Всё расставляют по местам – люди, время, история

Недавно я у односельчанина увидел книгу Магомеда Ганиева «О Бацада и бацадинцах», и попросил почитать. Обрадовался, что после книг Магомеда Гусейнова «История селения Бацада» и Курбанали Расулова «Бацадинцы» вышла еще книга про родное селение. Большая и объемная книга почти в 400 страниц, вначале произвела на меня хорошее впечатление – ведь эта история моего селения, книга про просве­тителей и ученых из этого села, про земляков, которые строили и развивали село, колхоз, про известных земляков, участников Великой От­ечественной войны. Все это я воспринимал с чувством гордости и благодарности. Но когда стал вникать глубже и осмысливать написан­ное, то увидел то, что многое, по крайне мере, то что связано с родом Багаевых искажено, стало приходить понимание глубины «познаний истории села» Ганиева – «историка», который в возрасте 53 года заочно окончил исторический факультет. Ведь он сам пишет, что «воспомина­ния пишут люди, оставившие после себя яркий след прожитой жизни в труде, науке, спорте, в военной службе, работая на высоких государ­ственных должностях и совершив в какой-то области подвиг». Как же пишет этот «историк», который проработал более 40 лет учителем физкультуры в сельской школе об этих лично­стях? Все, что связано с именем Багаева Ма­гомеда Муртузалиевича – моего отца, описано «кривым зеркалом» так, как-будто деятель­ности этого человека вообще не было. Да, на стр.199-200 написано, что «настойчивость и решительность в достижении поставленной перед собой цели — наиболее выраженная чер­та характера Магомеда Муртазалиевича». Все верно. Ну а где же хоть упомянуто, что, будучи секретарем партийной организации и главным

бухгалтером колхоза, благодаря его деловым качествам и организаторским способностям методом народной стройки, еще в послевоен­ные годы были построены сельский клуб на 300 мест и сельская библиотека. Так же была спро­ектирована и построена на реке Кара-Койсу Гецебская колхозная электростанция и это за­долго до появления линии электропередачи от Гергебильской ГЭС, которая снабжала электри­чеством не только селение Бацада, но и села Кулла, Шулани, Ункида, Наказух. А строитель­ство типовой школы на 320 ученических мест в селе? Сметная стоимость более 750 тыс. ру­блей. И Магомед Багаев, всегда находившийся в гуще событий, не внес никакой лепты? Это то чего не могло быть! А вот как описывает это в своих воспоминаниях Абдузагир Мусаев, быв­ший тогда председателем Сельского Совета: «Проект должен был быть подготовлен колхо­зом «Правда», так как финансирование госу­дарство обеспечивало через колхозы. Правле­ние колхоза отказалось готовить проект школы из-за директора школы Магомедхана Абдулга­мидова, который запретил старшеклассникам работать в родном колхозе во время школьных летних каникул. Тогда мне пришлось в наруше­ние финансовых законов ради интереса одно­сельчан выделить деньги на проектирование из спецсчета сельского Совета. В 1986г. вместе с Багаевым мы были на приеме у Председателя Госплана ДАССР Абдуллы Гаджиева с просьбой включить наш проект в народнохозяйственный план по строительству школ (таких проектов по Дагестану было 28) и без включения в этот план объекты не строились. Исключительно усилия­ми и стараниями Багаева тогда и включили про­ект в план».

Другой вопрос. Благодаря кому колхозные деньги 150 млн. рублей, от общей выделенной суммы 200 млн. рублей, которые остались за Правительством Дагестана были возвращены? И как понять выражение автора книги «У Бага­ева был свой интерес в порученном ему деле» (стр.159). О каких сданных государству 12 голов крупного рогатого скота здесь говорится? Если так, почему не написать на основании чего рань­ше не выплатили стоимость сданного скота? А тут, видите ли, выдают эту положенную при­читающуюся сумму не за скот, а… за его труд в выбивании 150 млн. руб. для колхоза. Это что, взятка? Откат от полученных колхозом денег? Непонятно! Или Ганиев хозяин-барин государ­ственных денег, который кому хочу и когда хочу даю деньги?!

Все эти укусы и травля памяти имеют свои кор­ни, так как Магомед Муртузалиевич в свое время пресек ряд хищений, нецелевое использование, разбазаривание стройматериалов во время строительства тогдашней дирекцией школы во главе с Абдулгамидовым.

Когда после смерти Магомеда Багаева собра­ние народных Депутатов района единогласно проголосовало за особые заслуги перед Даге­станом и районом присвоить этой школе его имя, разве не Ганиев и некоторые односельчане во главе с тогдашним директором школы Абдулга­мидовым написали в прокуратуру района, что Ба­гаев не имеет заслуг? А как тогда понять Поста­новление Госсовета Дагестана от 3 марта 2004 г № 27 «О дополнительном материальном обе­спечении неработающих пенсионеров, имеющих особые заслуги перед Республикой Дагестан». Согласно именно этого Постановления Магомед Муртузалиевич получил льготу.

Ганиев в своей книжке пишет, что как-то сме­нил прогнивший пол в сельском клубе. А о том, что благодаря семье Багаевых приобретён и установлен новый электротрансформатор (500 тыс.руб), приобретенный для спортзала новый борцовский ковер, металлочерепица для замены крыши школы на сумму 100 тыс. рублей. Нет ни слова, как в 70-е годы благодаря Багаеву жите­ли селений Бацада, Кулла, Шулани, Унты были бесплатно обеспечены бытовыми газовыми пли­тами, на кутанах, а в Кизлярском районе, когда была проблема с водой, Бацадинцы пили воду и готовили пищу грязной водой с канала. Именно Багаев организовал глубокое бурение скважин для подачи артезианской воды на кутаны Бе­рюзак, Арбакол и Центральный, что благодаря стараниям сына Багаева — Махача внесен в план Автодора капитальный ремонт участка дороги в Бацада 6 км. Необходимо отметить, что на 2019г. было организовано финансирование ремонта школьного спортзала 3,5 млн. рублей.

Ганиев не пишет что случилось с колхозом, где его имущество, начиная от здания колхозного двора в Махачкале и куда ушла вся прибыль, ко­торая только в 2017 году составляла более 317 000 тыс.рублей. Потрачена ли из этой суммы хоть одна копейка на благоустройство села, клуба, школы, медпункта?

Еще многое можно было отметить в этом «историческом» опусе, который написан с боль­шими неточностями и однобоко. Хочу просто сказать, что когда пишется история родного села, надо писать так, как есть, а не так, как нам хочется.

Да, я горжусь своей фамилией, своим отцом, своим родом. Но хочу напомнить автору, не забы­вайте и то, когда ваш отец был в опале (это пре­красно помнят и знают за что, честные бацадин­цы), кто помог ему восстановить свое имя?

Махач Багаев,

заслуженный врач Республики Дагестан