Диалог с юбиляром 15.11.2018г.№28

В ноябре исполняется 80 лет Загиру Мирзабековичу Загирову, уроженцу села Чувек Хивского района, заслуженному учителю РФ и РД, заслуженному деятелю науки РД, академику Академии педагогических и социальных наук, доктору педагогических наук, профессору.

У этого замечательного человека за плечами большая жизнь и 60 лет работы на ниве народного образования. Воспользовавшись случаем встречи, накануне его юбилея я решил провести с ним небольшую беседу и выявить — откуда у него такая любовь и преданность науке и образованию, чем объясняются его успехи в области русского языка и методики его преподавания, языкознания и лингводидактики, родного языка и кавказоведения в целом.

—           Загир Мирзабекович, этот юбилей — хороший повод поговорить с Вами об острых проблемах нашей сегодняшней жизни, особенно в области науки и образования. В начале нашей беседы, хотел бы уточнить Ваши интересы и склонности в детстве и какова заслуга родителей в становлении сегодняшнего ученого и личности.

— Безусловно, все, что я получил, это от родителей, хотя их смутно помню. Матери лишился в раннем детстве. Отец мой, Загиров Мирзабег, как один из первых просвещенцев района, вместе с Темирханом Шалбузовым (табасаранский Кирилл и Мефодий) открыл школу в родном селе, участвовал в создании букваря и преподавал. Помню и некоторые штрихи в частности: работал у нас в школе учитель из Осетии по имени Петр. Когда он заходил в класс, снимал ремень с бляхой и заметно клал на стол. Все уже знали о том, что получит удар тот, кто не готов к уроку. В начальных классах тогда вообще не говорили по-русски. В школе, дома и на улице говорили только на родном языке. Независимо от этого, задания Петра выполняли почти все учащиеся. Просто зазубривали тексты. Чувство страха преобладало над всеми другими явлениями. Родители были весьма довольны создавшимся положением.

Нас троих братьев и трех сестер воспитали бабушка Назарова Шахсенем и родная сестра матери Загирова Баху Алимагомедовна. В тяжелые военные сороковые годы бабушка работала председателем Кандыкского сельского совета, куда входили еще населенные пункты Чувек, Цудух, Арчуг, Куштиль. Во всем районе ее называли «Мама» с постановкой ударения на последний слог слова, ибо табасаранский язык имеет тенденцию перетягивания ударения на последний слог слова. Сказывалась межязыковая интерференция. Так называли ее и за систематическую помощь фронту и насильственное возвращение на фронт всякого рода дезертиров. Неродная мать Загирова Баху Алимагомедовна, впервые создала в Чувеке библиотеку и просвещала односельчан политической и художественной литературой. Систематически ознакамливала их с новинками литературы и средствами массовой информации. В 50-60-ые годы XX столетия она работала директором Кандыкской ковровой фабрики. Во всех близлежащих селах организовала ковровые цеха, обеспечив всех женщин работой ковроткачества. Именно в эти годы прославились табасаранские ковры на весь мир и были удостоены золотых медалей на международных ярмарках в Марселе, Токио и в Лейпциге.

Вот они и сажали нас по вечерам на полу вокруг керосиновой лампы и на приз заставляли учить уроки и выполнять домашние задания с последующей проверкой. Естественно, все мы пошли по тропам своих родителей и все стали учителями. В любом случае в нашем становлении есть заслуга и наших родителей. Выбор специальности тоже не случайность ведь тогда в условиях села и не представляли специфику других специальностей. Просто-напросто мы их и не знали. Моя мечта была стать учителем начальных классов.

— В 50-е годы XX в Дербенте, да и во всем Южном Дагестане функционировало единственное учебное заведение — Дербентское педагогическое училище, где готовили высококвалифицированных учителей для начальных классов. Они тогда были особо востребованы. Возникает вопрос: Как вы туда попали и как учились, не владея русским языком?

— Могу уверенно сказать, да и утверждать, что в Дербентском педагогическом училище, теперь в колледже и тогда давали и сейчас дают знания почти по всем дисциплинам значительно больше, глубже и лучше, чем, скажем на некоторых факультетах наших, так называемых, классических вузов, в том числе и на факультете начальных классов Даггоспедуниверситета. Это исторически сложившиеся традиции, заложенные отдельными личностями в лице Салиха Магомедовича, Зинаиды Павловны, Малика Рагимхановича, Сергея Мироновича и др. Месяцами можно было жить, учиться и спортом заниматься не выходя за территорию этого училища. Все было организовано компактно, в том числе учебные аудитории, общежитие и общепит, спортивные площадки, места отдыха, лингафонные кабинеты и т.д. Словом, были созданы идеальные условия.

Профориентационная работа, в том числе поступающих, была также поставлена на высоком уровне. Преподавателей училища командировали по районам для отбора лучших учащихся. С учетом специфики подготовки поступающих (абитуриентов) принимали и вступительные экзамены. Если же по каким то причинам просачивались слабые учащиеся, то их отчисляли после первого же семестра. Так, например, из нашего же села Чувек Хивского района вместе со мной были приняты (зачислены) четверо, трое из которых были отчислены после первого же семестра. Если нет фундамента и студент не подает надежды, то через Ивана Мироновича по русскому языку, Малика Рагимхановича по истории проходить дальше практически было невозможно.

Директор педагогического училища Зинаида Павловна Баграева, обратив на меня внимание, особенно за высокий уровень чистописания и оформительские способности, предложила избрать секретарем профсоюзной организации училища. Оказание материальной помощи сиротам и нуждающимся студентам, а также поддержка и контроль их учебы вменили мне в обязанности как секретарю профсоюзной организации. Языковой барьер мы быстро преодолели. Разрешалось говорить и общаться только на русском языке.

Я рад и горд, что до сих пор остался на особом учете руководителей Дербентского педагогического колледжа. Они приглашают меня на все значимые мероприятия, в том числе на научно-практические конференции, юбилеи и т.д.

  • Загир Мирзабекович! Почему Вы после педучилища сразу не поступили в университет? Как Вам нравилась работа учителя начальных классов и что она Вам дала для дальнейшей своей работы?
  • Все дело в том, что моя детская мечта сбылась. Стал учителем начальных классов. Целиком и полностью отдался этой работе и в 1960- 1961 годы с большим удовлетворением работал учителем начальных классов в своем родном селе. За эти два года я научился играть на гармошке и создал свой ансамбль, который удовлетворял потребности детей, учительского коллектива, да и всех односельчан. Выступали не только по знаменательным датам, праздникам, но и обслуживали свадьбы односельчан и соплеменников. Это первое. А во-вторых, тогда без стажа работы минимум два года в вуз не принимали. Кроме того, работа в качестве учителя начальных классов — это настоящая практика. Она мне много дала. Вот тогда я и понял, что необходимо продолжить учебу, стать учителем старших классов, обучать учителей начальных классов основам контрастивной лингвистики, учету межъязыковой интерференции. Ведь русский и дагестанские языки представляют собой как бы диаметральную противоположность на всех языковых уровнях, в том числе на фонетико-фонологическом, лексико-семантическом и морфолого-синтаксическом. Отсюда и исходит насыщенность речи детей интерференционными погрешностями. Тогда по этим проблемам не было учебно-методической литературы, да и другой теоретической и практической помощи обучающимся.

В процессе учебы в Даггосуниверситете с 1962 по 1967 г. нами были сделаны первые шаги в область методики преподавания русского языка и лингводидактики. Работая на ниве народного образования почти 60 лет, убедился в том, что и учеба в вузах страны, и работа в школе, соискательство, аспирантура и докторантура значительно отличались от современных их аналогов          в лучшую сторону. Из поступивших на филологический факультет ДГУ сто человек, закончили его только 65. Навсегда запомнились такие принципиальные, весьма подготовленные и эрудированные преподаватели, настоящие ученые: Б.Н. Скупский, Б.С. Фарбер, Н.Я. Судакова, М.С. Шершнева и др.

Ценно было и то, что в полном смысле этого слова, функционировали тогда пионерская, комсомольская и партийная организации.

Когда меня избрали секретарем комсомольской организации филологического факультета, убедился в том, что каждый из студентов кроме своих святых обязанностей, выполнял еще какую-нибудь общественно-политическую работу. Представьте себе, это было приятно и выполняли ее с большим удовлетворением. Никогда не забудется учеба на филфаке с такими теперешними учеными и чиновниками как Джамалов Камал Эфендиевич, Саламов Наби Османович и др.

Многие наши ценности ушли и уходят в прошлое. За пять месяцев до окончания вуза нас распределили по школам. Попробуй не поехать по месту назначения. Законы были жесткие, но их безусловно выполняли. На современном этапе развития нашего общества и в этой области наблюдается полный хаос. Министерство образования и науки вообще перестало заниматься распределением и направлением выпускников по школам РД. Не знаем какие школы обеспечены учителями, в каких наблюдается нехватка и т.д.

Будучи учителем русского языка и литературы в Кандыкской средней школе Хивского района в один и тот же день получаю приглашение в качестве ассистента кафедры русского языка в Дагпедуниверситет и приглашение в качестве второго секретаря Хивского райкома партии. И что вы думаете, на чем я остановился? Конечно же на ассистенте кафедры русского языка Дагпедуниверситета. Причин тому много, первая из которых — это любовь к избранной профессии (специальности). Вторая — секретарь райкома партии получал 280 рублей, а доцент кафедры — 320 рублей. Третья это будущность. Готовился в аспирантуру. Мечтал о встрече с московскими учеными, профессорами.

  • С чего Вы начали свою работу в Дагестанском педагогическом университете и удалось ли Вам реализовать свои планы применительно к учебе в аспирантуре и встрече с московскими учеными, известными филологами-лингвистами, лингводидактами и методистами?
  • Вкратце отвечая на поставленный вопрос, могу констатировать, что в Дагпедуниверситете с 1967 по 1969 гг. работал в качестве старшего методиста и декана факультета общественных профессий. Тогда ректором работал у нас Ахмед Магомедович. Это был ректор от Бога. Ему подобных не было и вряд ли будут. Ежедневно в 7 часов приезжал на работу и в 19:00 уходил. Об этом знали все: преподаватели, сотрудники, студенты, обслуживающий персонал. Зная, что в 7:00 часов он появляется на работе, все подхалимы ждали его во дворе. Это хорошо было видно с балкона жилого дома нашего института по адресу: Николаева 10 «а». Для него не было главное и второстепенное, от и до занимался всеми структурами. Никакой разницы не ставил между представителями разных наций и народностей. Знал подноготную каждого работника. После его консультации я так организовал работу факультета общественных профессий, что для обмена опытом работы приезжали к нам из Москвы и Питера.

После этого он направляет меня в аспирантуру. И вот с 1970 по 1973гг. – аспирант НИИ школ Министерства образования РФ (г. Москва). С 1987 по 1989 гг. — докторант НИИ ПРЯНШ АН СССР. После защиты докторской диссертации директор НИИ ПРЯНШ АН СССР Николай Максимович Шанский убедительно просил остаться там же в качестве старшего научного сотрудника. Однако наш вуз был для меня дороже, я выполнил поручение Ахмеда Магомедовича с честью.

С 1993 по 2008 гг. — заведующий кафедрой общего языкознания Даггоспедуниверситета.

В 1994 году открыл аспирантуру и создал диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по двум специальностям: 10.02.02 и 10.02.20, аналогов которым нет на Северном Кавказе.

Под моим личным руководством защищены более 40 кандидатских диссертаций. Консультант ряда докторских диссертаций. На языковых факультетах, в частности на филфаке и на факультете дагестанской филологии, читаю авторский курс «Сопоставительная грамматика русского и дагестанских языков».

Исследование данной дисциплины выполнено нами по заданию Н.М. Шанского. Он еще тогда предвидел, что на языковых факультетах будут отменены родные языки, а вместо них будут введены новые дисциплины, в частности: контрастивная лингвистика, когнитивная лингвистика,

социолингвистика, сравнительно-сопоставительная лингвистика и т.д. так и получилось. Если на кафедре общего языкознания до двухтысячных годов читались и родные языки, работали более 20 преподавателей, то в настоящее время их число сократилось до 5-6 человек. Именно с этого и началось ущемление роли и значения родных языков. Во всяком случае мы убеждены в том, что родной язык является основой основ изучения или же познания всех других дисциплин. Более того, в условиях сельской школы, где нет русского языкового окружения, где на улице, дома, да и в школе общаются на родном языке, у детей, да и взрослых, мыслительный процесс происходит на родном языке. А фонетико-фонологические, лексико-семантические и морфолого-синтаксические особенности русского и дагестанских языков совершенно разные.

Пользуясь законами грамматики русского языка, дети допускают интерференционные ошибки транспозиционного и трансференционного характера. Вот почему учитель русского языка должен знать и особенности и родного языка учащихся. Он должен уметь выделить идентичные частично сходные и диаметрально противоположные явления в двух разносистемных и разноструктурных языках, какими являются русский и дагестанский языки, следовательно индоевропейские и иберийско-кавказские языки.

— Загир Мирзабекович, все знают о том, что Вы работали в Африке, в Турции и в Международном восточном университете. Чем Вы там занимались и почему именно Вас привлекли к этой работе?

Было время, когда я учился в аспирантуре и докторантуре в Москве, проводились различные мероприятия, связанные с научными исследованиями, внутренней и внешней политикой страны, международным положением и т.д. И вот однажды представители ССОД (Союза Советских общества дружбы (народов), где-то через полгода вызывают меня с семьей для отправки в Африку (в Республику Сьерра-Леоне) в качестве зав.курсами русского языка. Там занимались отбором и отправкой в Союз лучших выпускников для продолжения учебы в вузах Советского Союза. Это были наши белые годы в черной Африке. Нас называли представителями Великой державы. Разумеется, политика была на первом плане.

Тоже самое и в Международном восточном университете. Наш незабвенный ректор Шейх Ибрагимович меня отправил туда помочь туркам перейти на нашу систему обучения. С большим удовлетворением выполнил его поручения и вполне справился с поставленной задачей.

А то, что сейчас происходит в стране, особенно в нашей республике, это немыслимо. Самая удручающая ситуация сегодня в системе образования. Статус учителя и ученого искусственно принижается, качество знаний школьников и студентов ухудшается с каждым годом. Сокращаются группы студентов в вузах, сокращаются учебные заведения. Уровень заработной платы педагогов снижается, профессоров сокращают или переводят на полставки, оставляют без работы.

Идут разрушительные реформы в системе Академии наук, научных организациях, в здравоохранении, в экологии, да и во всем. Хоть караул кричи. Остается надеяться на лучшую завтрашнюю жизнь. Дай Бог.

— Спасибо Вам, уважаемый Загир Мирзабекович, за живую беседу. Бог даст, мы ее продолжим через 10 лет накануне Вашего 90-летия.

От имени коллективов Даггоспедуниверситета и ДНИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи и от себя лично поздравляю Вас с 80- летним юбилеем. Желаем Вам крепкого здоровья, человеческого счастья, радости, благополучия на долгие годы и всех благ на свете.

 Магомед Гасанов, академик Международной академии

наук высшей школы, доктор исторических наук, профессор