусства, музыкой, танцами, отражающими неповторимую художественную культуру края.

Сложившийся у народов Дагестана опыт воспитательной деятельности показывает, что сегодня в условиях развития социокультурных отношений, базирующихся на правовой и государственной основе, значимости учета исторического развития региона, возросшем самосознании учащихся, утверждении демократических отношений, актуализируется проблема эффективного гражданско-патриотического воспитания через взаимодействие с социальными институтами и учреждениями дополнительного образования, проектирование и реализацию разнообразных краеведческих маршрутов.

Воспитание гражданственности и патриотизма у современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к социальному и нравственно-этическому опыту, побуждение к активному участию в социально значимой краеведческой деятельности формирует чувство здорового патриотизма и гражданственности, стремление, опираясь на реальные примеры своей малой родины, честно и добросовестно служить своему Отечеству. Именно так можно формировать тесную привязанность личности к родному дому, коллективу, к родным и близким, сверстникам и ближайшему окружению, положительное отношение к «малой родине», осмысление пережитого опыта, осознание своего места в обществе и т.д.

В этом и заключается чрезвычайная необходимость безотлагательной оптимизации краеведческой работы в качестве эффективного средства формирования гражданско-патриотического сознания, чувств и поведения молодого поколения республики и страны. Истинная любовь к своему краю — верный путь к гражданско-патриотическому становлению молодого поколения.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор