К дню пианиста

 

Почетный гражданин Махачкалы Хан Мирзаханович Баширов, один из известных деятелей культуры республики, народный артист Дагестана, председатель Союза музыкантов РД, член Общественной палаты Махачкалы, профессор ДГПУ и просто неравнодушный к судьбе нашего горного края и ее столице человек имеет, образно говоря, “активное общественное лицо». Его разносторонняя деятельность, творческий диапазон и работоспособность удивляют: блестящий пианист, концертмейстер, киноактер, педагог, режиссер, автор и исполнитель музыкальных лекториев, просветитель, пропагандист классиков русских, зарубежных, советских и российских композиторов. Он решил поделиться с читателями своими мыслями о времени и о себе.

Мои наставники

Прийти в искусство меня подтолкнул пример отца — Мирзахана Баширова, долгие годы возглавлявшего Государственный ансамбль песни и танца Дагестана, известного танцора и организатора культурной жизни республики. У нас дома перебывали многие представители богемы Дагестана 50-60-х годов: композиторы, музыканты, поэты, певцы. В моих детских воспоминаниях отложились встречи в нашем гостеприимном доме с такими корифеями композиторского искусства, как Вано Мурадели, Анатолий Новиков, и другими деятелями культуры страны. Когда отец брал меня на репетиции ансамбля, то я «вживую» видел Муи Гасанову, Бурлият Ибрагимову. Вот так и произошло мое знакомство с этим удивительным миром искусства, которому я предан всю мою жизнь. Так что мое поступление в 1963 году в Махачкалинскую детскую музыкальную школу №1 не было случайным. Затем была учеба в нашем музыкальном училище, в Астраханской консерватории. А со времени окончания учебы по сей день занимаюсь просветительской и концертной деятельностью.

Я преклоняю голову перед светлой памятью людей, которые ввели меня в светлый мир музыки. Это Камира Иманалиевна Штанчаева, Евгения Алексеевна Троицкая, Ирина Марьяновна Трофимова, Лилия Викторовна Этигон. Хочу сказать слова благодарности моим профессорам в Астраханской консерватории – это Людмила Авдеевна Круглова, Эрвин Григорьевич Камалов. Среди корифеев дагестанской музыки огромное влияние на меня оказал Готфрид Алиевич Гасанов. Он вместе с Исбат Гайдарбековной Баталбековой – первой дагестанкой – народной артисткой России, будучи у нас дома, почувствовал мою тягу к музыке. На всю жизнь запомнилась встреча с Сергеем Артемьевичем Агабабовым. Я написал об этом рассказ «Волшебные пальцы», который был опубликован в 1986 году, в год его 60-летия. Я счастлив дружбой с Мурадом Магомедовичем Кажлаевым, который возглавлял Большой Академический концертный оркестр, а ныне создал в Махачкале музыкальную школу для одаренных детей. Гордость за мой маленький Дагестан наполняет меня, когда слышу, как известные музыканты из Америки, Англии называют его «маэстро». Его балет «Имам Шамиль» с успехом прошел в 2006 году в Дагестане.
Не могу не вспомнить музыковеда, журналиста, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Васильевича Сперанского. С его легкой руки произошло мое «боевое крещение», когда 12 марта 1962 года семилетним мальчиком я играл на пианино в прямом эфире… Ну и, конечно, нельзя забыть мои встречи с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Считаю авансом моей творческой деятельности его слова, когда он назвал меня «Ханом музыки», «Баширом любви». Эти люди не были заносчивы, но знали себе цену, были внутренне свободны. Своим ученикам стараюсь прививать качества, которые воспитывали во мне мои учителя, — трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям.

 

О «коммерциализации искусства»

Искусство должно быть доходчивым, а не доходным. Настоящее искусство очищает человека от всего наносного, ненужного. Погоня за большими деньгами губит музыкантов, певцов. Не гнушаются ничем. Соглашаются выступать на сомнительных корпоративных вечеринках, посиделках. Обычно этим занимаются музыканты с недостаточным уровнем образования и кругозора. К сожалению, многие мои коллеги перестали уважать свою профессию и самих себя. В связи с этим хочу привести один пример. Как-то Готфрида Алиевича Гасанова, патриарха дагестанской музыки, срочно вызвали в обком партии. А он в это время был занят своими учениками в музыкальном училище. Так вот, ему хватило смелости ответить, что прибыть тотчас в обком не может, так как находится на уроке. И это не заносчивость, не гордыня, не «звездность», это уважение к своей профессии, к своим ученикам.

А что сегодня? То, что многие начинающие артисты, едва успев выпустить диск со своими песнями, считают себя «звездами», губит их. На любом нашем канале телевидения только и слышишь о какой-то «суперзвезде», «мегазвезде». Тогда позвольте спросить: «Кем были Рагимат Гаджиева, Исбат Баталбекова, Марьям Дандамаева, Султанат Курбанова?» Имена можно перечислять и дальше. Светлая память ушедшим и долгие годы ныне живущим!
Сегодняшние «звезды» включают диск и поют под фонограмму. Такова цена их звездности. А вот Рагимат Гаджиева говорила: «Настоящему певцу не надо бегать и прыгать на сцене, чтобы показать свои вокальные способности. Настоящий артист берет слушателя силой голоса, душевностью, музыкальностью, он уважает своего слушателя». Надо быть ответственным перед своим народом, тогда ты будешь востребован, тогда обретешь творческое долголетие. А «звездочки» на один сезон вспыхнут-погаснут, и через 5-10 лет о них никто не вспомнит.

Почему мы до сих пор помним Клавдию Шульженко, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Нину Русланову, да потому, что, как сказала Лариса Долина, у этих Артистов с большой буквы был стержень, хребет.

 

О работе в кино и не только

В кино я попал совершенно случайно. Как-то на улице остановил меня режиссер и актер А. Панкратов-Черный и пригласил сниматься в фильме «Похождения графа Невзорова», хотя я не профессиональный актер, потом пошли «Сказание о храбром Хочбаре», «Тайна рукописного Корана» (в 2007 г. удостоен Государственной премии РД, кстати, единственный дагестанский художественный фильм, получивший эту награду), «Рай под тенью сабель», «Шамиль», «Платон», ряд документальных фильмов. В общей сложности снялся в 10 лентах. Очень было трудно, особенно ездить верхом, стрелять на скаку, драться, прыгать, хотя работали и каскадеры. Но все выдержал. Человек, если относится с душой, то у него все получится. Многие мои оппоненты  часто критикуют, звонят в различные редакции: «Что, кроме Баширова никого нет что ли, почему о нем часто пишите, говорите и показываете?» Я им отвечаю: «Дай бог вам здоровья!». У меня нет и не было чувства зависти, мести. Я всегда радуюсь успехам близких, порой даже незнакомых людей. Стараюсь позвонить, поздравить с праздником, днем рождения своих друзей. Что за это уже наказывают?

 

Отношение к СМИ

К СМИ отношусь по-разному. Есть СМИ, которые достаточно объективны. Но есть такие издания, теле — , радиопередачи, которые просто искажают факты, увлекаются скандальной тематикой, непрофессионально освещают культурную жизнь республики. В отношении меня особой критики не было, а в целом к конструктивной критике отношусь с пониманием. Но некоторые мои коллеги прямо с болью в сердце воспринимают мои успехи, звонят по редакциям и просят публикации безосновательных опровержений.

Кое-кому, к примеру, не понравился факт вручения мне Государственной премии РД за участие в фильме «Тайна рукописного Корана».

 

О дагестанском зрителе

В прессе то и дело встречаются высказывания насчет того, что дагестанцы подвержены культу «золотого тельца», стали равнодушны к искусству, меньше посещают кинотеатры, спектакли драмтеатров, концертные залы. Что же на самом деле происходит с нашим зрителем?

На мой взгляд, сегодня дагестанцы идут по линии наименьшего сопротивления: включают телевизор, гаджеты, пойти на классический концерт, видимо, не хватает времени в погоне за тем же «золотым тельцом».

Привитие вкуса к возвышенному, к истинному искусству — это совместная работа нас, профессионалов, и самих слушателей. Да, это нелегкая работа, но ее надо делать. Необходимо поставить заслон бездуховности, бескультурью. Очень хорошо, что в 1996 году в Махачкале был открыт Оперный театр. И символично, что многие свои сезоны он открывает оперой Г.Гасанова «Хочбар», которая была написана еще в 30-е годы прошлого столетия и сегодня получила свое второе рождение. Успешно прошли постановки опер «Ирчи Казак», «Парту Патима» Н.Дагирова. Театр завершил работу над постановкой оперы У. Гаджибекова «Аршин мал-алан». Мы должны воспитывать дагестанцев на хорошей музыке. В театре работают талантливые артисты — Мухсин Камалов, Тагир Курачев, Магомед Абасов. Конечно, не все условия для работы созданы. Очень важно, когда власти предержащие интересуются бытовыми условиями работников культуры и стараются им помочь. С нашим зрителем происходят удивительные метаморфозы. С одной стороны, как я уже сказал, есть некоторая апатия, снижение интереса к классике. А с другой стороны… Но лучше приведу два факта, происшедших с разницей в четверть века.

В начале 80-х годов приезжал в Махачкалу всемирно известный скрипач Леонид Коган. Вы не поверите, в зале были лишь преподаватели и студенты музучилища. И вот другой пример. В 2007 году в Махачкале выступал с гастролями наш земляк, скрипач и вокалист Марио-Али Дюранд-Сутуев. В репертуаре – исполнение танго, песни на разных языках мира. Зал был переполнен. Возможно, всему виной реклама, интерес к экзотике. Возможно! Но думаю, если зрителю понравится выступление какого-либо артиста, творческого коллектива, то следующие гастроли также пройдут с аншлагом. Так и произошло в случае с Марио-Али Дюранд-Сутуевым.

 

О «медных трубах»

Искушение успехом испытывают все. Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ избежать искушения – это поддаться ему». Это, конечно же, шутка. А если серьезно, то когда усталый, но с цветами, приходишь с концерта, то бываешь горд и рад. Успех — это стимул для дальнейшей работы.

Меня часто награждали различными званиями, оказывали доверие, включая в различные комиссии, президиумы, рабочие группы… Благодарен за это. Но это не означает, что я самый лучший. То, что в нас заложено хорошего, все это от наших предков. Нам же важно все это сохранить. Мы должны стремиться к тому, чтобы стать достойными наших дедов и отцов. И сохранить их опыт, мудрость, отношение к людям любой национальности, сохранить нашу самобытную культуру. Мы должны думать о том, что оставим после себя. Ну а я, как любой нормальный гражданин России, стараюсь делать добро и жить по совести независимо от регалий, званий, должностей.

И еще. Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. Никому не удастся вбить клин в отношения между нашими народами. Никому не удастся отделить Северный Кавказ от России. Об этом я всякий раз говорю на различного рода мероприятиях, которые проходят в разных городах нашей страны.

 

О дагестанской интеллигенции

Начну с того, что настоящий интеллигент должен иметь свою точку зрения на те или иные вопросы окружающей нас действительности. Это качество настоящего интеллигента. К сожалению, нет былой социальной общности нашей интеллигенции. Боятся спорить, высказывать свое мнение. В начале 90-х годов в Махачкале был такой дискуссионный клуб, которым руководил Леопольд Качалаев-Панич. Сейчас таких аудиторий, где можно было бы «выпустить пар», нет. Интеллигентность, на мой взгляд, это, в первую очередь, умение сопереживать другому, быть великодушным, не мелкомстительным. О твоей интеллигентности должны судить другие. Нельзя путать интеллигентность с интеллектуальностью. Это разные вещи. И то, и другое сочетали в себе композиторы Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, историк Расул Магомедов. Среди ныне живущих могу назвать Мурада Кажлаева. Только духовное нас спасет в этом сложном и противоречивом мире. А как известно, без духовности, нет нравственности.

 

О взаимосвязях между людьми

Мне кажется, надо быть добрее, внимательнее. Не оставаться равнодушным. Сейчас очень много людей преуспевающих, но они не хотят посмотреть на ближнего, чужие страдания их не трогают. Нельзя быть черствыми и думать только о себе. Ведь мы же не вечны на этой Земле, и надо о себе оставить добрую память. И поэтому мы часто выступаем с благотворительными концертами в Домах престарелых, в Обществе слепых, в Домах ребенка и т. д.

Испокон веков в Дагестане было заведено уважать старших и внимательно относиться к ним. К сожалению, сегодня об этом остается лишь мечтать, нередко молодежь ведет себя недостойно – процветают хамство, нецензурщина, вандализм, какая- то немыслимая агрессия. Отсюда рукой подать до противоправных действий.

И мы все в ответе за спокойствие и мир в нашей республике. Мне часто приходится ездить по стране, СНГ и дальнему зарубежью. И когда узнают, что я из Дагестана, сразу же начинают осторожничать, и нелегко бывает переломить это напряжение.

Когда прочтешь несколько строк Расула Гамзатова, или наиграешь на рояле песню «Журавли» Яна Френкеля, что-то расскажешь о нашей республике, то у наших новых слушателей появляется доверие и к нам, артистам, и к региону, «послом» которого ты являешься. Не устаю повторять, что Дагестан всегда был, есть и будет в составе России. Ведь, когда нам было тяжело в 1999 году, именно Россия пришла нам на помощь. Приезжал Владимир Путин. И мы, музыканты, выступили в СМИ с обращением к дагестанскому народу «Россия – наше родное Отечество». Выступали перед беженцами, в госпиталях перед ранеными с концертами, сдавали кровь и т. д.

 

Мое жизненное кредо

Меня часто спрашивают: «Ты независимый человек? Что понимать под независимостью? Зависим от своей семьи, от своих друзей. Входя в различные общественные организации, стараюсь выполнять их уставы. В творческом плане я, действительно, независим. Я сам определяю свой репертуар, планы гастролей. А все мы люди достаточно зависимые. Всем нам необходимы Милосердие, Мир, Стабильность.

 

Я доволен своей жизнью, вырастил хороших, достойных детей. Мечтаю, чтобы они были счастливы. Мечтаю также, чтобы как можно больше людей стали счастливее, чтобы их жизнь стала комфортнее, спокойнее. Желаю людям  преодоления трудностей, без них не обойтись, без них человек не может различить, где добро, где зло.

Эдуард Эмиров