Путь философа 13.09.2018г.№23

Любовь к мудрости называется философией.                                                               Цицерон

Мысли философа — как звезды, они не дают света,                                                     потому что слишком возвышенны.                                                                                    Фрэнсис Бэкон

Среди известных философов Дагестана осо­бое место принадлежит Мустафе Исаевичу Би­лалову — доктору философских наук, профес­сору Дагестанского госуниверситета. Именно авторитет ученого и общественного деятеля по­зволили ему с большим трудом открыть сначала отделение философии, в составе исторического факультета, а затем отделиться и стать факульте­том. Это целиком и полностью заслуга Мустафы Исаевича и дагестанская философская и обще­ственная мысль должны быть ему за это благо­дарны.

Он родился в сентябре 1948 г. в селе Бабаюрт Бабаюртовского района ДАССР. После окончания средней школы поступил в Дагестанский госуни­верситет и в 1971 г. окончил физико-математиче­ский факультет. Служил в рядах Советской Армии (1971-1973), работал учителем математики в СШ № 34 Махачкалы. Обуреваемый страстью к спра­ведливости он выбрал философию как свое про­фессиональное будущее. Билалов в своей книге «Постижимость истины» пишет: «Философия конкретизировала мою жизненную стратегию – привела к необходимости адекватного взгляда на вещи и на мир, поставила передо мной вопрос об истине, а затем вопрос о ее научной и фило­софской трактовке». Так философия стала его жизнью.

Он учился в аспирантуре на кафедре филосо­фии Московского госпединститута. Здесь же в 1979 г. защитил диссертацию «Проблема опре­деления категории «истина» на соискание ученой степени кандидата философских наук. Пробле­ма истины становится магистральной в научной деятельности Билалова. В 1991 г. он защитил в МГПУ докторскую диссертацию «Многообразие форм существования истины в совокупном по­знании».

В Дагестанском госуниверситете Билалов прошел все ступени роста: от старшего лаборан­та, старшего преподавателя, доцента, до про­фессора кафедры философии. Он был деканом по работе с иностранными студентами, прорек­тором по воспитательной работе, проректор-ди­ректором Межрегионального центра перепод­готовки специалистов, проректором по научной работе, а с 2006 г. — заведующим отделением философии, затем заведующим кафедрой он­тологии и теории познания. С 2011 г. становится также директором Научно-исследовательского института практической философии и методоло­гии социальных новаций при ДГУ.

Такой сложный и долгий творческий путь сформировал его как многогранную личность, профессионального философа, прекрасного пе­дагога и блестящего организатора. Поэтому он имеет широкое признание не только в Дагестане, России, но и за рубежом.

Билалов известный публицист. Его перу при­надлежит огромное количество статей в сред­ствах массовой информации, что говорит об ак­тивной жизненной позиции.

Его научный кругозор очень широк, но все его работы объединены проблемой теории истины. В них Билалов отстаивает внезнаниевое бытие истины, расширяя ее эмпирическое поле за счет бессознательного и неосознанного; им выдви­нуты гипотезы о невербальной, довербальной и т.п. формах истины, о бифункциональности ее критерия, что уточняет соотношения истины, знания, убеждения, веры и др. познавательных форм. Билалов предлагает концептуальную схе­му познания, согласно которой истина представ­ляется как эвентуальное знание, а знание – как обретение истины.

Эволюция понятия истины представляет собой историю освобождения человеческого познания от чрезмерных претензий, с одной стороны, и от развития его рефлексивно-методологического инструментария — с другой. В итоге мы видим, что, как и в решении других аспектов познания, в вопросе о истинности знания остается немало проблем. Однако эпистемология, как и филосо­фия в целом, не призвана давать окончательные и однозначные ответы. Ее задача — критически прояснять эти проблемы, соотносить различные позиции и аргументы за и против них.

Значительное место Билалов уделяет гносе­ологии религий, проблеме истины в исламе, в частности в суфизме, который в гораздо боль­шей степени демонстрирует содержательное богатство как теоретико-познавательных идей, так и морально-нравственных постулатов. С точки зрения суфизма, насильственное сопро­тивление приумножает зло в мире. Эти и дру­гие суфийские традиции, по мнению Билалова подзабыты некоторыми лидерами Духовного управления мусульман Дагестана. Поэтому ре­лигиозное просвещение и образование должно быть нацелено на освоение новой толерантности в современных коммуникативных отношениях. Исламское образование призвано, по мнению Билалова, перевести религиозную умму из не­вежественного состояния к просвещенному, а также это приглашение жить в едином глобали­зирующемся человечестве на основе диалога и толерантности культур.

Мустафа Билалов разрабатывает также вопро­сы философии образования, проблемы повыше­ния эффективности методологической функции гносеологии и педагогики, обосновывая идею соответствия дидактических принципов логике открытия и обоснования истины. Он утверждает, что преодолеть нынешнее кризисное положение в образовании, связанное с кризисом культуры и идеологии – вот задача ближайших поколений россиян для достойного будущего отечествен­ной философии.

Интересны его подходы к осмыслению про­цессов формирования единого образователь­ного пространства, роли в них западных и вос­точных культурных и педагогических традиций. В своих работах Билалов утверждает, что станов­ление единого образовательного пространства в современном мире происходит противоречиво, в столкновении. Многие противоречия в этом процессе носят межцивилизационный характер и связаны и с поликультурностью человеческого сообщества. Так, мусульманские традиции, до­статочно устойчивые в современном образова­нии соответствующих регионов, представляются значимым препятствием в становлении единого мирового образовательного пространства, в ко­тором доминируют западные нормы и идеалы.

Западный путь цивилизационного развития, в том числе европейские педагогические тра­диции, которые на данном этапе глобализации считаются предпочтительными, могут оказаться неперспективными уже в обозримом будущем в условиях геополитического столкновения запад­ной, восточноевропейской, китайской, мусуль­манской и индуистской и др. культурных и обра­зовательных традиций.

Религиозные ценности могут придать совер­шенно разный ориентир системе современного образования в том или ином регионе, что, без­условно, сказывается на всем процессе станов­ления единого образовательного пространства.

Образование, как считает Билалов, должно вы­ступить той сферой социальной жизни, где осу­ществится синтез позитивных религиозных тен­денций, тем более, что во всех культурах религия обладает высоким авторитетом. Политическая задача уберечь мир от столкновения религий и цивилизаций должна стать глобальной заботой образования и просвещения, после чего фило­софия образования должна заняться уточнением степени и направления влияния культурных и ре­лигиозных ценностей на определение идеалов и содержания современного образования.

Для осмысления проблем формирования гражданского общества Билалов предлагает идею о его региональных моделях и базовых цен­ностях в условиях глобализации. Он утверждает, что тезис о зависимости гражданского обще­ства от культуры дополняется идеей культурного многообразия: каждая цивилизация живет своей собственной жизнью и реализует заложенный в ней потенциал в различных областях, в том числе и политике. Дагестан должен взять курс на по­стиндустриальную цивилизацию в составе Рос­сии как единого многонационального социума в форме гражданского общества с региональными базовыми ценностями. В ряде статей и моно­графий он показывает бесперспективность клас­сического варианта гражданского общества, принципов западной либеральной демократии для России и Северного Кавказа, обосновывает приемлемость для них ряда тенденций глобали­зации и формирующегося глобального граждан­ского общества, что нашло поддержку в научном сообществе.

В своих работах Билалов утверждает, что об­щественное развитие Дагестана должно идти с учетом перспектив мировых цивилизаций и со­временных реалий России, но, при этом, необхо­димо учитывать региональную специфику, базо­вые ценности его народов. Необходимо умелое сочетание элементов рыночной экономики с го­сударственным управлением, нахождением оп­тимального соотношения между государствен­ной, общественной и частной собственностью с учетом традиционного уклада жизни и хозяй­ствования в республике.

Для выявления гносеологического потенциала религиозного, этнического, обыденного и т.п. со­знания он вводит понятие «познавательная куль­тура», впервые оформленное в двух выпусках энциклопедии по глобалистике, он основал и ру­ководит ведущей научной школой «Место позна­вательной культуры в духовной жизни общества».

Билалов является участником и организато­ром десятков региональных, всесоюзных, рос­сийских и международных научных конферен­ций, членом оргкомитета ряда философских конгрессов, где последовательно и доходчиво излагает свои теории, предлагает современный стиль мышления, в котором значим каждый ню­анс познавательной культуры, демонстрируя это на сущностных сторонах человеческого бытия – культуры, религии, социума.

На VII Российском философском конгрес­се в г. Уфе в 2015 году выступил с пленарным докладом «Философия истины в коммуника­тивном пространстве познавательных куль­тур». Второй конгресс подряд руководит секцией «Теория познания» и круглым сто­лом. Участвовал с докладом «Значение со­временной методологии познавательной культуры ислама в профилактике проявлений экстремизма» на круглом столе «Пути про­филактики национально-религиозного экс­тремизма в условиях новых вызовов и угроз», который состоялся в Махачкале 30 января 2018 г. Билалов организует диспуты и Дни Все­мирной философии, которые всегда имеют ре­спубликанский резонанс. Более 10 лет под его руководством работает уже получивший попу­лярность республиканский интеллектуально- философский молодежный клуб «Эпохе».

Он является научным руководителем госу­дарственной целевой программы формирова­ния и развития гражданского общества в РД на 2013 — 2018 годы и считает, что формирование гражданского общества рассматривается фило­софами и политологами как наиболее перспек­тивное направление развития страны, позволя­ющее активно приобщить народ к управлению и поставить властные структуры под контроль общественности.

Все это сочетается с замечательным педаго­гическим талантом, поэтому лекции Мустафы Исаевича яркие и доступные для студентов и аспирантов.

Билалов является руководителем и создате­лем научной школы «Место познавательной куль­туры в духовной жизни общества» (1992 г.). Со­ответствующий научный коллектив под его руко­водством выполнил 4 научно-исследовательских проекта в форме грантов – проект «Этноконфес­сиональные факторы социально-экономическо­го возрождения Дагестана» и проект «Научно- методическое обеспечение непрерывного гума­нитарного образования в условиях Северо-Кав­казского региона». Программы Минобразования РФ «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», проект «То­лерантность как феномен массового сознания» Федеральной целевой программы «Формирова­ние установок толерантного сознания и профи­лактика экстремизма в российском обществе», проект РГНФ «Влияние суфизма на познава­тельную культуру северо-кавказских этносов» и др. В рамках научной школы за последние 5 лет защищено 14 кандидатских и 5 докторских дис­сертаций.

Билалов является пропагандистом философ­ского знания, часто выступая по телевидению, публикуется в периодической печати. С 1997 г. он председатель Дагестанского отделения Россий­ского философского общества, член президиума РФО, председатель Дагестанского отделения Ассоциации философов России, член Совета по науке Министерства образования и науки РД, член Совета по устойчивому развитию и при­оритетным проектам при главе РД. Он редактор 7 научных сборников, автор 13 монографий и учебников, более 340 научных статей и по теории познания, философии культуры, религии и т.д.

Заслуги Билалова были отмечены включени­ем его в состав редколлегии нескольких науч­ных журналов и периодических сборников, в том числе «Каспийский регион: политика, экономика, культура» (Астрахань); «Вестник Российского фи­лософского общества» (Москва); «Философское образование» (Москва); «Гуманитарий Юга Рос­сии» (Ростов-на-Дону); «Гуманитарные и соци­ально-экономические науки» (Ростов-на-Дону); «KANT» (Ставрополь); «Вестник ДГУ» и д.т.

Он является заслуженным деятелем науки РД, Почетным работникам Высшего профессиональ­ного образования РФ, руководителем комиссии по вопросам формирования гражданского обще­ства, гармонизации межнациональных, межкон­фессиональных отношений, защиты конституци­онных прав граждан Общественной палаты РД. Награжден орденом РАЭ «Трудом и знанием», орденом «За заслуги перед Республикой Да­гестан», имеет поощрения и благодарности по работе, в том числе 2 благодарности Минобра­зования РФ. За вклад в развитие отечественной философии дважды (в 2005 и 2006 г.) награжден Почетной грамотой Российского философского общества,

Эту статью хочется закончить словами из упо­мянутой выше книги Мустафы Исаевича «Пости­жимость истины», которые характеризуют его как философа и человека — оптимиста: «К сожа­лению, после советского культа образования и философии мы переживаем не новую в истории попытку оттеснить философское мышление на периферию духовной и интеллектуальной жизни общества…. Кризис ее временный, философия – вечна, она будет жива, пока жива культура, жива истина, живо человечество».

Калимат Алилова, профессор кафедры онтологии

и теории познания ДГУ