Этапы исторического развития табасаранского народа

(К 90-летию Табасаранского района)

В 2019 г. Табасаранскому району исполняется 90 лет. Это один из важ­ных этапов в истории древнего таба­саранского народа.

Отмечая 90-летний юбилей района, уместно остановиться на пути, прой­денном табасаранским народом, и на формах государственных образований на территории района. Об этом следу­ет говорить тем более, когда истории известны примеры исчезновения не только могущественных держав, но и многих крупных народов. А наши пред­ки сумели отстоять себя от исчезно­вения, несмотря на непрерывные на­шествия многочисленных иноземных завоевателей, а также их ассимиляци­онную политику.

На табасаранской территории найдены памятники начиная с эпо­хи каменного века. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные по­литические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кав­казской Албании Табасаран в источни­ках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестан­ских народов. В средневековых источ­никах содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В по­следующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджу­ков и татаро-монгол. Против инозем­ных завоевателей табасараны высту­пали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.

В XV-XVI веках Табасаранское май­сумство было одним из крупных фео­дальных владений Дагестана. По дан­ным источника, датируемого 890 г. х., 1485 г. Табасаранский владетель имел 70-тысячное войско, согласно «Джа­хан-нама» в этом владении жили 40 тыс. семейств. Табасаранское майсумство включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его со­став входили некоторые современные лезгинские, агульские и азербайджан­ские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими на­родами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других за­воевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимо­отношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами.

В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, дру­гих центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие раз­личные отрасли богословия, законове­дения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Ша­бан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кю­ряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написан­ная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табаса­ранском языке арабскими буквами. На­звание книги – «Диндин асулар шубуб – иман, ислам, суннет ву» («Иман, ислам, сунет – основные черты религии»). В XVII-XVIII вв. создавали свои труды уче­ные Хасан ибн Рабадан и его сын Гад­жи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестан­ской культуры был известный табаса­ранский поэт-воин Мирза Калукский (1697 — 1741).

По данным XVIII – первой половины XIX вв., Табасаран распался на владе­ния майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными заняти­ями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.

С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения находился в связях с Русью. Эти связи усилились с образованием Русского централизованного государства и при­соединением к России в 1556 г. Астра­ханского ханства. В 1010 г. х., 1601 г. представитель табасаранского прави­теля побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоот­ношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побе­режье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совер­шил летом 1722 г. Войска Петр I про­двигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана. По­сле вступления в Дербент табасаран­ский владетель Рустам-кади обратился Петр I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными пра­вителями. «За отказ выступать против русских войск, — сообщал Рустам-кади, Петру I Хаджи-Дауд причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский вла­детель писал императору: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и под­держку». Петр I, который в ходе Каспий­ского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свиде­тельствует грамота Петра I от I сентября 1722 г. на имя Рустам-кади, в которой обещал помощь войсками. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году. Табасаран, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, в 1722-1735 годы находился в сфере вли­яния России. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.

В 30-40 е годы XVIII в. табасараны, со­вместно с остальными дагестанскими народами оказали героическое сопро­тивление иранским полчищам. На тер­ритории Табасарана против них состо­ялись ожесточенные сражения во главе с Мирзой Калукским. Иранские полчища окончательно были разгромлены в мест­ности «Иран-Хараб» (Разорение Ирана).

Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана к России, имело важное значение для хозяйствен­ного и культурного развития края. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана – в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей.

В пореформенный период социаль­но-экономическая жизнь табасаран ха­рактеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Полу­чили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Мало­земелье, низкий уровень развития про­изводительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран про­мышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись на отход в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области.

Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развяза­ли гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутрен­них и внешних врагов. Войны с ино­странными интервентами дагестан­ским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. По­севы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царили голод, свирепствовали болезни.

В первые годы Советской власти местными органами власти и управле­ния были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного об­разования, военный, земледелия, здра­воохранения и др. они подчинялись ис­полкому и соответствующему наркома­ту. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовали взаи­мопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами пита­ния, семенами. В первые годы Советской власти в табасаранских аулах были по­строены лесопильные заводы, создава­лись пункты фруктосушения. Велась так­же большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышлен­ности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских ау­лах проводилась работа в области куль­турных преобразований: по созданию новой советской школы на родных язы­ках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.

По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Все­дагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четы­рехчленная система административно- территориального деления: сельсовет – район – округ – республика. Четвертый пленум ДК ВКП (б), состоявшийся 14 сентября 1928 года, отметил недоста­точную подготовку к районированию и поручил бюро ДК разработать вопросы районирования. В результате дальней­шего изучения экономики, культуры и этнического состава края Дагестан был разделен на 26 районов.

VII Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана. Согласно ново­му районированию округа были упразд­нены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского рай­она и нынешнего Хивского района до 1934 года, по другим данным до 1935 года, до образования Хивского района.

В 1929 году было коллективизирова­но 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в Табасаранском районе функцио­нировало 42 колхоза.

Вместе с тем в 30-е годы ХХ в. в Та­басаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допу­щены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции. Можно с уверенностью сказать, что корни таба­саранской интеллигенции тогда были подрублены и этим следует во многом объяснить сегодняшнее состояние ин­теллигенции Табасарана.

Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для пере­работки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, соз­данный на основе латинской графики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуж­дался еще в 1927 г., однако до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменно­сти огромны и заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита со­ставлялись учебники для табасаран­ских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в лик­видации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыгра­ли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Ка­фур и др. Активными участниками по ликвидации безграмотности в районе были Гюлов Урудж, Айдемиров Гасан­бек, Тагир Юнусов и др. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табаса­ранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила на­звание «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Таба­саранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджа­бов, Б. Митаров и др. Составной ча­стью культурного строительства яви­лось открытие клубов, библиотек, изб- читален и т.п.

В 1941 г., когда фашистская Герма­ния вероломно напала на нашу страну, табасараны вместе с остальными на­родами героически защищали каждую пядь родной земли, всеми доступными средствами помогали Советской Армии разгромить врага. Многие табасаран­цы за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу, награж­дены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы, как и все народы Дагестана, табасараны напра­вили свои усилия на ликвидацию тяже­лых последствий войны и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.

Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров, Совет Мини­стров ДАССР наградил 37 лучших ков­ровщиц. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись мед­пункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных за­ведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Совет­ского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохо­зяйственных, медицинских и других работников. В системе народного об­разования в Табасаранском и Хивском районах помимо местных учителей трудились сотни учителей – предста­вителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, лез­гины, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обу­чавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. В Дагестане и в России известны имена ученых: профессора А. Юсуфова, Б. Ханмагомедова, С. Ханмагомедова, З. Юзбекова, Н. Исмаилова, З. Загирова и др. Десятки табасаран стали канди­датами и докторами наук по самым различным отраслям наук.

В 60-80е годы ХХ – начале XXI в. по­эты и писатели создали произведения обогатившие табасаранскую и даге­станскую художественную литерату­ру – это М. Митаров, Г. Алимурадов, Б. Раджабов, П. Касимов, П. Асланов, Ю. Базутаев, Г. Омарова и др. Заметным со­бытием в культурной жизни народа ста­ло открытие в 2001 г. Государственного Табасаранского театра.

Успехи, достигнутые композитором К. Магомедовым, выдвинули его и передо­вые ряды дагестанского и российского музыкального искусства. В Дагестане и в России известны имена талантливых певиц Д. Гамзатовой, К. Авчиевой, Р. Гамзатовой, Б. Гюльмагомедовой и др. Плодотворно работали табасаранские мастера изобразительного искусства. Их произведения экспонировались на различных выставках как республикан­ских, так и всесоюзных.

Однако в 90х годах XXв. экономи­ка и культура табасаранского народа переживали кризисные явления. Раз­работана программа социально-эко­номического развития Табасаранского района, а также отраслевые программы: «Дорожное строительство», «Газифика­ция», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Развитие средств связи», «Социальная защита населения», «Род­ник», «Развитие образования и куль­туры», «Электроснабжение», «Охрана здоровья населения», «Благоустройство и озеленение». Уделяется внимание возрождению виноградарства, зерно­вого хозяйства. Выполнены работы по водоснабжению, газификации, ремонту и благоустройству объектов социаль­ной сферы. Построен Дворец культуры, спорткомплекс, два моста, сданы в экс­плуатацию школьные здания в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак, построен детский оздоровительный центр, участковая больница с. Ерси, врачебные амбула­тории в с. Тинит, Марага, Дюбек, Дар­ваг. Сеть культурно-просветительных учреждений представлена 43 клубными учреждениями, 42 сельскими библио­теками, районным Домом культуры, где трудятся сотни людей. Большим собы­тием в истории табасаранского народа явилось возведение в с. Хучни памятни­ка видному воину – поэту XVIII в. Мирзе Калукскому. Администрация района, уделяет внимание развитию физиче­ской культуры. Ежегодно проводятся традиционные турниры по волейболу и футболу, по вольной борьбе и по шаш­кам.

В Табасаране проводятся Междуна­родные турниры памяти поэта-воина XVIII века Мирзы Калукского.

Знание своей истории, родного языка – необходимые условия для духовного развития народа. Без духовности нет национальной гордости и достоинства.

С целью улучшения материального положения и развития культуры таба­саран необходимо прежде всего консо­лидироваться всей интеллигенции, раз­работать план мероприятий не только в масштабе района, но и всего табасаран­ского народа.

Депутаты Госдумы, а также депутаты народного собрания Республики Даге­стан, за которых голосовали табасара­ны, должны содействовать экономиче­скому и культурному развитию табаса­ран.

Руководители разных уровней власти, выдвинутые как представители народа, также обязаны всячески содействовать решению и других проблем народа.

Крайне важна и необходима помощь деловых людей для экономического и духовного возрождения нашего народа.

Табасараны должны иметь равный доступ ко всем экономическим, духов­ным, социальным благам, ко всему, чем располагает дагестанская земля. Об этом пора говорить громко. За то, что мы не говорим о наших проблемах, не ставим их настойчиво, нас более двадцати лет назад прозвали молча­ливыми.

Вопросы экономического и культур­ного развития табасаран должны быть обсуждены на уровне Главы Республики, Народного собрания и правительства РД.

В наше время, когда табасаранское национальное движение, не сумело проявить себя, как выразитель интере­сов народа, а также учитывая, что Та­басаранский район является базовым, основным для всех табасаран, целе­сообразно при администрации района создать Совет с целью координации и решения всех вопросов, связанных с развитием народа, создав при этом ре­гиональные, культурные центры в райо­нах и городах проживания табасаран.

Мы не только наследники прошло­го нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы зано­во вглядываемся в историю нашего на­рода. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Даге­стана не только многовековыми узами, но и родством. И еще табасараны более двух столетий в составе России и нам вечно быть вместе с остальными даге­станскими народами в составе России.

Магомед Гасанов,

академик Международной академии наук высшей школы.