ИЗЛУЧАЯ СВЕТ

«Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил»

Сенека

В 70-х годах кафедра наша базировалась в 1-й городской больнице, которая обслуживала на­селение столицы и всех больных скорая помощь привозила к нам. Занятия со студентами, лекции, обходы, клинические конференции, дежурства по «скорой помощи» — все было не просто.

И в этом «водовороте» нелегкого труда на ка­федре появляется клинический ординатор — Ах­мед Магомедович Гитинов, который пришел к нам учиться.

Огромного роста, с могучими плечами, прони­цательным огнем умных, карих глаз — богатырь, каких мало встретишь.

Он моментально изменил «климат» в коллек­тиве: своим доброжелательным отношением, неповторимой, какой-то по-детски застенчивой улыбкой. Красивый, с прекрасным цветом лица, о таких говорят «кровь с молоком». Не меньше чем природной красоты, было в нем и человече­ского обаяния.

Мы как-то сразу подружились, разговаривали в короткие минуты передышки, у наших дочерей были одинаковые имена — Зарема, были они ро­весницами и мы часто делились их маленькими «успехами».

Родом Ахмед из высокогорного Тляратинского района, где он провел свои самые счастливые годы. Он с любовью и восхищением рассказывал мне о своем суровом крае, о горных вершинах, непроходимых тропах, бурных речках, хрусталь­ных родниках. Зимой туда можно добраться только вертолетом. Он много раз приглашал меня погостить в Тлярату, да я все не решалась, боясь высоты.

У Расула Гамзатова есть замечательные стро­ки: «каждый человек смолоду должен понимать, что он появился на свет для того, чтобы стать представителем той земли, тех гор, того аула, где научился седлать коня».

Ахмед родился в семье Магомеда Чанкаевича Гитинова, самого известного в Дагестане перво­го секретаря Тляратинского райкома партии, ко­торый возглавлял район 25 лет.

Он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими другими правитель­ственными наградами, многократно избирался депутатом Верховного Совета Дагестана, был членом обкома партии, — пенсионером союзного значения.

Он честно и бескорыстно нес на плечах тяже­лый труд, пользовался большим уважением сво­их земляков.

Как работник и как человек он был доступен каждому, кто хотел с ним встретиться в любое время суток — хоть на службе, хоть дома.

С теплотой и любовью Ахмед заботился о сво­ей маме Джавгарат, о которой говорил всегда с улыбкой.

В семье семеро детей: две дочери и пятеро сыновей. Добрая, улыбчивая, статная, красивая женщина. Вырастив детей, оставшись без мужа, с возрастом стали одолевать ее болезни. И Ах­мед часто привозил ее ко мне в клинику, обсле­довать, подлечить.

Сам Магомед Чанкаевич родился в многодет­ной семье, где было 15 детей.

Совсем неграмотный его отец четверть века в Гиндибе был председателем колхоза, его знал весь район, он умело руководил хозяйством.

Он честно прошел свой земной путь и оставил на ней добрый след.

Отец Ахмеда был мудрым человеком, детей воспитывал в строгости, с детства приучал их к труду.

Когда сын закончил 10 классов, то отец на­стоял на том, чтобы он поступил в медицинский институт, мотивируя это тем, что Тляратинский район очень нуждался в квалифицированных ме­дицинских кадрах.

Слово отца для Ахмеда было законом, и он подал документы в Дагестанский медицинский институт, который окончил в 1968 году, затем клиническая ординатура, потом аспирантура во 11-м Московском медицинском институте у про­фессора Ивана Михайловича Корочкина.

После успешной зашиты диссертации Ахмед вернулся в Дагестан, некоторое время работал ассистентом у профессора М.А. Хархарова.

В конце 80-х годов в Махачкале по инициативе министра здравоохранения и правительства от­крыли республиканский диагностический центр, куда Ахмеда назначили заместителем главного врача, а после трагической гибели замечательно­го дагестанца, прекрасного специалиста, высоко порядочного человека — Магомеда Магомедови­ча Сулейманова в течение пяти лет он возглавлял этот центр. Они были единомышленниками. Это было трудное время становления нового, слож­ного республиканского медицинского центра, равного которому не было на Северном Кавказе.

Велись еще монтажные работы, завозилось новое оборудование, решались кадровые вопро­сы, подбирались и отправлялись на учебу специ­алисты.

В этих непростых условиях никто, никогда не слышал, чтобы Ахмед Магомедович повысил го­лос или говорил с раздражением, он был одина­ково деликатен со всеми: с рабочими, медперсо­налом, больными, врачами.

Это очень тонкий, ранимый и глубоко эмоцио­нальный человек.

Его до сих пор с особой теплотой вспоминают сотрудники республиканского диагностического центра.

Он по-европейски дорожит своим временем, когда это касается работы и по-восточному ще­дро тратит его на друзей.

Ахмеда всегда тянуло на родину, в родную Тля­рату, и в 1997 году его назначают главным врачом районной больницы.

В наши редкие встречи, чаще в телефонных разговорах он рассказывал мне о проблемах района, своей больницы.

Когда-то Тлярату посетил Анатолий Иванович Потапов — министр здравоохранения России.

Он был поражен изумительной первозданной красотой края, говорил, что нигде и никогда не видел ничего подобного: леса, горы, скалы, род­ники, речки с хрустальной водой, такая масса на­селенных пунктов, но такой тяжелый быт.

«Только за то, что люди здесь живут, им надо платить налоги, а не собирать с них», — говорил министр.

И действительно, в Тляратинском районе 104 населенных пункта, все они труднодоступны, нет постоянной связи, в любую погоду медики спе­шат на вызовы, не хватает специалистов.

И, несмотря на все эти трудности, за послед­ние 10 лет не было ни одной материнской смерт­ности.

Намного улучшился кадровый потенциал вра­чей. Дочь Ахмеда Магомедовича — Заира — пре­красно оперирующий врач-гинеколог, в районе есть свои специалисты — невропатолог, рентге­нолог

Ахмед Магомедович мечтал расширить стаци­онар (коек до 150), так как последние годы стало улучшаться финансирование района благодаря помощи нового главы администрации Шамиля Ибрагимгаджиевича Расулова — молодого, энер­гичного руководителя, депутата Народного со­брания РД.

Много внимания уделял району и министр здравоохранения РД Ильяс Ахмедович Мамаев.

47 фельдшерско-акушерских пунктов (такого количества нет ни в одном районе Дагестана) нуждаются в оснащении, в чем по мере возмож­ности помогает Минздрав.

Мечтал Ахмед Магомедович и о строительстве типовой поликлиники в районе.

Главный врач района — знающий специалист, инициативный организатор, умел решать про­блемы здравоохранения, много сил и энергии отдавал повышению качества медицинского об­служивания населения района. Он не подвел ни своего отца, ни деда.

Правительство республики оценило его заслу­ги. Он был врачом высшей категории, заслужен­ный врач РД, имел знак «Отличник здравоохране­ния».

У него дружная семья: жена Изахат верный друг и помощник во всем. По искусству хлебопе­чения равных ей нет в районе.

Дети Ахмеда Магомедовича получили высшее образование и достойно несут фамилию своих предков.

Но у жизни свои законы и что она нам препод­несет в следующий момент, никому не ведомо.

Судьба нанесла жестокий удар семье: траги­чески погиб зять, внезапно умер младший сын — Мурад, инженер-экономист, подающий надежды футболист.

Он был близким другом Нарвика Сирхаева, капитана команды «Анжи», который был частым гостем в Тлярате.

Это был страшный удар для всей семьи, дру­зей, сельчан.

Но Ахмед Магомедович, несмотря на удары судьбы, пошатнувшееся здоровье, держится мо­лодцом.

И теперь ежегодно в Тлярате проводится фут­больный турнир памяти Мурада Гитинова. Насто­ящий человек значителен в любом деле, он как бы излучает свет высокого накала.

Ахмед Магомедович Гитинов был прост и скро­мен, весь в планах и в работе — это и есть высшая форма человечности и смысла в жизни.

Его верными спутниками всегда был творче­ский подход к работе, внутренняя энергия, бо­гатый жизненный опыт, авторитет руководителя, талант общения с людьми, умение сплотить кол­лектив. Он любил людей, любил больных.

6 января 2019г. ушел из жизни этот замеча­тельный человек, наш коллега, профессионал- клиницист, организатор здравоохранения, до­цент ДГМУ.

Это огромная потеря для семьи, друзей, кол­лег, для своего района, для Дагестана.

Мы были добрыми друзьями, около 50 лет и мне не хочется верить, что его нет с нами.

Но человек жив, пока жива о нем память.

Тамара Габибова,

доцент ДГМУ