Отец, сын и дух… поэзии 07.06.2018г.№13

«Зачем живешь ты на земле?» — меня спросили.

«Чтоб человеком быть, и быть поэтом».

Багаутдин Аджиев

В этом году звания Народный поэт Дагестана удостоен сын Народного поэта Дагестана Анвара Аджиева – Багаутдин.

Случай довольно редкий в мировой поэзии, правда, не уникальный для нашего горного края – сразу вспоминаются Народные поэты Гамзат Цадаса и его сын Расул Гамзатов.

«У Багаутдина Аджиева особая судьба в литературе. Он – сын неповторимого мастера, устаза кумыкской поэзии Анвара. Высота, обозначенная его талантом, осталась недосягаемой», — пишет народный писатель Дагестана Камал Абуков.

«Я долго не решался показывать свои первые юношеские пробы отцу», — рассказывает Багаутдин. Еще бы! Отец – признанный поэт, любимый не только кумыками, но и многими любителями стихов и песен в Дагестане. И Багаутдин трепетно пишет в своих стихах:

Свои стихи я нес к отцу,

Чтоб обрести творения стать, —

Так прививается к деревцу

Почка, мечтающая взрослой стать.

(«Ты князем песни был, отец»).

Есть люди, о которых говорят, что такие рождаются раз в сто лет. В прошлом году республика торжественно отметила столетие Анвара Аджиева, на приморском бульваре открыт ему памятник, на здании Гостелерадио Дагестана установлена мемориальная доска. Ведь Анвар Аджиев был не только поэтом, но и первым председателем Гостелерадио, общественным деятелем. Это было время, когда на сцене выступали такие прославленные исполнители, как Барият Мурадова, Рагимат Гаджиева, Аминат Ибрагимова, Марьям Дандамаева, недавно ушедшая Муи Гасанова, и многие другие, которые пользовались всенародной любовью. И они всегда с особой теплотой говорили о руководителе компании. В те годы поэты, писатели, художники были постоянными гостями и участниками различных телепередач. Многие поэты, можно сказать, вышли из стен ГТРК – они работали в литературно-драматических редакциях радио на национальных языках. Были передачи: «Писатель и время», «На поэтической тропе», «10 минут поэзии», «Альманах поэзии», «Поэтические тетради» (кстати, вел ее сын Анвара — Багаутдин) и др., ставились теле- и радиопостановки. Эта традиция была заложена Анваром Аджиевым. Сатирическая радиопередача «Наш дарман» была создана Анваром и Абдулом Раджабовым.

Анвар четко осознавал свое главное призвание в жизни – быть поэтом.

«Ты спрашиваешь, как меня зовут?

Я – устремленная к сердцам дорога.

Куда спешу? Меня и там и тут

С любовью ждут у каждого порога».

Его в самом деле ждали у каждого порога. Его песни пели и продолжают петь дагестанские певцы.

«Поэзия Анвара Аджиева является великим примером высшей поэтической гармонии. Много его стихов вошли в песенную сокровищницу кумыкского народа и стали настолько популярными, что люди не задумываясь, считают их народными. Это высшее доказательство высокого мастерства, народного признания и любви».

Это – грузинская исследовательница творчества Анвара Аджиева Нона Абашмадзе.

У музыкантов есть понятие – диапазон. У поэта и гражданина Анвара Аджиева – широчайший диапазон. Он находит самые нежные и тонкие оттенки, когда пишет о любви и природе родного края, но его голос становился суровым, когда он писал о войне, о врагах Отечества. Анвар писал веселые и грустные стихи, лирические и сатирические.

Не удержусь еще от одной цитаты из статьи Ноны Абашмадзе: «Творческое наследие Анвара Аджиева неотделимо от истории его родного кумыкского народа. Он относится к числу великих творцов, которые услышали голос родной земли, почувствовали уникальность традиций своего народа. Он не следовал дуновению модных ветров.

Литература любого народа является выражением его национального характера, мироощущения и видения себя среди других народов. Анвар Аджиев в своем творчестве опирался на внутренние ценности. Его поэтический взор с одинаковым интересом охватывал русскую и европейскую литературы».

Надо сказать, что Багаутдин не только сохраняет поэтические и жизненные традиции своего великого отца, но и многое делает для сохранения памяти о нем. И замечательный дом-музей, и Анваровские чтения, и мероприятия, посвященные юбилею Анвара Аджиева – это заслуга Багаутдина.

И, может быть, самое главное в этих традициях, что в его душе продолжает жить поэзия.

Поэзия, проникнутая жизнелюбием и любовью, и в то же время наполненная тревогами, ответственностью гражданина.

Знаю, конечно, очень трудна

Длинная жизни повесть.

Но знаю и то, что легче она,

Если с тобою совесть.

Эта совесть проявляется в раздумьях о времени, о бедах тридцатых годов и о непростых временах сегодняшних. «Поэт в России – больше, чем поэт». И его всегда волнуют вопросы жизни общества. Один из известных кавказских поэтов писал после землетрясения в Дагестане семидесятого года: «Эпицентр землетрясения проходит через сердце поэта». Так и политический нерв общества – в стихах поэтов:

Год тридцать седьмой.

Репрессий шквал,

Ссылки да тюрьмы, да жуткий голод

Злой, убивающий наповал

И тех, кто стар, да и тех, кто молод.

(«Северный Кавказ, 1937 год»)

Прошли те времена, но и сегодня не

все спокойно в стране и в мире:

Да, времени глухое торжество

Мне нужно, чтобы знать свою увечность,

Свою неизбранность и для того

Чтоб помнить – иногда, хотяб – про вечность.

(«Непрочен жизни горестной лоскут»)

«Время сегодня не поэтическое», говорит Багаутдин. Чем сложнее время, тем больше поэт задумывается о жизни. И продолжение темы:

Шуты и плуты нынче правят балом –

Они, как змеи, всюду расползлись

И в мире бестолковом, небывалом

Повсюду их затейливая слизь.

Время отражается и в жизни народа, и в поэтическом преломлении, в его осмыслении поэтом.

«Живите, люди, не опуская глаз». И все-таки оптимизм! И все-таки буйство красок окружающей жизни ярко выделяется в полотнах его поэзии:

Власть уйдет, народ никогда,

Горы светлы, но темна вода.

А когда ощущаешь себя народом,

Можешь счастливым считаться тогда.

(«Ожерелье мудрости»).

«В одной строке помещается очень многое», — говорит Багаутдин. Это подтверждается его четверостишиями цикла «Ожерелье мудрости. И эту афористичную краткость он тоже, наверное, унаследовал от отца, а может,и от дедов. Вспоминаю замечательные строки Анвара Аджиева:

Жизнь – как тропинка. Коротка она.

Как ни тяни, не сделаешь длинней.

Кумуз отцовский – звонкая струна,

Как ни играй, не будет сносу ей.

… Нет у зари набата своего,

Но громок голос вещего певца.

Река и берег – песнь и жизнь его,

Проходит жизнь, а песне нет конца.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов дал в свое время высокую оценку творчеству Багаутдина: «Сверяя свой шаг с бегом времени и современностью, Багаутдин Аджиев не отрывается от поэтических традиций Ирчи Казака и фольклора. Вот эта связь его творчества с фольклорными корнями своего народа и ценна, на мой взгляд, в его новых стихах и поэмах».

Я не спрашивал Багаутдина, считает ли он себя счастливым, потому что уверен, что да. Судьба подарила ему замечательных родителей, любимую жену — главного помощника и советчика, дочерей и внуков, любимое дело, ставшее призванием и смыслом жизни.

И потому он совершенно искренне пишет — нет, не стихи — гимн природе:

Сто разных чувств и сто различных мыслей

Я испытал, почувствовал, сберег

И понял — ничего прекрасней жизни

Не создал на планете этой Бог.

Багаутдин Аджиев был некоторое время в тени своего великого отца, но шаг за шагом раскрывались его таланты. Он не только поэт, но драматург и переводчик. Член союза писателей России, секретарь союза писателей, лауреат молодежной премии, Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан. Он автор двух десятков поэтических сборников, ряда драм и комедий. Ему принадлежит заслуга в том, что кумыки читают на родном языке Антона Чехова, Николая Гумилева, Эжена Ионеско и других писателей и поэтов.

Пройдут годы в России, в мире о Дагестане будут судить, как всегда было в его истории, по его поэтам, музыкантам, уникальным ремеслам, по его великой культуре, неоценимый вклад в которую внесли поэты Анвар и Багаутдин Аджиевы.

Абдурахман Юнусов