Зажигая огонь в сердцах

Талант — нечто таинственное. Когда все будут знать про Землю, про ее прошлое и будущее, когда все будут знать про Солнце и Звезды, про Огонь и Цветы, когда все будут знать все даже про Человека, — в последнюю очередь все таки узнают, что такое талант, откуда он берется, где помещается и почему он достанется именно этому человеку, а не другому. Талант, вселяясь в человека, не спрашивает ни о величине государства, в котором живет человек, ни о численности народа. Приход его всегда редок, неожидан и поэтому удивителен, как блеск молнии, как радуга в небе или дождь в омертвевшей от зноя и уже не ждущей влаги пустыне. (Расул Гамзатов)

 

Даргинский театр. Этот уникальный театр был создан 12 сентября 1961 года на базе актерской группы выпускников Ереванского художественного театра-института. Более сотни театральных постановок: пьесы русской и зарубежной классики, спектакли современных русских и национальных, дагестанских драматургов. С 1989г. творческий состав театра возглавляет главный режиссер Мустафа Ибрагимов, начинавший работать с 1961г. в качестве актера. Мустафа Абдиевич — заслуженный деятель искусств Дагестана и России, лауреат Республиканской премии им. Гамзата Цадасы за спектакль «Момент истины», награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РД, медалью «За добросовестный труд».

Руководил театром талантливый актер и организатор театрального дела Рупат Чараков, он свою творческую деятельность в театре начал с 1977г., после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Рупат Магомедович вместе с Мустафой Ибрагимовым снимались в художественных фильмах: «Тайна рукописного Корана», «Шамиль», «Снежная свадьба» и др. Сыгранные роли и творческая деятельность отмечены высокими званиями – «Заслуженный артист Дагестана» — 1994г., «Народный артист Дагестана» — 1998г. За сыгранную роль обвиняемого в спектакле «Момент истины» стал лауреатом премии им. Гамзата Цадасы, также был награжден Почетной Грамотой Министерства Культуры СССР и Союза творческих деятелей за роль в спектакле «Прокурор». Даргинский театр – это созвездие талантливых актеров: Юсуп Мустафаев, Мухтар Омаров, Наби Ибрагимов, Нариман Алиев, Гасбулла Исаев, Магомед Багандов, Саид Алибеков, Муслимбек Кемцуров, Марзият Шапиева, Издаг Магомедова, Сапият Абдулмуслимова, Абакар Алхасов, Салимат Шахмандарова, Магомедрасул Магомедрасулов, Мухтар Нухов, Муминат Аскандарова, Абдулла Ризванов, Рашидат Исмаилова, Аминат Шапиева, Омар Багаматов, Магият Алиева и многие другие.

Дагестан по праву гордится своими замечательными артистами, писателями, композиторами, художниками.

Сапият Абдулмуслимовна Абдулмуслимова – была человеком, рожденным для сцены, а школой ее жизни, родным домом всегда был – Даргинский театр.

В феврале 2019г. город Избербаш отметил большой праздник, республика преподнесла подарок – было открыто новое здание Даргинского театра им. Омарла Батырая. Эти дни были знаменательны и для актрисы Сапият Абдулмуслимовой, она была удостоена высокого звания “Народный артистки Республики Дагестан“.

Крепкими рукопожатиями поздравили нашу Сапият высокие гости – Магомедали Магомедов, Муху Алиев, Хизри Шихсаидов, при этом Магомедали Магомедов отметил: «Ты наша видная, любимая актриса, желаю счастья, чтобы и впредь радовала людей».

Спектакли Даргинского театра с участием Сапият Абдулмуслимовой проходили с аншлагом, как в республике, так и за её пределами. Этот успех был определен прежде всего тем, что её благородный пафос, нравственная чистота, любовь к человеку и к жизни покоряли сердца и умы.

Сапият Абдулмуслимовна родилась в послевоенные годы в первые дни весны, в селении Чахи-Махи Левашинского района Дагестана, ее родители Абдулмуслим и Хамис Османовы были уважаемыми людьми района, настоящими тружениками. Самое высокое звание было у ее матери Хамис – «Мать героиня», ведь она родила и воспитала десять детей — шестерых дочерей и четверых сыновей: Рабият, Перзият, Муса, Сапият, Сабият, Асият, Шапи, Арсланбек, Умусият, Нурмагомед. Четверо детей семьи Османовых пели с детства, принимали участие в художественной самодеятельности, их песни звучали по радио, родители радовались когда слышали голоса своих детей, ждали передач с их участием, а дети пели песни о Гагарине, Терешковой, о Родине, о любви и многом другом.

Сапият училась в селении Девга, затем в школе-интернате горянок в селении Маджалис Кайтагского района, школьную учебу окончила в селении Мекеги, затем решила поступать в Сергокалинское педучилище. В это время сестра Сабият и зять Магомед Запиров собрались поехать на учебу в театральный институт в г. Ереван,предложили и Сапият, желая чтобы она развивала присущий ей талант, Сапият согласилась и с 1965г. по 1969г. училась в Ереванском театральном институте.

Здесь она изучала сценическое мастерство, умение держаться на сцене, иностранные языки и многое другое. Талантливую студентку поддерживал Нариман Алиев, специалист актёрского мастерства, режиссёр постановщик, народный артист Республики Дагестан, лауреат премии им. Гамзата Цадасы, долгое время возглавлявший коллектив театра в качестве директора, он учил её сценической речи.

Имя Сапият Абдулмуслимовой – народной артистки Дагестана можно поставить в перечне актерских имен в числе первых не только Даргинского театра. Она заслужила народное призвание, огромную любовь зрителя, ее знают за пределами Дагестана. Каждая ее встреча со зрителем – была радостным волнением, люди по достоинству оценивали темпераментное, жизнерадостное творчество, а ее роли вызывали волнующие отклики. Актриса талантливая, многогранная, полностью оправдывала ожидание зала шуточными, лирическими, героическими ролями, песнями, почерпнутыми из сокровищницы дагестанского народного творчества.

Неподдельная искренность, особая внутренняя окрыленность были свойственны Сапият, большое жизнелюбие актрисы наполняло образы ее героинь, в которых она обязательно находила что-то характерное, неповторимое.

На сцене она могла изобразить молодую горянку и старуху, ее разносторонний талант позволял сочетать несочетаемое, она могла создать сочный, полный образ, где виделось легкомысленное и нежное, изменчивое и постоянное, печаль и радость, и теплая человеческая душа.

Разные эпохи, культуру, жизнь играла актриса. Правдоподобная настолько, что как будто и не находишь в ней никаких «мостиков», связывающих нитей, чтобы объяснить почему она входила в ту или иную жизнь свободно и органично, будто к себе домой.

Она была замечательной женщиной, матерью, сестрой, дочерью, хозяйкой. Когда она видела, что человеку надо помочь, она бросала все дела, проявляя при этом свои неизменные качества: отзывчивое сердце, натуру энергичную, эмоциональную, настойчивую.

Она воспитала замечательных детей Магомеда и Розу. Магомед – выпускник физкультурного факультета Дагестанского педагогического университета, окончил Санкт-Петербургский университет МВД России. Его спортивные успехи и бескорыстная спонсорская деятельность широко освещается в республиканских и местных СМИ. Он тренирует более сотни людей. Сапият гордилась своим сыном Магомедом Магомедовым – тренером по кикбоксингу, он имеет звание «Заслуженного тренера России» его воспитанники занимали призовые места, прославляя Дагестан и Россию. Он является Президентом Федерации кикбоксинга Дагестана, 1-м заместителем Президента Федерации кикбоксинга России.

Дочь Роза окончила экономический факультет Дагестанского Государственного университета с красным дипломом, работала в системе управления торговли, в муниципальном предприятии «Тепловые сети», занимается бизнесом.

Сапият Абдулмуслимовна наряду с высшим образованием дала хорошее воспитание детям – учила быть их отзывчивыми, ответственными, преданными друзьям и любимому делу.

Роль ее творчества в воспитании молодого поколения артистов неоценима. Молодые актеры театра всегда могли полагаться на помощь и поддержку Сапият Абдулмуслимовой, они учились у нее сценическому мастерству, перенимали ее самобытный и профессиональный опыт.

Нет наверное благородней роли, чем запечатлеть образ героя, так чтобы зритель чувствовал себя не зрителем, а участником событий. Она считала своей обязанностью, чтобы молодые актеры поднимали идейно-художественный уровень своего творчества, были активными помощниками в пропаганде принципов нравственности, культуры, в формировании хорошего эстетического вкуса.

Сапият Абдулмуслимова – скромная, немногословная, глубоко уходила в боль своих утрат: отца, матери, сестер, братьев. Трепетно и нежно хранила рисунки своего младшего сына Магомедсалама, сохранилась оригинальная фотография, где Магомедсалам в свои 5,5 лет играл на сцене, сохранились его рисунки, где он с особой любовью посвящая своей маме, рисовал цветы, людей, деревья. В шесть лет несчастный случай оборвал жизнь замечательного мальчишки. Семья Абдулмуслимовых – люди чести. После такой невосполнимой тяжелой утраты – смерти брата, Магомед Магомедов дал себе слово, что будет помогать ровесникам брата, младшим в их становлении, чтобы они шли в жизни по правильному пути, а слово Магомеда – кремень. К зятю – Раджабу Кельдерову, Сапият относилась, как к родному сыну, очень уважала и любила.

27 марта 1999г. Министерством культуры и Даргинским драматическим театром им. Омарла Батырая был организован творческий вечер заслуженной артистки Дагестана Сапият Абдулмуслимовой, насколько радуга полна яркими цветами, настолько был переполнен зал любителями и поклонниками ее таланта, отзывы и пожелания наполняли ее жизнь, делая ее насыщенной. На ее творческий вечер пришли официальные лица, деятели культуры, друзья, родственники.

У народной артистки Дагестана было большое сердце, а нелегкий труд актера помогал ей по настоящему обретать безмерную радость сцены. Самые лучшие ее друзья – были ее зрители. Верные. Искренние. Горячие. Иной раз спокойно написанная одной краской роль в исполнении Сапият Абдулмуслимовой выходила яркой, значительной и многогранной, ее роли приобретали неожиданную глубину, законченность и очарование.

Она никогда не обманывала ожидание своих зрителей, слушателей, исполнительница популярных даргинских песен, и в пении оставалась актрисой. Неподдельная искренность, особая внутренняя окрыленность были свойственны ей. Большое жизнелюбие актрисы наполняло роли светлым оптимизмом. Она умела чередовать роли лирических героинь с острохарактерными, а иногда гротескными фигурами в своем мракобесии знахарок, ожиревших от тупости мещанок и просто глуповатых кумушек и сплетниц. Ее роли являлись как бы синтезом лирической и комедийной сторон ее дарования. Люди искусства, несмотря на свою утонченность, по своей природе очень выносливые и мужественные люди. Театр – это жизнь на колесах. В зной, холод по головокружительным тропам артисты пробираются в самые отдаленные аулы, показывая перед тружениками новые спектакли, за что пользуются большой любовью и признательностью.

Режиссеры и актеры Даргинского театра часто сами себе драматурги, обладают великолепным запасом жизненных наблюдений, чувством сцены, со своим оригинальным художественным мышлением и своей крепкой профессиональной школой. В театре работает поколение актеров, которые принесли на сцену богатство народного искусства, особенное восприятие мира, свое понимание героического и лирического жанра, пластику народного танца, внутреннюю музыкальность и Сапият Абдулмуслимова была любимым наставником для молодых актеров.

Её талант, как всякий крупный, истинно народный, был близок, понятен всем и радовал всех. Люди ценят ее незаурядное сценическое обаяние, редкую наблюдательность, чувство правды и дар перевоплощения. Без этих черт трудно представить себе то множество разноплановых, сыгранных Сапият Абдулмуслимовой ролей, где органично переплетались девичье лукавство, трогательная непосредственность и увлекательный юмор, кокетливость и простодушие, легкомыслие и драматичность, высокомерие и доброта.

И как бы не перевоплощалась актриса, всегда чувствовалось, что она переживает на сцене ни с чем несравнимую заразительную радость творчества.

«Народная артистка Дагестана», ее имя, жизнь и талант заслуживают светлой памяти глубокого признания, ведь успех творческой деятельности Сапият Абдулмуслимовой находился в тесном общении с развивающимися Дагестаном. Её сценические роли имели воспитательное направление, помогали ценить добро, любовь, мир, понимать несовместимость мира и войны, добра и зла, преданности и предательства, культуры и невежества.

В творчестве Сапият Абдулмуслимовой можно увидеть вершины актерского мастерства, поэтому у молодых актеров театра были ориентиры, было у кого учится, и кого считать одним из своих учителей жизни и сцены.

Она всегда относилась с ответственностью к своей работе, сохранению духовных ценностей отечественной и мировой культуры, приумножая традиции национальных культур.

Утрата близких – это горе и скорбь. Театральное искусство Дагестана понесло большую невосполнимую утрату. Любящие и почитавшие творчество и талант Сапият Абдулмуслимовны знают, что она вкладывала всю свою любовь и жар души, зажигая огонь в людских сердцах.

Айшат Тазаева,

общественный деятель