Мораль 09.08.2018г.№19

Искоренить скверну

Сквернословить люди стали с древнейших времен. Лингвисты едины во мнении, что брань снисходит к древним языческим обрядам. Посредством брани, мол, общались с нечистой силой, ибо бесы и домовые, самые отъявленные матерщинники, просто не понимали других слов.

Прислушайтесь к разговору подростков у подъездов жилых домов, возле школы. Уверен: услышите, что речь их изобилует непечатными словами. Давайте разберемся, отчего с давних пор в обществе сложилось столь снисходительное отношение к непристойностям и сквернословию?

Помните, в вузах преподавали такой предмет – диалектический материализм (сокращенно диамат). Как-то народного поэта Дагестана Расула спросили, в чем разница между диаматом и матом? Поэт, немного подумав, ответил: «Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают. Мат же, напротив, все знают, но делают вид, что не знают!»

В девяностые годы в некоторых центральных журналах печатали стихи со сплошным матом. В журнале «Вестник новой литературы» (№ 1, 1990г.) опубликовано стихотворение некоего А. Пирогова, где каждая строка содержит по нецензурному слову.

Пролетарский поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Вам!» не посмел написать неприличное слово, ставя вместо него многоточие.

С принятием христианства на Руси ругань была притеснена, но не сократилась. Вот как писал в свое время Салтыков Щедрин: «Кому не лень, только тот не ругается и все самыми скверными словами. Исправник ругается, становой ругается, старшина ругается, сторожа ругаются и нынче еще урядников ругать наняли».

Если до 1917 года матерщина все же на нелегальном положении, то после революции, особенно во время гражданской войны, ее как бы узаконили. Семиэтажная брань – и чем забористей, тем лучше – считалась признаками демократизма и вообще выражением лояльности к новой власти. Революционные матросы особо отличались заезжательством, да и в высших партийных кругах черное слово останавливало далеко не всех.

Вспоминается такой анекдот. Юнга приобрел в киоске словарь морских терминов. Прочитав, удивился: «Странно, какой маленький и неполный словарь мне подсунули! Я не могу найти в нем ни одного слова, употребляемого нашим боцманом».

Сквернословие в последнее время, как ни странно, перекочевало в сферу интеллигенции. Матерятся актеры, литераторы, научные работники, звезды шоу-бизнеса. Вот примеры.

Народный артист СССР Сергей Филиппов (1912-1990гг.) нам хорошо знаком ролью Кисы Воробьянова в фильме Леонида Гайдая «12 стульев». Он терпеть не мог панибратства. Его друг Олег Белов вспоминает, как он с Филипповым ездили на подшефный комбинат «Апатит» в г. Хибины Мурманской области. Был юбилей этого коллектива. После вручения грамот передовикам производства выступили гости. Белов пел, играл на гармошке. Затем слово предоставили Сергею Филиппову. Когда он вышел на сцену, весь зал встал и устроил ему бешеную овацию. Ему ничего не требовалось выдумывать – просто выйти и рассказать несколько анекдотов. Люди в зале хохотали от смеха.

Вечером был банкет в ресторане, все изрядно выпили. В том числе и актер-комик Филиппов. Затем люди потянулись к столу, где актер раздавал автографы. Надобно заметить, что Филиппов был не очень сдержанным человеком. Кто-то стал хлопать его по плечу, приговаривая: «Сережа!» А вот когда молодая женщина, растолкав всех, сорвала с шеи газовый шарфик, расположила его на столе перед актером и скомандовала: «Вот здесь мне автограф оставьте!», он буквально взорвался, бросил ручку и вскрикнул: «Да пошла ты к такой-то матери!» А дамочка пришла не одна, а с мужем, тот уже бежал к столу, где сидел актер: «Да, что вы себе позволяете?» — успел сказать он. Сергей Николаевич повернулся и адресовал его туда же, куда перед этим послал его жену.

А вот случай с народной артисткой СССР Фаиной Раневской (главная роль в фильме «Подкидыш»). Жила она в элитной квартире на Котельнической набережной. Ее соседка вспоминает, как муж оставил у нее ключи. Постучала к актрисе, чтобы забрать ключи. Фаина Георгиевна открыла дверь в одном трико. Пейзаж потрясающий: взлохмачена, чем-то возмущена. И с порога: «Чего надо?» Соседка напоминает: «Ключи, Фаина Георгиевна, извините». И ключи полетели в соседку, которая ушла с жутким ощущением. Потом актриса звонит соседке: «Валька! Прости, я старая нервная …., не обижайся. Прости меня и приходи скорей». «Я ей простила, вспоминает соседка, ей можно было простить самые дикие выходки».

Матерятся и в быту. Отец как-то упал со стремянки и страшно выругался при сыне-подростке. Мать спрашивает сына: «Что сказал отец, когда свалился с лестницы?» Подросток переспрашивает: «Матерные слова пропустить?» «Да!»- отвечает мать. «Тогда ничего», — промолвил сын.

Ничто человеческое не было чуждо и великому русскому поэту Александру Пушкину. В 18 лет он написал оду «Вольность», стихотворение «Деревня». За подобные язвительные стихи в адрес властей последовала ссылка поэта на юг, в Малороссию и Бессарабию. В сопроводительных документах значилось: «Отправлен был к вашему превосходительству молодой Пушкин. Желательно бы знать о сем юноше – повинуется ли он теперь своему доброму сердцу или порывам вредного воображения». Принят в доме генерала Инзова, своего начальника и надзирателя. И, воспользовавшись случаем, тайно учит генеральского попугая бранным словам. Когда на пасху Инзова посетил епископ Кишиневский Дмитрий Сулима, попугай встретил его всем пушкинским арсеналом матерных слов, злорадно хохоча. Без угрызений совести тоже не обходилось. Пушкин записал в дневнике: «Генерал Иван Никитич пожурит меня да и забудет… А я каждый день что-нибудь напрокажу!» Совесть успокаивалась и все начиналось по новой…

Мусульманская мораль всегда относилась к рассматриваемому вопросу весьма деликатно. Аксакалы, почитаемые в джамаате люди, маслиатчи сами подавали пример культурной разговорной речи. Того же они требовали и с молодых. Но попав в городскую среду, или в армию, а то и в места не столь отдаленные, горцы становились высококвалифицированными матерщинниками.

А вот и добрый пример. В соседней чеченской республике при правительстве создан департамент нравов. Отныне его работники следят, как одеваются мусульманки (платье до щиколотки, на голове обязательно платок), как ведут себя в общении со старшими подростки и т.д. Пример, достойный подражания.

Ибрагим Гасангусейнов