Учитель перед именем твоим…

Одной из самых ярких личностей, когда-либо встречавшихся на моем жизненном пути, человеком, оставив­шим неизгладимый след в моей памяти и душе, была моя учительница – Загра Алимурадовна Муртазалиева.

Она преподавала нам математику, но ее поэтичную натуру невозможно было скрыть от учеников, ведь в ее облике было что-то возвышенное и неземное.

Говорят, что в каждом человеке живет ча­стица души его учителя, а все самое пре­красное на земле тоже от учителя. Моя учительница, она же классная руководи­тельница, за весь период нашей учебы в школе вложила в нас — учеников свое серд­це. Я думаю, что учитель не может быть по настоящему хорошим, если в нем нет любви к детям, которых он должен любить, всех без исключения.

Самым важным, самым главным, я счи­таю, то что она учила нас быть людьми. Все годы жизни, чем бы я не занималась, какие бы поступки не совершала – всегда мысленно обращалась к своей классной – как бы она оценила, чтобы она сказала, как бы поступила в данный момент, этот мыс­ленный диалог продолжается по сей день, хотя я сама уже бабушка. Почему так?! Чтобы объяснить – придется вернуться в прошлое, которое лучше видится издале­ка.

Итак, я училась в средней школе села Маджалис.

Я была записана в русский первый класс, где все предметы учили (преподавали) на русском языке, а я пошла в кумыкский класс, из-за того, что мои соседки-под­ружки учились в этом классе. Мой первый учитель, который преподавал на кумык­ском языке, уже был в возрасте – пенси­онер Муртуз Акаевич Акаев. Он в течение недели, мучился со мной, каждый день меня отводил в русский класс, а я обратно возвращалась к ним. Видимо, ему надоело мое упрямство, махнул рукой и оставил меня в покое.

Я не знала кумыкского языка, хотя моя мама Султанат была кумычкой, а в горах, где мы жили говорили на языке моего отца — кайтагском.

По всем предметам обучение шло на кумыкском языке, а русский преподавали как предмет. Класс был малокомплектным – в одном помещении учились две группы – первоклассники и третьеклассники, так продолжалось два года, из-за нехватки учителей родных языков.

В течение двух лет, я так и не научилась по слогам составлять слова и читать, вы­ручала хорошая память. Внимательно слу­шала учителя, одноклассников, запоми­нала тексты наизусть, а арифметические примеры щелкала, как орешки.

Первой учительницей, преподававшей русский язык была Мария Васильевна Ка­тунина, которая приехала в наши края в 1934 году. Строгая и требовательная – она следила за моим скользящим почерком. Только в третьем классе я стала хорошо учиться, помогли в этом старший брат Ба­друтдин и дядя Рамазан. Получать основа­тельные знания в нашем классе было труд­но, потому что каждый год вливались вто­рогодники, третьегодники, которые были намного старше, они имели на нас силь­ное влияние. Я всегда задаю себе вопрос – почему в 60-е годы прошлого века, у нас в начальных классах, так много отсеивали учеников из-за неуспеваемости. Наверное дети не чувствовали поддержку и любовь этих учителей, так безразлично они к нам относились.

Второгодники в классе устанавливали свои порядки и настроение наше портили, каждый раз по разным причинам срывали занятия: то лягушку в класс принесут, то гвозди прибьют на учительский стул, то гонки, устроят в помещении, то убегут в кино.

Но были и приятные, запоминающиеся случаи, когда одноклассники устраивали хоровое пение народных песен на пере­менах. Может быть, я была единственной слушательницей, у меня не было ни слуха, ни голоса, как говорится медведь на ухо наступил. С детских лет мне нравятся ку­мыкские песни, в них душа моих предков.

Конечно, наши знания после окончания начальной школы были скудны и недоста­точны, ведь общение дома и в классе было на родном языке. Перешли в пятый класс, а тут уже все предметы на русском языке, кроме уроков родного языка, наверное в такие моменты и говорят: «Вот тебе ба­бушка, и Юрьев день!»

В тот учебный год нашей классной руко­водительницей стала молодая учительни­ца математики Загра Алимурадовна.

Впоследствии, я узнала, что классное руководство над нашим «неуправляемы­мым» классом с трудными учениками, ни­кто из учителей не соглашался взять – все шарахались, а ей как молодой, начинаю­щей учительнице навязали нас. Конечно, у нее был некоторый педагогический опыт, до нас два года проработала в родном селе Баршамай, но в связи с замужеством переехала в наше село Маджалис.

Помню, первый день ее работы, как она представилась: «Я ваша классная ру­ководительница…». Мы обрадовались, такая приятная неожиданность. Все че­тыре года учебы – у нас были взрослые учителя-пенсионеры, которые работали в школе из-за нехватки педагогических ка­дров. Уже в первый ее рабочий день наши «старожилы» сказали: «Мы ей покажем, будет плакать», но получилось наоборот, она тоненькая, хрупкая оказалась им не по зубам, заставила их серьезно взяться за учебники.

Загра Алимурадовна дала всем понять, что учеба не баловство, не простое время­провождение, а получение знаний, игно­рировать ее, как хотелось некоторым, не получилось, потому что слишком серьез­ные предметы она нам преподавала: алге­бру и геометрию.

В этот наш пятый класс влились новые ученики из разных сел, они жили в при­школьном интернате, слабо знали русский язык. В одном классе изучали два родных языка: кумыкский и даргинский, класс де­лился на две группы, каждый день Загре Алимурадовне приходилось объяснять урок на трех языках: русском, даргин­ском, кумыкском, так она хотела донести до нас материал, чтобы мы освоили хоть малую долю. Регулярно проводились до­полнительные занятия и ее старания дали плоды. Самые безнадежные ученики под­тянулись в учебе и искали одобрение в ее глазах, а заядлые прогульщики сидели на уроках тише воды, ниже травы.

Загра Алимурадовна горела своей про­фессией, своим предметом, математика была ее любовью. Как бы она не уважала поэзию, литературу, красивое слово, все же математика была ее жизнью, а сухие цифры – были стихами.

Она из тех учителей, прекрасно владе­ющая своим предметом и сумевшая при­вить интерес к своему предмету.

Наверное, не было такого месяца, чтобы классная руководительница не посещала наши дома, не беседовала с родителями, братьями, сестрами. Она сумела заинте­ресовать наших близких школьными дела­ми, в их лице она нашла себе помощников, теперь за свои шалости в школе, в классе мы уже могли получить взбучку дома от родных.

Без ее внимания не оставались и наши ученики, которые жили в пришкольном интернате. Интересовалась их житьем, питанием, распорядком дня, проявляя в отношении их материнскую заботу и бес­покойство. Можно сказать, она жила на­шей жизнью – опекая, оберегая, поэтому, наверное, самые неугомонные ученики стали постепенно оттаивать, отвечая до­бром на добро.

Одним словом, она сумела подметить самое важное, индивидуальное в нас и к каждому ученику относилась с учетом его интересов, подавала нам пример, не на словах, а поступками. Вот так она вос­питала нас. Ведь то, что идет от сердца, до сердца и доходит. Она из тех, кто бес­предельно предан своему призванию, она Учитель.

Загра Алимурадовна сама по себе мно­гогранный человек, общительная, добрая, пользовалась авторитетом в коллективе, среди родителей и учащихся, поэтому в разные годы своей работы была и заме­стителем директора школы и директором. Она отдавая всю себя детям, находила время, чтобы заниматься общественной работой. Люди и бывшие ученики шли к ней за помощью, советом и она, по мере возможности, решала их проблемы и за­дачи как свои.

Говорят, что красота спасет мир. Думаю, что этой красотой будет красота души че­ловеческой.

Дарить людям частицу себя, согревать окружающих искренним, ласковым сло­вом, быть сопричастным к горю и радо­сти людей дано не каждому – это поис­тине дар божий, именно им обладает наш Учитель – на всю жизнь – Загра Алимура­довна.

Иногда, оглядываясь назад, анализируя жизнь своих близких и друзей, обязатель­но вспоминаешь образы тех, чьи сердца были как родник. И такими людьми наша жизнь освещается.

Я считаю, счастлив тот, кому на жизнен­ном пути встретились достойные учителя, любящие в первую очередь тех, кого учат.

Воспоминания меня уносят в школьные годы.

Загра Алимурадовна на самотек ничего не пускала, все находилось под присталь­ным ее вниманием и она нас направляла в правильное русло, помогая достигнуть хороших результатов в учебе и в спорте, несмотря на ее строгость, требователь­ность, вчерашние трудные ученики ее бо­готворили, потому что она беспокоилась за их будущность.

Иногда на больших переменах она уму­дрялась прийти в наш класс и читать от­рывки из книг и всегда звонок звенел на самом интересном месте и нам приходи­лось ждать следующей большой перемены следующего дня.

Помню, в седьмом классе классная на­значила меня ответственной за чистоту помещения, чтоб я не разрешала одно­классникам до начало урока заходить в класс с семечками.

Но раз она мне доверила, то дороже это­го нет ничего, пришлось заняться этим де­лом.

Моя близкая подруга Гурият мне на ушко шепчет: «Патимат, я купила два ста­кана семечек – один тебе и один мне. Без шума тихо пропусти». Пропустить ее значит пропустить всех. Все смотрят на мою реакцию. Я вынудила свою подругу высыпать семечки в урну, из-за этого мы впервые немного повздорили, но зато порядок и чистота в классе были уста­новлены.

А по сути каждому из нас она что-то по­ручала и каждому из нас что-то надо было делать и пусть маленькое, но нужное дело. Если дерево может расти сквозь камни, то и человек может преодолеть трудности и достичь успехов в малом и большом.

Очень интересно и увлекательно прохо­дили наши классные часы – бурные диспу­ты, беседы об этике, эстетике…

Ежедневно она искала ключики к на­шим сердцам, старалась заинтересовать нас учебой, подтянуть отстающих учени­ков, говорила, что под лежачий камень вода не течет, если арба свалилась, то только общими усилиями можно и нужно поднять и двигаться дальше, научила нас мечтать…

Подчеркивала, что маленькая тропинка знаний нас выведет на широкую дорогу жизни. И в действительности, мои одно­классники из числа «трудных детей» стали достойными людьми. Не зря говорят, что самый красивый цветок растет на колюч­ке. Права была наша классная, нет ничего невозможного и недоступного. И в жизни, что посеешь, то и пожнешь.

И тогда и сейчас мы понимаем, что наша Загра Алимурадовна учитель с большой буквы, человек щедрого сердца и ясного ума. Мы уже повзрослевшие, всегда об этом говорили.

Наша Загра Алимурадовна сумела гар­монично сочетать и работу и семью.

Лучшие качества матери Загры и отца Амирбека передались и их детям, которые вынесли из семьи, самое важное, жизнен­но необходимое – любовь к людям. Загра Алимурадовна и ее муж Амирбек воспи­тали двух замечательных детей. Сын Ма­гомедэмин работает ведущим специали­стом в одной из структур администрации Кайтагского района. Добросовестный, по­рядочный человек, любящий и заботливый семьянин.

А дочь Барият пошла по стопам мате­ри, педагог-музыкант, так же как Загра Алимурадовна пошла по стопам отца Алимурада Муртазалиева, участника Ве­ликой Отечественной войны, стала учи­телем. Три поколения педагогов в одной семье.

Я не могу не сказать несколько слов о дочери нашей Загры Барият, с которой не­много знакома и ее успехи меня радуют.

Барият Амирбековна очень позитивный, жизнерадостный человек. Настоящий му­зыкант. Она считает, что уроки музыки в школе важны не меньше математики или химии.

Вот что пишут Ставропольские газеты о ней: «…Сама Барият Амирбековна увере­на, что любовь к детям передалась ей по наследству от матери, которая тоже рабо­тала учителем.

В одном интервью Барият говорит: «Учи­тель должен не просто учить. Он должен гореть, желать передать знания, которые у него есть, должен быть терпеливым, по­нимающим. Тогда и детям на уроках будет интересно».

В частности газета отмечает, что: «…кто был на конкурсе преподавателей «Леди года», наверняка помнят, что Барият Амир­бековна пела песню вместе с младшим сыном Камилем. Он, как и мама, не может жить без музыки – поет с самого раннего детства…», недаром на телевидении на­зывали Камиля местным Робертино Ло­ретти…

Камиль с детства участвовал во всевоз­можных городских, краевых, всероссий­ских и международных вокальных конкур­сах, неоднократно был участником свод­ного хора на праздниках Победы. Юный вокалист из Михайловска Камиль Абдура­заков получил звание Лауреата I степени на VI международном конкурсе-фестивале «Под небом Парижа», надеюсь, мы еще ус­лышим о нем хорошие слова.

Наша землячка Барият музыкой объеди­няет наш край со Ставропольскими про­сторами.

Семья моей классной руководительни­цы – это поколение учителей, поколение творцов красивого со своей преемствен­ностью. Добро, что они сеют — дает хоро­шие всходы.

Возвращаясь к своей учительнице, могу сказать с полной уверенностью, что Загра Алимурадовна одна из лучших учителей в районе, в Дагестане и в России

Правительство высоко оценило ее за­слуги. Она награждена знаком «Отличник просвещения СССР» в 1983 году и еще раз ее наградили в 1998 году знаком «Отлич­ник образования России».

За 50 лет своей педагогической дея­тельности она вывела в жизнь не одно по­коление врачей, учителей, ученых, журна­листов и строителей, а один ученик стал генералом.

Все ее выпускники заняли достойные места в обществе, они по-прежнему гор­дятся своим наставником и учителем, а это самая высшая награда.

Патимат Тазаева