Технический регламент «О безопасности зерна» рассмотрен и принят Комиссией Таможенного союза в декабре 2011 года и вступил в силу с 01.07.2013 года.. Документ разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение (Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации), что, несомненно, упрощает экономические отношения между странами.
Соблюдение производителем установленных регламентом требований, гарантия качества выпускаемого на рынок зерна. Основная цель, преследуемая техническим регулированием, это защита жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Требования регламента распространяются на зерно, реализация которого происходит на территории стран- участниц Таможенного союза, предназначенное для пищевых и кормовых целей, и не распространяется на семена и продукты переработки зерна.
Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна. Регламентом определены предельно допустимые уровни токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклеидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, причем отдельно для кормового и пищевого зерна. Установлен порядок подтверждения соответствия и маркировки зерна.
Производителю зерна необходимо использовать семена, удобрения и пестициды в соответствии с требованиями действующего законодательства. Закладывать на хранение сухое, очищенное и при необходимости обеззараженное зерно, обеспечить его достойным зернохранилищем, и контролировать состояние зерна во время хранения. При перевозке обеспечить транспортом, исключающим возможность загрязнения, просыпи, проникновения животных, грызунов, насекомых. Маркировать зерно в зависимости от способа его затаривания и сопроводить товарно-сопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость. Все эти требования довольно подробно и доступно изложены в тексте документа.
Далее производитель должен провести оценку соответствия зерна требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия.
Регламент предлагает пять схем декларирования. В зависимости от схемы декларирования, которую заявитель выбирает сам, декларирование осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов сертификации и испытательных лабораторий или центров Таможенного союза. При этом методы исследований и измерений установлены регламентом.
Осуществив все предусмотренные выбранной схемой процедуры, заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует её по уведомительному принципу в порядке, установленном Комиссией Таможенного союза.
Оформляется декларация по единой форме, также утвержденной Комиссией Таможенного союза.
Далее каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии, кроме зерна, предназначенного для направления на хранение и обработку на территории страны-производителя, оно может сопровождаться товаросопроводительными документами без информации о декларации.
Все принятые декларации о соответствии публикуются в едином реестре деклараций о соответствии, размещенном в открытом доступе на сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru/. Что бы определиться в вопросе: «существует ли такая декларация вообще», или установить её статус на любой момент времени, достаточно ввести её номер и в едином реестре появиться информация о заявителе, изготовителе, декларируемой продукции, сроке действия декларации, а также пометка о статусе документа: действует, приостановлен, аннулирован. Здесь же можно найти Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а так же нормативную документацию по обсуждаемой теме. Нормативные документы размещены и на сайте Евразийской Экономической Комиссии http://www. eurasiancommission.org/ и на сайте Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан.
Зерно маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза при его соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Наносится знак на упаковку или на прилагаемые документы в случае перевозки зерна насыпью. Также его нанесение предусмотрено в левом верхнем углу декларации о соответствии.
Изображение единого знака обращения продукции представляет собой сочетание трех стилизованных букв «Е», «А» и «С».
ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие.
Специалистами Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан за истекшие 5 месяцев зафиксировано 37 нарушений требований технического регламента. Как правило, производители и продавцы выпускают в оборот зерно, не подтвердив его безопасность, т.е. не оформив декларацию о соответствии.
Как известно на территории нашей области крайне слабо развито зернопроизводство, но соблюдать требования технического регламента необходимо, так как зерно подлежит обязательному подтверждению соответствия независимо от количества реализуемой партии.
Штрафы за нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ощутимые: за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, административная ответственность предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ, административный штраф на должностное лицо — от 20 до 40 тыс. руб., на юридическое – от 100 до 300 тыс. руб.; за нарушение изготовителем требований технического регламента — ст. 14.43 КоАП РФ, административный штраф на должностное лицо – от 10 до 20 тыс. руб., на юридическое лицо – от 100 до 300 тыс. руб.; за недостоверное декларирование соответствия продукции – ст. 14.44 КоАП РФ, административный штраф на должностное лицо – от 15 до 25 тыс. руб, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб.
Джамиля Моллаева,
начальник отдела Управления Россельхознадзора по РД