В огненные сороковые люди хлебнули лиха сполна: кто-то пол Европы по- пластунски пропахал, кто-то бороздил небо на боевых самолётах. Среди многих советских героев небесного фронта был и наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны, полковник авиации в отставке Рагимов Рагим Магомедович. Он единственный участник той войны, оставшийся в живых из Каякентского района, которому в декабре исполняется 99 лет.
Он родился 22 декабря 1922 года в селе Каякент. Его жизнь схожа с судьбой многих сверстников того времени. После окончания в 1937 году 7-го класса местной неполной школы, оставшись круглым сиротой, для продолжения учебы поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из разных районов республики, обеспечивались бесплатным питанием, проживанием в общежитии, имели хорошую учебную базу.
После рабфака в 1940 году он вернулся в родное село и продолжил учебу в 9 классе. В конце второй четверти в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который отбирал старшеклассников для направления на учебу в Грозненскую военно-авиационную школу. Из Каякентского района было отобрано восемь юношей, которым предстояло на месте пройти лётно-медицинскую комиссию и сдать экзамены.
Так сложилось, что по заключению медкомиссии и по результатам экзаменов из прибывших восьми кандидатов в авиашколу приняли только его. Учеба здесь для Рагима стала первым испытанием на выносливость. Учились по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Целеустремленность и напряженные занятия дали хорошие результаты.
Сталинград. Украина
В январе 1942 года он окончил Грозненскую военно-авиационную школу в звании сержанта и был отправлен в действующую часть. В том же году его лётная часть участвовала в Сталинградской битве. Наступательная операция под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. Зима выдалась холодной, снежной, бушевали метели, сковывал мороз. Лётчики выполняли полеты на низкой высоте.
Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские войска под Сталинградом, окружили и взяли в плен много солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 года войска Юго-Западного фронта подступили к границам Украины, Луганской и Харьковской областям.
Тем временем соединения и части 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины. 282-й авиаполк, где служил Рагимов, выполнял задания командования с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось по 2-3 вылета в день. В сентябре 1943 года Рагиму присвоили звание младшего лейтенанта, и он был награжден орденом Отечественной войны IIстепени.
В дальнейшем он совершал боевые полеты во время военных операций по освобождению городов и областей Украины: Донской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской. Весной 1944 года в непогоду выполнял очень трудные задания. На бреющем полете по узкому трехкилометровому коридору нашим лётчикам нужно было доставлять боеприпасы и необходимые грузы частям, сражающимся в районе города Николаева, где к сожалению их часть понесла большие потери.
Освобождение народов Европы
За активные боевые действия при освобождении Николаева и других городов Украины авиаполк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Летом 1944 года Рагиму присвоили воинское звание лейтенанта. После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск продолжил наступление за пределами СССР, начав освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.
Наиболее ожесточенные бои шли при взятии Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Секешфехервар немецко-фашистское командование бросило в сражение свои последние воинские резервы, новые танковые соединения. В то время, январе 1945 года, были очень плохие погодные условия, стоял низкий, густой туман. Ввиду нелетной погоды бомбардировщики в воздух не поднимались.
Вся нагрузка тогда легла на лётный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штаба фронта ежедневно на бреющем полете проводить разведку переднего края, чтобы установить места расположения немецких частей, количество танков, орудий и бронемашин.
В одном из таких полетов 19 января 1945 года самолет Рагимова был обстрелян с железнодорожной платформы. Машина серьезных повреждений не получила, но пули попали в её хвостовую часть, повредив обшивку. Экипаж сумел благополучно вернуться на свою площадку и привезти нужную информацию о месте расположения скрытых немецких танков, подвозе техники к линии фронта.
428 боевых вылетов
За выполнение боевых заданий Рагима второй раз наградили орденом Красной Звезды. За время войны в составе 3-го Украинского фронта Южной группы войск он совершил 428 боевых вылетов и 910 посадок. Они считаются основными единицами измерения боевой работы в военной авиации.
Изучая военную биографию летчиков периода Второй мировой войны, мы обратили внимание, что не каждому из них удавалось совершить такое количество вылетов. К примеру, у нашего прославленного летчика-аса Амет-Хана Султана их насчитывается 603, за что ему дважды присвоено звание Героя Советского Союза.
Отметим, что в авиации стран антигитлеровской коалиции количество обязательных вылетов было ограничено. Например, для бомбардировщика RAF они составляли 30, после чего военнослужащий получал статус ветерана войны и право уйти в запас. Подобный порядок был принят и в Военно-воздушных силах США.
В ВВС Рабоче — Крестьянской Красной Армии и в немецкой Люфтваффе (воздушные силы нацистской Германии) предел количества боевых вылетов отсутствовал, что приводило к определенным психологическим проблемам, так как отдых был возможен только в госпитале.
При налете немецкой авиации на площадку нашей эскадрильи Рагим был ранен в ногу, лежал в госпитале, после лечения снова вернулся в действующую часть, чтобы продолжить бить фашистов.
За образцовое выполнение заданий командования он был награжден пятью орденами, в том числе двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. К Дню защитника Отечества и в связи с годовщиной освобождения Украины ему было присвоено воинское звание подполковника, а к 62-й годовщине – звание «полковник в отставке».
После войны его не покидало желание устроить своих племянников Мугутдина Багаутдинова, Саида, Марьям и Изамутдина Мирзаевых, а также детей своих сестер Абидат и Галимат, слишком рано ушедших из жизни, в Буйнакский детдом № 2. Будучи на передовой он регулярно писал им письма с фронта, интересовался их жизнью, поддерживал во всем.
В конце 1947 года, авиаполк где он служил, перебазировался в Киев. Затем его перевели в 255-ю отдельную авиационную эскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем до 1953 года ветеран войны служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиашколы пилотов в городе Кременчуг. Там Рагим женился на славной боевой подруге Лидии Павловне, с которой прошел через суровые испытания военных лет. Эта чудная женщина была предельно внимательна к нему.
В 1954-1957 годах Рагим Магомедович служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая будущих штурманов вождению и бомбометанию. За период своей нелегкой службы испытал 18 типов самолётов.
Небо – его стихия
В 1958-1960 он стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ Украины, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в ВДВ.
20 мая 1960 года Рагим Магомедович уволился в запас. Началась трудовая деятельность на гражданке, которая длилась 40 лет. В 1962-м работал в ЦК ДОСААФ УССР в качестве старшего инспектора-летчика по контролю за лётной подготовкой аэроклубов Украины. В этой системе проработал 17 лет, за добросовестный труд награжден Почетным знаком ДОСААФ СССР. С января 1977 по июль 2000 года (до выхода на пенсию) трудился на различных инженерно-технических должностях в Киевгазе.
Рагим Магомедович не любит рассказывать о своих подвигах на фронте. Зато о самолётах может увлечённо говорить часами. Он и сейчас может, несмотря на свой 99-летний возраст, сесть на любой самолет или вертолет и взлететь. Небо – его стихия, оно стало для него вторым родным домом, а от полётов он получал истинное удовольствие.
В настоящее время он живет в Киеве. У него две дочери: Татьяна и Лена, которые подарили ему внуков. Ветеран не жалуется на судьбу. Только не хватает здоровья, ранения, напряженная военная и трудовая деятельность дают о себе знать. Он – единственный живой участник войны из Каякентского района. Семьи Мирзаевых и Багаутдиновых поддерживают с ним постоянную связь, созваниваются, пишут письма. Они неустанно твердят: «Всё, чего мы в жизни добились, это благодаря помощи и наставлениям Рагима Магомедовича».
В Дагестане мы включили имя отважного летчика в Кумыкскую энциклопедию и передали его военный планшет, шлем и кожаную куртку в Новокаякентский историко-архивный музей. Народ не забудет его подвиг.
Дорогой Рагим Магомедович! Низкий Вам поклон и бесконечная благодарность за мирное небо над головой, счастье жить и работать в своей стране.
Гаджи Мирзаев