«В мужестве не сомневаюсь! Взываю к мудрости!

Так называется статья доктора Магомеда Абдулхабирова – истин­ного мудреца XXI в., опубликован­ная на страницах газеты 5 сентября 2019г.

В своей статье он обращается к отдельным чеченцам и дагестанцам устраивающим перепалку в интер­нете. Прав Абдухабиров, который пишет, что «наши предки оставили нам боевое братство».

Дагестанские горцы и чеченцы являются не только ближайшими соседями боевыми братьями, но и родственными народами, о чем свидетельствуют языковые, антро­пологические, археологические и другие материалы.

Если родство всех языков ибе­рийско-кавказской семьи еще не доказано, то родство нахско-даге­станских языков, как считают линг­висты – факт бесспорный. Как пи­шет проф. В.И. Абаев, «все народы Кавказа, не только непосредствен­но соседящие друг с другом, но и более отдельные, связаны между собой сложными и прихотливыми нитями языковых и культурных свя­зей. Создается впечатление, что при всем непроницаемом много­язычии, на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир».С точки зрения культурно-исторического и этни­ческого развития, территория за­нимаемая предками народов Даге­стана и Чечни уже в древние пери­оды выделяется как самостоятель­ная историко-этнографическая область, входящая в кавказскую историко-этнографическую надо­бласть обширного кавказско-ближ­невосточного региона.

В средневековых источниках че­ченцы были известны под различ­ными названиями «нахчматьяне» — в армянских, «дурдзуки» — в грузин­ских и т.д.

Дагестанские горцы находились в разносторонних связях с чеченца­ми. Взаимоотношения между ними зависели как от внутреннего раз­вития дагестанского и чеченско­го обществ, так и международной обстановки на Северо- Восточном Кавказе, а также на всем Кавказе.

Благодаря разносторонним свя­зям эти народы знали друг друга под различными этнонимами. Че­ченская этнонимика ограничивает­ся в основном названиями их бли­жайших соседей: Iанди – андиец, сувили – «андодидоец», дагестанец, гIази –гIумкхи – казикумухец, гIумки – кумыки и др. Полагают, что одно из распространенных названий че­ченцев-мичиховцы (мичхизы), име­ет дагестанское происхождение (в кумыкском языке – мычыгъышлы, в даргинском — мичихичлан).

В развитии связей между горца­ми Дагестана и Чечни значитель­ную роль играли перевальные пути. Через внутренний Дагестан прохо­дил важнейший стратегического и торгового значения путь, связывав­ший дагестанских горцев с чечен­цами по маршруту: р.Самур-Курах- Кумух-Чох-Гидатль-р.Андийское Койсу-Чечня. Другой путь, который связывал соседние народы, про­резывал истоки многочисленных притоков Сунжи и Терека, и пройдя через пункт Адитское и южные ча­сти Чечни, направлялся в Дагестан, а оттуда на побережье Каспийского моря, в Дербент.

В связях дагестанских народов и чеченцев большую роль играл великий шелковый путь, представ­лявший систему караванных путей, по которым в древности китайский шелк попадал в Европу. Этими путя­ми горцы Дагестана и Чечни поль­зовались как для поддержания свя­зей между собой, так и со многими странами и народами.

Специальными исследованиями установлено существование в VIII-XI веках крупного торгового пути, который проходил от Семендера по Сунже и Тереку в Чечню. Кроме того, дагестанские горцы с чечен­цами были связаны различными другими перевальными путями.

О ранних связях двух соседних народов свидетельствуют архе­ологические материалы. На тер­ритории Дагестана выявлен ряд городищ катакомбных могильни­ков VI-IX веков (Верхний Чир-Юрт, Бавтугай), близких памятникам из Чечни. В материалах могильников (Харачой, Рагета, Чинухов, Кенхи, Макхеты, Гуни, Гендеген и др.), да­тируемых V-XII веками, присутству­ет целый комплекс черт, роднящих их с синхронными памятниками Аварии. Сходство, порой полное тождество, имеет место в погре­бальном обряде, керамике, типах височных подвесок и серег, брас­летах, фибулах, деталях украшений головных уборов, оружия и т.д.

Основными предметами тор­говли между горцами Дагестана и Чечни были продукты земледель­ческо-скотоводческого хозяйства и изделия домашнего производства, в частности, изделия кубачинских и других мастеров. Из Дагестана, конкретно из Серира, Дидоэтии и других обществ, в Чечню проникали также поясные пряжки.

В развитии взаимоотношений да­гестанских горцев с чеченцами важ­ную роль играли города Семендер, Маджар, Верхний Джулат, Магас, Варачан, Дербент, а также старин­ные аулы-Хунзах, Тарки, Кумух и др.

Развитию политических связей между горцами Дагестана и Чечни определенное содействие оказыва­ли обстановка на Северном Кавка­зе, на Кавказе в целом, а также пе­реселения, передвижения народов.

Предки дагестанских горцев и че­ченцев подвергались нашествиям киммерийцев, скифов, сармат и др.

В раннем средневековье Даге­стан был раздроблен на ряд фео­дальных владений Серир, Гумик, Лакз, Табасаран, Джидан и др., которые поддерживали связи с Дурдзукетией — владением нахских народов.

Немаловажное значение в раз­витии связей между предками гор­цев Дагестана и Чечни имело то, что территория Северо-Восточной части Дагестана и земли Чечни вхо­дили в единое государство — Хазар­ский каганат.

В отдельные периоды (в XIVв.) чеченцы входили в дагестанские политические образования, в част­ности в шамхальство. «А Мичихич, — пишет Мухаммад Рафи, — целиком является его владением (мулк)». Это подтверждает в своем труде А.-К.А.Бакиханов, который пишет: «С Мичикич (Чечня), который был собственным уделом Шамхала, — по одному барану с семейства».

Связи между предками дагестан­ских горцев и чеченцами станови­лись теснее в период борьбы про­тив иноземных завоевателей.

В армянских, грузинских сочине­ниях говорится о совместной борь­бе леков, овсов, дурдзуков против сасанидов, против кочевых наро­дов. Горцы Кавказа, в том числе Дагестана и Чечни, подвергались нашествиям общих завоевателей и они совместно отстаивали свою независимость. В частности речь идет о борьбе против татаро-мон­гол, полчищ Тимура. А.-К.Бакиха­нов, Г.-Э.Алкадари, дополняя со­общения историков Тимура, пишут, что этот завоеватель с Кумыкской низменности вторгся в восточные окраины Чечни и после сильно­го сопротивления штурмом взял и разорил чеченские населенные пункты.

Дагестанские горцы и чеченцы между собой поддерживали и куль­турные связи. «Население, жившее на территории Юго-Восточной Чеч­ни, — пишет Багаев М.Х., — с давних времен было связано с древними дагестанскими племенами единой культурой».

Раннесредневековые памятники из Дагестана, в частности из Ава­рии (в первую очередь могильники) в юго-восточной Чечне имеют па­раллели поразительного сходства и даже тождества.

Архитектура некоторых горных районов Чечни тяготела к Дагеста­ну.

Культурные взаимосвязи горцев Дагестана с чеченцами отразились на материальной культуре и быте, а также на языке и в памятниках уст­ного народного творчества (нарт­ский эпос). Из дагестанских языков в чеченский проникли отдельные термины.

Следует отметить роль дагестан­ских горцев в связях чеченцев с другими народами и странами на­оборот чеченцев во взаимоотно­шениях народов Дагестана с внеш­ним миром на всех этапах истории огромна.

Таким образом, у дагестанских народов и чеченцев богатая и на­сыщенная общая история, и нельзя допустить чтобы националистиче­ские убеждения поколебали добро­соседство и мирное сосуществова­ние народов – единоверцев, общие традиции, единую историческую память и самосознание. Надеемся, что никакие границы и статусы не смогут разобщить нас и стать при­чиной конфликтов и беззакония.

Прав глава Республики Дагестан В.А. Васильев, который сказал: «По каждому историческому событию можно найти разные источники, оценки. На все это надо смотреть спокойно, взвешенно, и если на первых порах не все однозначно, понятно и очевидно, то не надо спе­шить делать выводы».

Магомед Гасанов,

заслуженный деятель науки РФ и РД, профессор