Россия второй половины ХVIII века – это война с Турцией, бунт Пугачева, покорение Крыма, учреждение многих образовательных заведений. С 1762 по 1796 год государством правила Екатерина Великая.
В 1787 году по приглашению князя Григория Потемкина императрица посетила Крымский полуостров. Большая часть этого длительного путешествия проходила по суше. Волевая и целеустремленная Екатерина требовала максимальной скорости, за один день преодолевая более 120 километров.
А в России, как известно, две беды. Одна из них – дроги. И государыню, и свиту трясло, заносило на ухабах, качало во все стороны. Ещё бы – бешеная для того времени скорость и отсутствие амортизации карет! Как результат – всё тело в синяках и ушибах. Любимый лейб-медик императрицы Джон Роджерсон (шотландец по происхождению, придворный врач, почетный член Петербургской академии наук) испробовал все имеющиеся у него средства, но так и не придумал ничего, кроме пузыря со льдом.
Через пару дней Екатерина не могла даже смотреть на лёд – у неё сразу начинались судороги. Потемкин, обращаясь к жителям Крыма, обещал озолотить того, кто изготовит лекарство, способное рассосать гематомы, снять воспаление и боль на месте травм императрицы. И тут помог Его Величество Случай.
Во время утренней прогулки в деревушке внимание доктора Роджерсона привлек один эпизод. Малыш залез на дерево грецкого ореха в надежде отведать лакомые орешки. Под тяжестью его тела ствол дерева поломался, мальчик упал. На рев и крики любимого чада прибежала мать. Осмотрев травмы и повреждения, быстро принесла из дома горшочек с каким-то средством и смазала им раны мальчика. Доктор про себя пожалел ребенка, которому с такими ушибами ещё долго придется отлеживаться дома. Каково же было его удивление, когда вечером, возвращаясь домой, он увидел того же пацана, резво играющего на улице.
Роджерсон тут же бросился искать мать мальчика. По его просьбе она и рассказала о составе лекарства: листья распространенной в Крыму софоры (бобовое растение, которого называют «деревом от ста болезней»), лесного орешника, конского каштана замешивались вместе с пчелиным молочком, медом и воском. И в конце добавляется несколько капель масла розмарина. Доктор на прощание подарил женщине несколько золотых монет и взял у неё горшочек с лекарством.
Императрице средство понравилось – оно легко впитывалось, обладало приятным запахом, не вызывало раздражения и аллергии. Стоит ли говорить, что обратная дорога для Екатерины II была куда более приятна.
Ибрагим Гасангусейнов