«Всю жизнь дышал театром»

«Имам» — так величают его в театрах Даге­стана друзья и близкие.

Сегодня же имя народного артиста Республи­ки Дагестан Акаутдинова Имамитдина Магоме­довича, достаточно известно не только в нашей республике, но и далеко за пределами. За пле­чами поистине народного артиста крепкая школа актерского мастерства и большой опыт сцениче­ской работы, десятки успешных премьер и при­знаний народа. Много лет работающий с Има­митдином Акаутдиновым главный режиссер Рус­ского театра им.М.Горького в Махачкале, сегодня являющийся и директором государственного Кумыкского театра Скандарбек Тулпаров о нем отозвался так: «Имамитдина Акаутдинова можно назвать ярким представителем Вахтанговской школы. В нем синтезируется два направления те­атральных школ. Это школа переживаний и шко­ла представлений. Ему подвластна тонкая психо­логическая игра и яркий жанр буффонады. В нем отражается как внешне, так и внутренне европей­ское и национальное. Он тонко чувствует иронию играемых им ролей. Актер, всегда ищущий, боль­шой самокритичности. Редкий дар интеллекту­ального актера с сочетанием доброй простоты. Его яркие исполнения главных ролей в спекта­клях «Человек из Ламанчи», «Хюледжи», «Асият» и многие другие свидетельства этому. Практиче­ски всё основное сказано в этих словах. А как же всё начиналось? А начиналось всё так: Имамит­дин Магомедович родился 30 апреля 1959 года в Махачкале. Воспитывался в кругу семьи Аскерха­новых, является двоюродным братом известного композитора Аскерхана Аскерханова, мать кото­рого практически вырастила маленького Имама. Эти годы застал и я. Это были 70-е годы прошло­го уже ХХ века. Мы с Аскерханом учились в одном институте, он на музыкальном факультете, я – на филологическом. Судьбе было угодно сблизить нас. Прочитав мои стихи, Аскерхан увидел в них новые песни. И начал писать музыку. На прослу­шивание новой песни собирались у них дома. Здесь то и появлялся юноша Имам. Видно было как он тянется к поэзии, музыке, интересуется концертными программами, следит за поста­новками в залах театров и филармоний города. С книгой в руках, с журналами под мышкой, чи­тая вслух стихи поэтов, незаметно Имам сам того не подозревая стал тянуться к сценическому ис­кусству. Дяди и тёти начали поговаривать о его одаренности, о его открытости, пробивающемся таланте. Но кем он станет, кто из него выйдет, мы еще определить не могли. Определило как видно время.

После окончания школы Имамитдин твер­до решает связать свою жизнь со сцениче­ским искусством. В 1978 году он поступает в Высшее театральное училище им.Б.В.Щукина, при Государственном Академическом театре им.Е.Вахтангова. Это был точный выбор. Мы те­перь себе не представляем Имама Акаутдинова за другим занятием, в другой профессии.

После окончания в 1982 году легендарной «Щукинки» Акаутдинов едет в Дагестан и посту­пает на работу актером Государственного Ку­мыкского театра им.А.-П.Салаватова. Эти годы тоже я хорошо помню как раз судьба и меня за­бросила в театр, я два года проработал заведу­ющим литературной части Кумыкского театра, в те же годы стал переводить для театра пьесы, где уже молодой и начинающий Имам получал сразу главные роли. Это тоже о многом говорит. Обыч­но молодые актеры начинают с массовок, играют второстепенные роли, а тут сразу главный герой. Как показало время Имамитдин – актёр широко­го диапазона. Его яркая творческая индивиду­альность, особо выраженный интеллект, с самого начала привлекла внимание театральных режис­серов как в родном ему Дагестане, так и театрах России. Каждая его роль не оставляет равнодуш­ным ни зрителей, ни строгих критиков, которые оценивают его сценические работы на престиж­ных фестивалях.

Среди запомнившихся ролей Имамитдина мне и зрителю последних лет это образ Дон-Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи». Уникальный образ Дон-Кихота, созданный Сервентесом че­тыреста лет назад и олицетворяющий собой символ добра, справедливости и милосердия, в исполнении Имамитдина, очень близок сегодня и нам. Еще Горький говорил, что назвать чело­века Дон-Кихотом – это значит сказать о нем са­мое лучшее, а знаменитый Шаляпин, приступая к работе над ролью Дон-Кихота, писал тому же Горькому: «…я думаю, хорошо сыграть «тебя» и немножко «себя». По иронии судьбы сам Акаут­динов тоже по жизни Дон-Кихот, я это говорю уже много лет, работая с ним и дружа по жизни. Ху­дой, нескладный, теперь на сцене уже в нелепом обличии, постоянно попадающий в комические и унизительные положения, влюбленный в глупую деревенскую девицу Альдонсу, вознесенную его восторженным воображением на высоту «дамы сердца» во славу которой совершаются подвиги. Он, как бы, говорит зрителю: «Рыцарь без дамы – тело без души, каждому своя Дульсинея». А как её определить в жизни и остаться ей верным до конца? Здесь актер особой пластикой исполне­ния психологически завораживает зрителя через образ странного и всем дорого человека призы­вает каждого из нас не ослушаться зова сердца, помочь обездоленным и униженным. И Имамит­дину это удалось, зритель поверил ему, одна из зрительниц, сидевшая рядом с нами пролила слезу, и она была не рядовой зрительницей, яв­лялась деятелем музыкального искусства респу­блики. Вот вам и ответ на вопрос о силе создан­ного образа, его психологизме и доходчивости.

Имамитдин Акаутдинов лауреат многих фе­стивалей (Москва 2011) Диплом «Жизнь упала как зарница» за роль Мандельштама Междуна­родного фестиваля «Молдфест.рампа.ру» (г. Ки­шинев – Молдавия. 2011 год) Диплом «За лучшую мужскую роль»; Международного театрального фестиваля малых форм «Театроник» (г.Харьков — Украина. Лауреат 2012 год) Диплом «За создание образа Мандельштама»; 4-го Международного фестиваля «Бегемот» (г.Габрово – Болгария 2012 год) г.Врацы. Диплом «За лучшую мужскую роль»; 13-го Международного фестиваля «Видлунья» (Хмельницком – Украина 2012 год) Диплом за лучшую мужскую роль»; Международного фести­валя тюрко-язычных народов «Туганлык» (Баш­кортостан г.Уфа 2012) Диплом «За роль Эльван в спектакле «Богатая женщина». Гран-при на Меж­дународном фестивале монодрам стала наград­ной артисту в г.Битола за творческую смелость и безусловный талант. (образ Поприщина в по­становке «Записки сумасшедшего» Гоголя). Семь самых передовых газет Македонии писали о по­бедителе европейского театрального фестиваля из Дагестана Имамитдине Акаутдинове.

С этим же спектаклем Акаутдинов выступил в Государственном Малом театре, где известный театральный критик Валерий Подгородинский выступил со словами, что «ничего похожего ра­нее за 10 последних лет в театральной жизни России не встречал». Лауреат фестиваля даге­станских театров «Лучшая мужская роль». 2014 – Турция 7-й Международный фестиваль тюр­ко-язычных народов г.Конья Диплом «За лучшую мужскую роль»; 2014 г. – 2-й лауреат Междуна­родного фестиваля «Сахнэдэн салем» г.Астана – Казахстан. 2014 год – 4-й Международный фе­стиваль русских театров Республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского реги­она г.Махачкала — Дагестан. 2015 год – 16-й Меж­дународный фестиваль «Карадениз» г.Трабзон – Турция, лауреат Диплом «За лучшую мужскую роль»; 2016 год — Международный фестиваль фестивалей «Золотые ворота» г.Владимир Ди­плом 1 степени; 2016 год — Международный фе­стиваль «Золотой витязь» г.Москва, обладатель «Серебряного витязя». Имамитдин Акаутдинов более 20 лет занимается преподавательской де­ятельностью – ведет театральные дисциплины на актерском отделении факультета культуры Даге­станского государственного университета. Мно­гие годы Акаутдинов является членом Союза теа­тральных деятелей Российской Федерации, член Совета факультета культуры, активный участник многих научных конференций.

Решением собрания коллектива Кумыкского театра Имамитдин Акаутдинов представлен на присвоение ему почетного звания «Заслуженный артист России».

Поздравляю Имамитдина Магомедовича с прекрасным юбилеем. 60 лет для кавказца – это только первый перевал. Дай аллах пройти тебе все перевалы в добром здравии вместе со сво­ими близкими и друзьями. Ты нам нужен друг, береги себя.

Багаутдин Аджиев,

народный поэт Дагестана