Его мечтой была ме дицина

Впервые с доктором медицинских наук, профессором Нариманом Кадисламовичем Казанбиевым я познакомился в начале 80-х годов прошлого столетия. Я, тогда молодой журналист работал, в Гостелерадио Даге­стана. Получив задание у директора телеви­дения Феликса Астратьянца, я отправился к ученому с тем, чтобы подготовить телеочерк к 50-летию Н.К. Казанбиева. Неделю мы ез­дили с профессором на съемки, снимали его на встречах с практикующими врачами в Хасавюрте, Бабаюрте, Кизляре. Везде его знали и принимали с радушием. Профес­сор проводил обход отделения, осматривая больных в больницах, тут же рекомендовал врачам, что делать, какие лекарства пропи­сать. Казанбиев, с виду суровый и строгий, на самом деле был добрейшим человеком, обладал чутким сердцем. Толковый руково­дитель. Талантливый организатор, он очень был нужен людям.

Нариман Кадисламович родился в селе Ха­маматюрт Бабаюртовского района. Окончив мединститут, приехал на малую родину, ра­ботал главным врачом районной больницы. В сельской местности за 5 лет работы он открыл 25 фельдшерско-акушерских пунктов с полным их оснащением. Его уважало районное руко­водство, он пользовался непреклонным авто­ритетом у коллег, ему доверяли больные, Его тянуло к науке, ко всему новому в медицине, он уверил себя, что человек должен совершен­ствоваться. И учился в лучших клиниках страны, во главе которых стояли светила медицинской науки такие как академики: Б.Е. Вотчал, М.С. Вовси, А.И. Нестеров. В аспирантуру он попа­дает к крупному ученому-кардиологу, руково­дителю ведущей клиники страны, академику АМН СССР А.А. Мясникову — первому и един­ственному обладателю в нашей стране золото­го стетоскопа. Здесь раскрылся его талант, как исследователя, терапевта широкого профиля. Его научные труды были посвящены сложным разделам медицины — изучению гемодинами­ки большого и малого круга кровообращения у больных с легочным сердцем и сердечной не­достаточностью. А вначале нашего знакомства по моему настоянию с Н.К. Казанбиевым был негласный уговор: я в каждый его юбилей буду писать о нем очерк.

Все шло четко по программе: я ему обещал написать к его 90-летию. Но, увы, как говорится, человек предполагает, а всевышний располага­ет. Ученый умер два года назад, так и не дожив до 90-летия. Вспоминаются его слова о том, что есть меткие жизненные наблюдения: с 20 до 30 лет человек подобен павлину, любующемуся со­бой, с 30-40 – он схож с волком, создающим стаю для добычи, с 40-50 лет – он напоминает верблю­да, который с достоинством несет груз прожитых лет и следует велению сердца. И с пути его не со­бьет никакая буря. А далее у человека появляется ясное понимание того, что пора накопленное от­давать молодежи.

Врач, педагог, доцент ДГМУ Тамара Ярметов­на Габибова, которая проработала с Казанби­евым многие годы, вспоминает: «Ежедневная напряженная работа, дело, прежде всего – вот его жизненное кредо». « без работы очень бы­стро устаю», — любил повторять он. Всегда хо­дил с высоко поднятой головой, чувствовал себя сильным, потому что всего добился сам, своим трудом, умом, мудростью, терпением. Его слово никогда не расходилось с делом».

Как-то в конфиденциальной беседе профес­сор поведал о том, как его пригласили в 2000 году в Госсовет (а это было в год его семидеся­тилетия) и предложили собрать документы на награждение его орденом Почета или Дружбы. Он тогда руководству Госсовета ответил, что пусть ордена и медали получают те молодые ребята из народного ополчения, которые в 1999 году отстояли независимость республики в бою с бандитами Хаттаба и Басаева. Вот уж воисти­ну, не зря говорят, что скромность украшает че­ловека. А что касается званий, то он заслужен­ный врач России, заслуженный деятель науки Дагестана, член Европейского общества карди­ологов, член Нью-Йоркской академии наук, дей­ствительный член Академии Наук Дагестана. У него несколько юбилейных медалей, врученных ко Дню Победы.

Нариман Кадисламович Казанбиев воспитал прекрасных пятерых детей, у него одиннадцать внуков. Все дети получили высшее образование, имеют свои семьи.

Многие, следуя отцу и деду, продолжили се­мейную традицию – стали врачами.

Зульмира Наримановна Атаева, его дочь, до­цент, заслуженный врач Дагестана, работает на кафедре терапии факультета повышения ква­лификации и профессиональной переподготов­ки специалистов Дагмедуниверситета. Здесь проходят курсы многие практикующие врачи со всех городов и районов республики. Опытный педагог, она выступает перед слушателями с интереснейшими лекциями по терапии с обяза­тельной ссылкой на исторические аспекты раз­бираемых вопросов и на новейшие достижения современной медицинской науки. Её дети также пошли по стопам родителей и дедушки. Вме­сте с мужем, Алевдином Рашитхановичем, тоже врачом и заведующим кафедрой травмотологии и ортопедии ДГМУ вырастили прекрасных де­тей: старший Рашитхан — дипломат, работает в Москве, другой сын — Эльдар выпускник Дагме­дуниверситета, защитил кандидатскую диссер­тацию в Российском госмедуниверситете имени Н.И. Пирогова в Москве, работает ассистентом и врачом-травматологом в 15-й московской боль­нице. Дочь Лейла с отличием окончила Махач­калинскую среднюю школу № 51. Сейчас учится на третьем курсе Дагмедуниверситета. Круглая отличница.

Сын Наримана Кадисламовича Даниял тоже пошел по стопам отца. Окончил медуниверситет в Махачкале. Работает на кафедре терапии до­центом. Сочетает работу ученого с врачебной деятельностью в гериатрическом центре в госпи­тале ветеранов.

— Как-то я в кабинете отца увидел фотогра­фию человека в военной форме, — вспоминает Даниял Нариманович. — я поинтересовался: кто это. Отец ответил, что это русский врач Евгений Сергеевич Боткин. Я говорю: он же был лейб- медиком последнего императора России Нико­лая II. Можно считать, что он — придворный врач. Отец нахмурился. Уточнил, что на такую долж­ность тоже берут образованных, интеллигентных людей, Боткин окончил Петербургскую военно- медицинскую академию, участвовал в русско- японской войне. Это ему принадлежат слова: «Доверие больного можно завоевать только сер­дечным отношением. А это — драгоценное и силь­ное лекарство, которой нередко больше может помочь больным, чем микстуры и порошки».

Я попросил Данияла Наримановича дать совет нашим читателям. Он привел слова знаменитого персидского поэта Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не­мало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Ибрагим Гасангусейнов

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяВЕСТИ ИЗ ФССП
Следующая статьяИЗЛУЧАЯ СВЕТ