Театр — очаг самосохранения народа

Президент России Владимир Пу­тин, что ни год, делает сюрпризы культурному сообществу России, да и обществу в целом. Я имею в виду посвящение каждого года какому-нибудь общественно зна­чимому явлению нашей действи­тельности, экономическому или со­циальному аспекту нашей жизни. У нас уже был Год культуры, Год лите­ратуры, Год кино… А ныне у нас Год театра. Как заядлому театралу, мне это доставляет огромную радость и удовлетворение.

В самом деле, что может сравнить­ся с театром, с магией его волшебного искусства? Даже кино, которое, каза­лось бы, бесспорный лидер среди зре­лищных искусств, иногда отходит на второй план, утрачивая полновесный интерес зрителя. Театр же всегда не­изменно стоит на вершине обществен­ного внимания.

Положение национальных театров России, в том числе и национальных театров Дагестана, особенное. Кро­ме нескольких, хорошо известных вам художественно-эстетических, идейных и воспитательных функций, наши театры выполняют и спец­ифические этно-культурные задачи: сохранение дагестанских языков, ключевых моментов нашей истории, обрядов и действ, которые без по­стоянного представления их зритель­ской аудитории могут попросту ис­чезнуть из нашей памяти и обихода. И крупные театральные деятели Рос­сии – режиссеры, актеры, драматур­ги – прекрасно понимают это. В этом отношении удивительно точным и емким примером является высказы­вание великого Станиславского. «Хо­рошая национальная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная актёрами их наций, – написал как-то Констан­тин Сергеевич, – лучше всего вскры­вает душу народа, показывая идеалы и сверхзадачи, которые провидение предназначило этому народу вопло­тить и решить».

Замечательное определение! Лучше не скажешь.

Конечно, такой крупный театраль­ный деятель, как Гамид Рустамов, не мог не понимать значение националь­ной пьесы, национального театра. Да, он очень хорошо понимал! Поэтому уже в 30-50-е годы, то есть во времена своего творческого пути, он делал всё от него зависящее, чтобы в Дагестане была своя национальная драматургия. По его совету, как всегда тактичному и деликатному, за эту трудную и очень нужную, важную работу взялся талант­ливый поэт, литературовед, фолькло­рист Алимпаша Салаватов. Вскоре им уже были созданы первые националь­ные пьесы: «Красные партизаны», «Ай­гази», «Кара чач». Ныне эти произведе­ния являются классикой дагестанской драматургии.

Профессионал высокого класса Ру­стамов, конечно же, активно помогал драматургу в заложении основ даге­станского национального театра.

Понятно, что одному человеку, даже очень талантливому, не по пле­чу такая сложная и трудоемкая рабо­та. Нужны были новые силы, новые таланты! И они нашлись. Первыми в этом ряду следует назвать А. Кур­банова, А.-В. Сулейманова, А. Ад­жаматова, М.Хуршилова, М.Алиева, М.Сулиманова, Ш.Абдулаева, Б.Атаева, с большим энтузиазмом и вдохновением продолживших начатое Салаватовым.

В последующие годы этот список пополнился такими яркими имена­ми, как М.-С. Яхьяев, К. Меджидов, Ш. Альбериев, К. Абуков, К. Мазаев, Р.Ибрагимова, А. Атаев, Б. Аджиев. Дело шло споро, тем более что Ми­нистерство культуры, Союз писателей республики уделяли этой работе мно­го внимания: под их патронажем регу­лярно проводились семинары, курсы драматургов и режиссеров, другие мероприятия, способствующие раз­витию дагестанского сценического ис­кусства.

Приходится с сожалением констати­ровать, что в настоящее время такого отношения к театру со стороны на­званных структур мы, увы, не видим, оно заметно ослабло. Недостаточно внимания уделяется их репертуарной политике, на что жалуются даже на­родные театры. Причина проста: нет новых пьес! Одни и те же спектакли мы видим на сценах уже многие годы.

Нужны новые пьесы, воспитываю­щие в наших детях основы нравствен­ности, морали, чести, благородства и т.п., бичующие пороки сегодняшней жизни, которых, как вы и сами знаете, в нашей действительности немало. Нужны новые драматурги, которые не могут появиться без внимания и поддержки со стороны государства. С самого начала своей деятельности Рустамов заложил фундамент нашей театральной культуры, взрастил жи­вую и действенную творческую ат­мосферу. Благодаря его энтузиазму многие прозаики и поэты плодотвор­но работали и в области драматур­гии. Он сумел зажечь в них желание выразить себя и на этом поприще. Такие мастера, как А.-П. Салаватов, А. Курбанов, М. Хуршилов, А. Аджиев, М. Сулиманов, М. Алиев, Ш. Абду­лаев, А. Аджаматов, А. Сулейманов, С. Джетере и другие, вдохновенно и плодотворно работали для нацио­нальных театров, они находили под­держку отовсюду.

Сегодня же мы такого подхода не видим, мастера, которые могли бы внести свой вклад в развитие театра, брошены на произвол судьбы и не на­ходят нужной поддержки, годами без внимания остаются написанные ими пьесы.

Да, основы дагестанского театра, заложенные Рустамовым, сыграли свою роль, они были весомы. Но со­стояние нашей национальной драма­тургии сегодня можно без преувеличе­ния назвать кризисным.

Хотелось бы затронуть здесь еще одну тему, которая, на первый взгляд, может показаться вторичной, но на са­мом деле она самая важная в условиях Дагестана, где многоязычие объектив­но приводит к сокращению простран­ства использования родных языков. Речь идет о детских театрах, в частно­сти для самых маленьких – кукольных.

Сегодня в нашей республике рабо­тает только один кукольный театр на русском языке. Между тем, именно в детском возрасте лучше всего усваи­ваются и нравственные уроки, и уроки родного языка, что в условиях Дагеста­на, где с каждым годом сокращается сфера использования национальных языков, имеет особую важность.

Именно с оглядкой на эти вопро­сы в 2016 году инициативной группой во главе с известным ученым и обще­ственным деятелем С. Алиевым при Кумыкском театре был создан куколь­ный театр. Конечно же, в процессе его создания и деятельности большой вклад был внесен руководством и ра­ботниками Кумыкского театра.

Результат превзошел все ожидания: гастроли нового театра по кумыкским селениям сопровождались небывалым зрительским интересом и, подчер­кнем это, финансовым успехом. Это особенно важно в связи с тем, что все расходы по созданию, материально­му обеспечению и гастролированию кумыкского кукольного театра взял на себя его директор С. Мусалаев.

Малыши в детских садах, школьни­ки, подростки посещали спектакли, с огромным любопытством восприни­мали эти представления и с детским энтузиазмом, щедро одаривали арти­стов бурными аплодисментами, весё­лым смехом, шумной и живой реакци­ей на происходящее на сцене.

Однако эта очень нужная и полез­ная работа остается сегодня без вни­мания со стороны Правительства, Министерства культуры республики, что, конечно же, идет вразрез с обще­государственной политикой в области культуры. Особенно это актуально в нынешнем, 2019 году, объявленном Президентом России Годом театра.

Успех кумыкского кукольного театра наводит на мысль о целесообразности и другим театрам воспользоваться этим опытом. Ведь проблема сохра­нения языка и традиций актуальна для всех народов Дагестана. А через дет­ский театр, через сказочное действо, фантазийное представление на на­циональной основе все необходимые культурно-языковые коды усваивают­ся лучше всего.

Стоит ли напоминать избитые исти­ны, что театр — это живая связь между людьми, театр развивает мышление, внутренний мир, самосознание зрите­ля, особенно юного.

Человек, чье воспитание, культура, образование так или иначе сформи­ровались под влиянием театра, всегда будет благородным, гуманным, тре­бовательным к себе. Воспитательная роль театра сродни школьному воспи­танию: раз войдя в плоть и кровь, оно остается с нами навсегда. Человека можно научить красиво, правильно го­ворить, писать, но истинно благород­ным, культурным его может сделать только искусство, а театр в особен­ности. Как сказал великий писатель Чингиз Айтматов, если народ не хочет стать «манкуртом», не помнящим род­ства, то он обязательно должен со­хранить родной язык и национальную культуру.

Но было бы неправильно ограни­читься только вопросом развития кукольного театра. Ждет внимания и поддержки также и юношеский те­атр, т.н. ТЮЗ. Эта аудитория еще бо­лее сложная, еще более подвержен­ная негативным влияниям, поэтому ее нельзя оставить в подвешенном состоянии, пустив на самотек, это может обернуться в последующем множеством негативных последствий социального характера. Должна быть выстроена триада: детский кукольный театр – театр юного зрителя – театр для взрослых. Таким образом ока­жутся охвачены вниманием и вос­питательным воздействием все слои нашего общества. А без этого не­возможно построение гармоничных, взаимодополняющих социальных от­ношений.

Да простит меня читатель за баналь­ные истины, но, завершая, хочу еще раз напомнить нам всем: без родного языка и культуры нет народа! А театр – это очаг самосохранения народа, и мы обязаны его беречь и поддерживать в нем огонь национального энтузиазма.

Гусейн Адилов