ЖЕНЩИНА–мать в педагогике Дагестана  

В условиях общественно-политических и социально-экономических изменений, происходящих во всем мире и прежде всего в России возникает необходимость неотложного решения первостепенных проблем, касающихся социального и духовно-нравственного состояния общества. Одной из таких проблем является повышение роли и значения женщины матери для благополучия социума.

В последние десятилетия система ценностей женщины во многом изменилась. Семья, любовь, брак, дети уже не являются приоритетными. Современные женщины по сравнению с их предшественницами думают о личностном успехе. И далеко не всем удается сочетать роль жены и матери с ролью карьеристки. Некоторые женщины отдают предпочтение самореализации, свободе, профессии, деньгам. Материнство пугает их возможностью остаться без хорошо оплачиваемой работы, а вместе с ней и без перспектив качественно изменить свою жизнь.

Социологические данные свидетельствуют о том, что россиян становится все меньше. Как отмечают ученые, к 2030 г. по количеству граждан Россия переместится с 6-го места (2000 г.) на 20-е. Доктор медицинских наук, Леонид Рошаль, считает, что «мы должны увеличить рождаемость хотя бы в два раза, чтобы не выродиться».

Для своевременного решения данной проблемы Государство принимает соответствующие решения по защите женщин и материнства.Одним из таких является Указ Президента Владимира Путина от 20 марта 2020 г. N 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В этих архиважных для населения страны условиях возникает чрезвычайная необходимость обращения к историко-педагогическому опыту самого народа, обеспечения, развития и сохранения роли женщины матери в обществе.

Практически каждый народ сознает, что изначальной основой становления, развития и консолидации нации является женско-материнская школа воспитания, со всеми присущими данному этносу специфическими и национально-региональными средствами, формами и методами формирования личности человека. Более того, сама идея родины и патриотизма воплощается в образе женщины-матери. Не составляют исключения и народы Дагестана. В культуре и традициях Дагестана материнская роль всегда являлась доминантой в структуре гендерных ролей женщины, дети были смыслом существования и главным объектом забот женщины.

Материнство было сердцевиной, неотъемлемой и главной составляющей традиционного стереотипа фемининности народов Дагестана (впрочем, как и абсолютного большинства народов России и мира).

Для дагестанки материнство являлось именно той социокультурной ценностью, которая полностью определяла ее личностную направленность на исполнение главной женской функции – репродукции.

В значительной степени формированию отношений к матери и высочайшей материнской роли в воспитании ребенка способствовал ценностный подход народов Дагестана к установкам и традициям мусульманской культуры. В Исламе, например, уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всевышнему: «И повелел Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и выказывать отношение доброе к родителям. Если достигнет возраста преклонного один из родителей или оба, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения милосердного и говори: «Господи! Помилуй их [ведь они были добры ко мне], когда растили меня ребенком».

В Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя: «Заповедовали Мы человеку [почитать] родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости. «Благодари Меня и родителей своих — ко Мне вернешься ты».

Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом (мир ему): «Один человек спросил Пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь? «Пророк ответил: «Мать». «А кого потом», — спросил человек? «Мать», — ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?» — спросил человек. «Отца».

Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются, — особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям, поражают многих людей на Западе.

Особенно благородным отношением проникнуто народное творчество Дагестана, посвященное женщине-матери. Об уважении к матери ведают много­численные пословицы и поговорки: «Мать — опора дома», «Мать выше папахи», «Если не имеющий отца раз сирота, то не имеющий матери — семь раз сирота», «Нет награды выше, чем материнское благословение, нет кары большей, чем проклятье матери» и многие другие.

В народном сознании образ матери окружен неким ореолом святости. Анализируя базовые архетипы этнопсихологии дагестанцев, ученые усматривали в присущем дагестанцам ментальном типе матери реализацию идей гуманности, правды, любви, организованного порядка в жизни, и общественной, и семейной, считая, что в подсознании дагестанца руководящим и нормативным фактором является образ матери, что оставляет сильную материнско-женскую печать на нраве дагестанца, проявляющуюся на протяжении всей жизни.

Только объективный, целостный и всесторонний подход дает возможность постичь внутреннюю гармоничность и противоречивость материнской роли, где совмещены социокультурная установка на рождение детей и проблемы контроля рождаемости, огромные трудности ухода и воспитания детей и гуманистические требования народной педагогики по мобилизации материнских чувств, сознания, поведения и всего исторического опыта, направленных на созидание новых поколений.

Таким образом, как подсказывает народный опыт материнской «школы», сущность материнского воспитания состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье растущего ребенка, в приучении его к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера.

Однако, для успешного решения столь объемистых и важных задач, сама мать должна была быть образованной, воспитанной и развитой, что всегда находилось в фокусе народной педагогики. Материнство является сложным биологическим, социокультурным и психологическим феноменом и выражается в родительских чувствах, принятии социальной роли матери, формировании собственного стиля воспитания; оно подвергается влиянию культурных стереотипов и правовому регулированию.

В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. У народов Дагестана общепризнаны афоризмы: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу», «Всю жизнь день и ночь трудись — труд матери не возместишь», «Ласка матери и до камня доходит», «Из уст матери и проклятие благословение». Имя матери — надёжная опора для человека до конца жизни. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов восторженно отмечал: «Мать… Материнское… Может, потому и замирало сердце, что все — и родные горы, и родное гнездовье — я уже видел глазами матери, чувствовал мир фибрами витающей здесь материнской души? И что странно, всю поездку ко мне прорывались строки: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…». Я знаю, что Анна Ахматова эти мужественные слова посвятила матери. А если подумать и обобщить, то строки эти обретают иной пласт глубины: только матери и способны на такую отвагу — все удары судьбы брать на себя во имя спасения жизни на земле, во имя того, чтобы рожать, выхаживать, воспитывать Меня, Тебя, Его, — каждого в отдельности и всех одновременно, ибо материнское сердце по своей доброте и щедрости беспредельно».

Горцы Дагестана говорят: лишенный отца — полусирота, а лишенный матери — сирота полный. И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. «Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и ненапрасно, наверное, утверждают набожные люди, что только молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего. Самая обязательная клятва — клятва матерью, самое унизительное оскорбление — бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственна как земля, вода, небо и потому свята.

Мерило человеческого достоинства — высокое и трепетное отношение к матерям. «Я не поверю в порядочность людей, которые забыли глаза и лица матерей, и жильцам обставленных, пышущих достатком домов, где нет портретов матерей», отмечает Расул Гамзатов в произведении «Мы ветви материнского дерева».

Мать, взглянув на своего ребёнка, может сразу определить его самочувствие и настроение. Недаром Оноре де Бальзак писал: «Ясновидение матери не дается никому». Эту же мысль выражает народная мудрость: «Язык ребёнка хорошо понимает мать», «Если даже десять матерей попытаются взглянуть на малыша, как его собственная мать, — им это не удастся».

Материнство всегда отождествляется с Родиной. В народе говорят: «Кто не слушается матери, тот не подчиняется и Родине». Влияние, оказываемое на ребёнка матерью, трудно переоценить. Самоотверженность, душевная щедрость, любовь являются обязательными и неотъемлемыми качествами женщины-матери. Счастье материнства рождается в каждодневном труде по уходу за ребёнком, в постоянном преодолении трудностей при его воспитании, обучении и т.д.

Любовь — неотъемлемая часть материнства. Недостаток материнского внимания, заботы, материнской любви непременно сказывается на развитии ребёнка. Мать демонстрирует в своём поведении чисто женские черты: мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, — а отец — энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.

Материнство — величайшее счастье и огромная ответственность. Стать матерью — самая благородная цель женщины. Дети — это большой труд, но и огромное счастье для матери. Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать родительским требованиям, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознавать чувства, которые возникают в этот период. Девушка, готовясь стать матерью, с малых лет также должна заботиться и о своём здоровье, о правильном развитии организма, помня о том, что дети наследуют от родителей и хорошее, и плохое.

Для того чтобы полностью посвятить себя своему ребенку, который находится в утробе или уже родился, мать должна постараться в любых обстоятельствах оставаться спокойной и оптимистичной. Мать должна держать под контролем свое тело, разум и привычки, и тогда она сможет с самого начала заложить в своем ребенке основы хорошего характера.

Как отмечают народные мудрецы «Храбрая и умная женщина всегда сможет придумать, как сохранить внутреннее спокойствие и равновесие». «Она срежет с цветов шипы».

Самый простой способ прогнать от себя печаль и порадовать мужа и детей — улыбаться всем окружающим. В народе говорят, что улыбка — это ключ к любви. Плотская душа связана с разумом, разум связан с мозгом, а мозг — с сердцем. Прекрасна только та женщина — и внешне, и внутренне — которая приносит счастье и покой в сердца мужа и детей.

Мать не должна сплетничать и слушать сплетню, тогда и ее дети не приемлют сплетни как норму жизни. Даже пассивное участие в сплетнях поддерживает их распространение. Мудрая мать под любым предлогом выходит из комнаты, оставляет круг людей, где заняты сплетней.

Народная педагогика, да и духовные наставления мусульманской религии советуют матери: «Если кто-то в вашем окружении начинает распускать слухи, постарайтесь сделать следующее:

Как можно скорее уйдите подальше от этого человека.

Постарайтесь как-то избежать данной темы, переключаясь на другой предмет разговора».

Опыт показывает, что благочестие матери во время беременности и периода кормления оказывает долгосрочное действие на добродетельность ребенка.

Мать — это воплощение сочувствия, терпимости и сдержанности. Поэтому стать идеальной матерью и правильно воспитать детей — это задача, требующая многочисленных моральных, материальных и физических затрат. Матери нужно сдерживать свой гнев и с радостью выражать свою любовь по отношению к детям.

Несчастием матери, считается в народе, когда она, встретившись с труд­ностями из-за своих детей, начинает бранить, наказывать их и насмехаться над ними. Все уважают мать, у которой есть природная терпимость, сдержанность, верность, спокойный нрав и горячая любовь к детям. Мать — это не тот человек, который может позволить трусости овладеть собой. Она не сквернословит и не делает поспешных выводов. Матери в большей степени способны к любви, нежности, а грубость и богохульство — это не для матери.

Анализ значительных трудов по этнокультуре и этнопедагогике народов Дагестана позволяют заметить, что народная педагогика, сконцентрировала в себе веками и тысячелетиями накопленный, апробированный на практике, национальный опыт воспитания и матери и младенца. В народной практике хранятся много прогрессивного, на что могли и должны опираться молодые матери, то, о чем еще мало сказано в существующей педагогической литературе.

Многолетние наблюдения позволяют прийти к выводу: чем раньше и больше молодая женщина чувствует и осознает прогрессивные народные требования к морально-этическому облику женщины-матери, чем больше видит свою роль и значение в социуме, и прежде всего в семейной жизни, тем легче она усваивает функциональные обязанности матери. Все это веками апробировано на опыте прославленных дагестанских матерей героин и ныне должна оставаться надежным ориентиром для формирования социально значимого человека и человечности дагестанцев от мала до велика.

Аида Мирзоева,

старший преподаватель ДГПУ