Будут помнить его имя… 12.07.2018г.№16

(к 75-летию Касума Магомедова)

«Не могут люди вечно быть живыми,                                                                         Но счастлив тот, чье будут помнить имя»

Алишер Навои

В этом году исполнилось бы 75 лет извест­ному дагестанскому композитору, Заслу­женного деятелю искусств России и Дагеста­на, Музыкального общества России, лауреа­ту премии Ленинского комсомола Дагестана и Государственной премии РД, дипломанту Фонда им.П.И.Чайковского, лауреату Всесо­юзных и Всероссийских конкурсов «Товарищ песня» и многих других, кавалеру ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан», педагогу, музыкально-общественному дея­телю, просветителю Касуму Магомедовичу Магомедову.

Имя его хорошо известно не только в Дагеста­не, но и далеко за его пределами, оно на устах у многих даже непрофессиональных музыкантов. Это целая эпоха в развитии музыкальной культу­ры Дагестана.

Он являлся первым табасаранским композито­ром. Его путь к творчеству обычен и показателен.

Касум Магомедов родился в большом гор­ном селении Джули 15 июля 1943 года. С мла­денчества, с молоком матери он впитал ин­тонации и ритмы родной речи, голоса и звуки окружающего мира, краски родной природы, но музыкального образования, какое получили многие его коллеги, он в детстве не получил. Он начинал как самостоятельный музыкант и певец, автор песен. Профессиональные зна­ния и навыки, диплом, многочисленные премии на конкурсах, членство в Союзе композиторов РСФСР, записи на дисках и т.д. — все это потом, все стало итогом долгих усилий, результатом неустанной работы над собой, фольклорных экспедиций и записей народной музыки, кон­тактов с исполнителями…

Касум Магомедович был известен и как автор произведений разных жанров — оркестровых, камерных, хоровых, но его главным жанром оставалась песня. Он с энтузиазмом пропа­гандировал как свои сочинения (их было на­писано более 300), так и жемчужины народного искусства не только в Дагестане, России, СНГ, но даже в Соединенных Штатах Америки. Он достаточно использовал разнообразные ме­лодии, обращаясь к подлинным фольклорным темам.

Автору этих строк посчастливилось быть пер­вым исполнителем его сочинений, быть акком­паниатором, дружить с ним более 40 лет. Меня, молодого музыканта, судьба связала с этим че­ловеком в 1981 году (хотя мы были знакомы и ранее) с премьерного исполнения «Романса для флейты и фортепиано». Часто ездили по стране, СНГ. Были участниками Декады и Дней культуры Дагестана в различных городах. И всегда Касум Магомедович был на высоте.

В беседах за чашкой чая Касум Магомедович — председатель «Ассоциации исполнительного ис­кусства Дагестана» сетовал на то, что молодежь не идет учиться музыке, его волновала судьба музыкантов, их бытовые и жилищные проблемы, материальная база. Сожалел он и о том, что мо­лодежь мало слушает хорошую классическую му­зыку, не знают своих композиторов, музыкантов, все заполнено попсой, фонограммами, а на кон­цертах известных музыкантов — полупустые залы.

А вот что писал о творчестве Касума Магоме­дова известный поэт Шамиль Казиев: «Его музы­ка от жизни, она родилась в гуще народа и поэто­му тесно связана с повседневными запросами народа. В его музыке — величавая роскошь таба­саранских гор и изумрудный простор его полей, восторг первого бутона, раскрывшегося весной и печальный шепот падающего осенью листа, рев буйного Рубаса и воркование одинокого родника в глухом ущелье, восторженная песня первой любви и первый крик младенца. Как уче­ный-археолог из отдельных черепков воссоздает произведения искусств ушедших цивилизаций, так и Касум Магомедов из руин утраченных мело­дий воссоздает национальную народную музыку табасаранцев».

Касум Магомедович был всесторонне разви­той личностью: много читал, знал хорошо музы­кальную культуру, литературу, живопись, фило­софию, понимал людей, старался им помочь (в свое время он закончил музыкально педагогиче­ский факультет ДГПИ), много занимался обще­ственной деятельностью, являлся членом жюри многочисленных фестивалей, конкурсов, комис­сий, успешно проводил педагогическую работу: многие его ученики — известные в республике певцы и музыканты, удостоенные почетных зва­ний РФ и РД.

Он был инициатором открытия Детской школы искусств в сел. Хучни Табасаранского района, многое сделал для ее поддержания, как мог по­могал нотной и методической литературой. По­стоянно был в гуще событий этой школы, способ­ствовал ее активизации.

О его творчестве тепло отзывались мэтры от­ечественной культуры Расул Гамзатов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Арно Бабаджанян и многие другие. Его песни исполняли не только известные дагестанские певцы, но и народные артисты России Эдуард Хиль, Вера Васильева, Валерий Алиев, Виктор Кривонос и другие. А его знаменитая песня «Всадник, пришпорь скакуна!» на слова Расула Гамзатова и «Праздничная увер­тюра» для эстрадно-симфонического оркестра стали музыкальным брендом Дагестана.

21 июня 2017 г. — одна из скорбных дат в исто­рии музыкальной культуры Дагестана. В этот день перестало биться сердце талантливого ком­позитора, педагога, просветителя, обществен­ного деятеля, человека доброй воли, чистого сердца и благородной души Касума Магомедо­вича Магомедова.

Имя его золотыми буквами вписано навечно в музыкальное искусство Страны гор.

В целях увековечения памяти композитора по инициативе Союза музыкантов Дагестана и ряда творческих организаций республики и страны, учитывая огромный вклад, который внес Касум Магомедович Магомедов в общероссийское ис­кусство, обратились к главе МО «Табасаранский район» Мирзабалаеву А.Н. о присвоении Детской школе искусств сел.Хучни его имени — символи­зируя бессмертие человека, чье имя навсегда останется в наших сердцах.

Хан Баширов