Юбиляр из ансамбля «Лезгинка»

Все знают, что основателем всемирно известного Академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» является классик хореографии XX века, народный артист СССР Танхо Селимович Израилов.

Но не всем известно, что сподвижником его творчества в ансамбле многие годы являлся его сын Рустам, заслуженный артист Дагестанской АССР, который в память о великом отце поменял фамилию на Танхоев.

Мне посчастливилось много лет работать рядом с ним на сцене, объездить почти весь Советский Союз и десятки зарубежных стран, где ему, великолепному танцовщику всегда восторженно аплодировали зрители.

И вот сегодня  этому яркому талантливому человеку исполнилось 75 лет. В честь юбилейной даты я хочу поделиться воспоминаниями о нем, его творчестве, дружбе с ним.

Из воспоминаний его родителей мы видим, что вначале очень музыкальному подростку нравилось петь и он пел в одном из детских московских хоров.

Но когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, Танхо забрал его в Махачкалу, где он стал танцевать в ансамбле «Лезгинка» и уже за короткое время добился заметных результатов в исполнении самых сложнейших по технике танцев многочисленных народов Дагестана. В нем сразу стали ярко выявляться самые необходимые для танцора качества: отточенная исполнительская тех­ника движений, актерская вживаемость в роль, чувство ритма и про­странства, — все это в сочетании с необычной выразительной красотой осанки, умением чувствовать и поддерживать партнера позволило ему с легкостью и безукоризнен­ностью исполнять и замысловатые народные танцы, и сложнейшие танцевальные трюки (например, двойной тур на колени). Так что очень скоро Рустам стал одним из главных солистов «Лезгинки». Его мастерству перевоплощения можно было только поражаться, в танце все ему было подвластно, и он без труда осваивал то чуть ли не акробатический трюк, то легко переходя от него и перевоплощаясь вмиг в самые разные роли, например, командира в героической хореографической композиции — «Унцукульцы», — в этом танце с саблями он поистине становился силачом и мастером фехтования.

В творчестве Рустама все восхищало зрителя, а особенно — исполнение трюков, которые он делал так легко, будто летал, что выглядело очень эффектно и зрелищно. При этом высокое исполнительское мастерство Руста­ма постоянно развивалось, оно особенно расцвело тогда, когда после «Лезгинки» он перешел в хореографический ансамбль «Кавказ» при Москонцерте. Здесь он стал неоднократным лауреатом целого ряда престижных международных фестивалей и объездил с этим легендарным коллективом множество стран мира на всех континентах земного шара.

Как уже было сказано, Рустам был талантлив во многом; так, танцуя в «Лезгинке», он экстерном закончил среднюю школу, при этом еще самостоятельно довольно хорошо овладел разговорным английским языком, что помогало ему выполнять роль переводчика во время зарубежных гастролей. Самообразование и знание английского языка помогли ему поступить и успешно окончить Московский всесоюзный институт иностранных языков, а также ГИТИС, по специальности режиссер. Помимо филологических успехов, он самостоятельно овладел игрой на гитаре, хорошо пел, аккомпанируя себе, виртуозно играл на национальном барабане (нагара), при этом, не останавливая барабанного ритма, он мог исполнять сложнейшие танцевальные движения и трюки, например, верчение на коленях по кругу.

В жизни Рустам поистине является человеком чести, высокой морали и патриотизма. Характерен такой факт из его биографии. При столь авторитетном отце он мог бы избежать службы в армии, но Рустам твердо заявил отцу, что пойдет в армию, — и пошел. Для молодых артистов он был примером и наставником, щедро делился с ними своим мастерством, проявляя при этом незаурядный дар педагога. Надо сказать, что Рустам все годы был ключевым солистом во многих танцевальных постановках и концертных программах «Лезгинки», и это при том, что в ходе рождения новых танцев, новые элементы движении, трюки и сольные партии первоначально всегда предлагались на исполнение любому артисту. Если ни у кого не получалось требуемого уровня исполнения, Танхо поручал это новшество Рустаму, который в итоге всегда прекрасно осуществлял замысел постановщика- балетмейстера. Также, когда артисты знакомились с танцами других народов, то именно он точно перенимал и воспроизводил манеру, характер и точность их движений, что в дальнейшем с успехом использовалось при постановках новых номеров. Рустам талантливо отображал, развивал и нёс эстетику и духовность танцевальной культуры как народов Дагестана, Кавказа, так и всего мира, при этом он всегда демонстрировал самобытное танцевальное искусство через очень взвешенную, искусно выверенную интеграцию в современную хореографию. Созданные им образы и высокое исполнительское мастерство всегда будут образцом в творчестве будущих поколений. Он был и остается знаковой фигурой и золотым фондом в истории творчества ансамбля «Лезгинка». За большой вклад в развитие хореографического искусства Дагестана и высокое исполнительское мастерство ему было присвоено звание: — заслуженный артист Дагестана.

В жизни Рустам отличается скромностью во всем, он честный, добрый и отзывчивый. Замечательный семьянин, воспитывает дочь и сына.

К сожалению ,годы неумолимо идут и мы с Рустамом общаемся по телефону, сейчас он живет в США, где учит любителей хореографии дагестанским танцам. Также он в недоумении, что до сих пор ансамблю «Лезгинка» не присвоено имя его отца, хотя об этом ходатайствовали деятели культуры и искусства во главе с Расулом Гамзатовым и ветеранами «Лезгинки»

Он постоянно выражает надежду, что руководство и коллектив «Лезгинки», как благодарные потомки добьются присвоение ансамблю имени его основателя Танхо Израилова.

В заключение, дорогой друг Рустам, поздравляю тебя со славным юбилеем, желаю отменного здоровья, активного кавказского долголетия, счастья твоей замечательной семье и успехов в пропаганде дагестанского танцевального искусства.

Гамзат Мирзоев,

ветеран ансамбля «Лезгинка», заслуженный артист Дагестана