Потребитель всегда прав

Несмотря на действующее законодатель­ство по защите прав потребителей, у покупа­телей нашей республики они чаще всего оста­ются нарушенными, особенно в последнее время.

Какие же все-таки проблемы становятся причиной жалоб на нарушения прав потреби­телей, всегда ли можно восстановить спра­ведливость и какие мотивы при этом движут их общественными защитниками? На вопросы поступившие в редакцию согласился ответить Али Камалгаджиевич Алиев, Председатель Правления ДРОО «Гарантия безопасности прав потребителей» вице-президент Комитета защиты прав потребителей Республики Даге­стан, член Координационного совета Главы республики по вопросам защиты прав потре­бителей.

Али Камалгаджиевич, скажите пожалуй­ста, а кто является клиентами Комитета по защите прав потребителей и много ли жа­лоб?

— Могу доложить, что по итогам 2018года мы зафиксировали более 1250 заявлений граждан, которые складывались как из теле­фонных жалоб и обращений на наш сайт, так и по результатам личного приёма. Это были люди, чьи права как потребителей были нару­шены: то купленный товар оказывался ненад­лежащего качества, то работы были выполне­ны с нарушением сроков и так далее.

В то же время к нам периодически обраща­лись потребители, которым лишь представля­лось, что их права нарушены, хотя на самом деле это не всегда было так.

В целом же если брать по годам, то коли­чество обращений остаётся примерно оди­наковым, колеблясь в среднем на 5-10 %. И здесь в связи с наступившими явлениями экономического кризиса, мы должны сказать, что в последнее время мы наблюдаем хотя и небольшое, но снижение количества обраще­ний, связано это на наш взгляд с тем, что даже процесс защиты своих прав иногда требует и определённых финансовых затрат, например оплаты экспертизы и иных расходов, сейчас чувствуется что у людей на это недостаточно средств.

В тоже время, хотел бы подчеркнуть, что все наши консультации для потребителей в рам­ках закона о защите прав потребителей для них бесплатны. Причем все наши специалисты осуществляют свою деятельность на обще­ственных началах, то есть никто из них зарпла­ту не получает.

Какие же проблемы чаще всего стано­вятся причиной обращений к Вам?

— Наибольшее число обращений — и их бо­лее 70 % — касается жалоб на качество непро­довольственных товаров. Это бытовая техни­ка, мебель, электроника и т.д. На втором месте — заявления, связанные с ЖКХ, это примерно 20 %, затем идут претензии по срокам испол­нения заказанных работ и услуг, также посту­пают жалобы связанные с нарушением правил торговли, безопасностью товаров, качеством продовольственных товаров, качеством ре­монта жилья и строительных работ, услуг связи, финансовых и туристических услуг, на­конец есть нарекания и на некачественные транспортные, медицинские, образователь­ные услуги, услуги общепита и др.

Али Камалгаджиевич, наши читатели, они же и потребители просят разъяснить им разницу между контрафактом и фаль­сификацией

— Вы знаете, должен сказать, что проблема контрафакта сложна и многогранна. Многие страны мира до сих пор не могут вступить в ВТО, так как не смогли организовать защиту потребителей от контрафактной продукции.

В соответствии с российскими законами контрафактными являются товары — на эти­кетках и упаковках которых незаконно исполь­зуется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Фальсификация же (от латинского falsifico – подделываю) – это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи. Фальси­фицированными являются — продукты, мате­риалы или изделия умышленно измененные (поддельные) или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Объектами фальсификации также являются: товары, услуги, документы, информация, мар­кировочные и идентификационные знаки и др.

Для определения контрафактной и фальси­фицированной продукции наш Комитет про­водит независимую потребительскую экспер­тизу товаров. Обратиться можно по тел.: 8988 213 5959.

Некоторое время назад остро обсужда­лись вопросы соблюдения прав потреби­теля при оказании финансовых услуг. А как сейчас обстоит с этим дело?

— Да, согласен с вами в 2015-2018 годах был большой наплыв жалоб клиентов в отношении банков. Это был период, когда многие частные банки закрылись. Сейчас можно сказать си­туация несколько выправилась. Во- первых, с тех пор произошли изменения в законодатель­стве, оно стало более четким к тому же и Вер­ховный суд дал свои разъяснения.

Тем не менее финансовая сфера — это по-прежнему та сфера по вопросам которой граждане продолжают часто обращаются к нам. Правда, сменилась тематика обращений. Сейчас, в отличие от тех годов, самые острые вопросы связаны с коллекторами и взаимо­действием с ними, а также с включением в договор кредита и страховых договоров. Мы рассчитываем, что закон о регулировании де­ятельности коллекторов, который сейчас вне­сён в Госдуму РФ, снимет многие проблемы. В частности, например, в случае просрочек выплат со стороны заёмщиков банки теперь должны будут обращаться не к коллекторам, а в суд.

Моя личная позиция на этот счёт можно сказать даже более определённая. Рекламу кредитов нужно запретить, как это например уже сделано в отношении рекламы табака и алкоголя. Этот вопрос нами уже обсуждался в Международной конфедерации обществ по­требителей (КонфОП) и в Союзе потребите­лей РФ, где наш комитет являющийся членом Союза Потребителей России также принимал участие.

Вопрос же включения в кредитный договор условия о страховании по- прежнему остаётся спорным. Формально это условие не является обязательными для заёмщика. Но судебная практика такова, что если он подписал дого­вор, в котором указано это условие, а позже начинает оспаривать его законность, то он мо­жет отказаться от оказания услуги страхова­ния, но деньги ему возвращены уже не будут.

Поэтому мы советуем своим клиентам, не хотящим платить страховку, вычёркивать эти пункты из всех экземпляров договора. Конеч­но, есть большие сомнения, что банк согла­сится с такими изменениями и выдаст кредит, тем более что у него есть право не объяснять причины отказа в выдаче кредита. Поэтому формально выбор у потребителя есть, а фак­тически — не всегда.

Затрагивая тему кредитов хотелось бы ин­формировать население РД о том что в респу­блике функционирует Общественно-государ­ственный фонд по защите обманутых вклад­чиков, куда можно обращаться всем имеющим на руках облигации и ценные бумаги. Фонд по­могает в оформлении документов по возврату денежных средств в нарицательной стоимо­сти. Обращаться нужно по адресу: Махачкала, ул. Абубакарова, 117, 4 эт, каб. 17, тел 8988 213 5959.

Вы упомянули, что часто представляете интересы своих клиентов в суде. Насколь­ко благоприятна судебная практика по де­лам о защите прав потребителей?

— Да конечно, если есть необходимость обращения в суд, мы обязательно оказываем заявителям эту помощь. Процент удовлетво­рения наших исков высок, отказы судов в их удовлетворении — это единичные случаи. Но, конечно, многое зависит от профессионализ­ма специалистов представляющих интересы потребителя. Сейчас существует большое количество юристов, адвокатов, берущих­ся за любые дела, но наше Общество специ­ализируется только на защите потребителей, потому-то наши специалисты более квалифи­цированны в этих вопросах.

Иногда рассмотрение дела не ограничива­ется судом первой инстанции. Для того чтобы добиться законного решения, нам приходится подавать и апелляционную жалобу. А в про­шедшем году для отмены решения апелляци­онной инстанции юристы Комитета дошли до президиума Верховного суда РД.

Казалось бы решение суда в пользу заяви­теля, его права защищены, решение вступи­ло в силу. Мы консультируем клиента о его дальнейших действиях, помогаем заполнить документы на взыскание… Но даже здесь мы не считаем, что наша функция выполнена до конца.

Ведь у потребителя могут возникнуть се­рьёзные проблемы, связанные уже с испол­нением решения суда. А процент решений су­дов, которые не исполняются, с каждым годом растёт — сейчас это порядка 50 %! И здесь многое зависит уже от работы судебных при­ставов.

А насколько специфична защита нару­шенных прав в случаях с интернет-торгов­лей?

— Должен сказать, что деятельность это­го сегмента рынка на мой взгляд пока недо­статочно отрегулирована, недобросовестных продавцов хватает всюду, но в интернете их больше. Например, вот был инцидент, связан­ный с московским интернет-магазином, наши требования были удовлетворены судом, но организация как бы растворилась, наш клиент не смог её найти. Чем мельче магазин, тем выше вероятность возникновения сложностей с возвратом средств или заменой товара в случае обнаружения недостатков. Кроме того, в интернете немало и просто мошенников.

В конце прошлого года в Госдуму РФ был внесён законопроект, согласно которому от­ветственность за достоверность информации о товарах теперь будет возложена в том числе и на интернет-площадки, являющиеся агрега­торами. Самый известный из таких агрегато­ров— Яндекс.Маркет. Эта мера могла бы по­служить дополнительной гарантией в приоб­ретении качественных товаров, соответствую­щих своему описанию.

— Сегодня средняя сумма возмещений по искам потребителей в интернет торговле, как правило, находится в пределах от 60 тыс. ру­блей до 100тыс. рублей, только иногда более.

Кроме того, в таких делах не требуется от­дельно доказывать факт причинения мораль­ного вреда. По закону продажа товара не­надлежащего качества или оказание услуг ненадлежащего качества уже предполагают причинение морального вреда. Правда, ком­пенсация морального вреда по делам о защи­те прав потребителей невелика, обычно она составляет 3-5 тыс. рублей, в очень редких случаях больше.

Факторы, от которых может зависеть размер возмещения, — это сумма иска, стоимость то­вара, наличие подтверждённого вреда здоро­вью. Кроме того, большое влияние при опре­делении суммы компенсации морального вре­да играют решения суда. Например мы стол­кнулись со случаем, когда моральный вред при неоказании туристических услуг был оценён всего в 500 рублей на человека.

Али Камалгаджиевич, насколько мне из­вестно многие сотрудники Общества рабо­тают здесь не за зарплату почему?

— Меня самого, да и многих других «Шторм» перестройки можно сказать просто выкинул на берег капитализама… Были проданы целые организации, люди остались без любимой ра­боты. Для меня, — человека который окончил вуз по специальности — товаровед высшей квалификации и который работал руководи­телем таких торговых предприятий города как «Детский мир», «Тарки-тау», и др. защита прав оказалась ближе всего по душе.

— У нас в коллективе собрались неравно­душные люди — именно поэтому мы этим за­нимаемся. Наверное, в наше время это звучит странно, но других объяснений по большому счёту нет. У каждого из нас есть своя работа, своя юридическая практика, у кого- то — свой бизнес. Но люди выделяют часть своего сво­бодного времени для того, чтобы работать с людьми, попавшими в затруднительную жиз­ненную ситуацию. Нарушения в области прав потребителей, думаю, являются самыми рас­пространёнными, ведь потребитель — это каждый из нас, поэтому данная область требу­ет особого внимания. Поэтому мы и получаем звонки о помощи.

Мы делаем свою работу, чтобы жизнь лю­дей стала лучше и проще. Понимание того, что есть к кому обратиться за помощью, даёт им надежду и где-то снижает уровень внутренней тревоги. Вся наша теперешняя жизнь распо­лагает как бы к тревожности и, как следствие, к недоверию, а может быть даже и к озлоблен­ности, а мы хотим такие моменты сгладить — насколько это получается в наших силах. Что­бы лица, которые мы видим на улицах, были добрее, светлее, улыбчивее.

В нашей стране, несмотря на довольно ка­чественное законодательство о защите прав потребителей, покупатели все равно пока еще остаются слабой стороной, а бизнес еще воспитан так, чтобы не чувствовать социаль­ную ответственность перед простым потре­бителем. В судах я часто говорю об этом. Я и сейчас считаю, что пока суды и судебные при­ставы не начнут взыскивать в максимальном размере неустойки, штрафы, компенсации морального вреда, как это происходит в дру­гих странах, ситуация коренным образом не сможет изменится.

Еще я бы хотел довести до сведения всех покупателей, что 15 марта вся мировая обще­ственность отметила ежегодный День потре­бителя.

День защиты прав потребителей в этом году привлек внимание общественности к суще­ствующим проблемам.

И все таки с праздником Вас дорогие потре­бители!

Беседовал Гусейн Кабардиев