Если бы я только знал… Зубаилу Хиясову – 80 лет 15.02.2018г.№6

В августе 2006 года Дагестан был потрясен страшной трагедией: в собственном доме, в ходе обстрела засевших в нем нескольких бо­евиков, заживо сгорел режиссер Кумыкского театра Зубаил Хиясов. Непосредственно по следам события – МВД объявило, что он был связан с незаконным бандподпольем и, нахо­дясь в момент ликвидации радикалов в под­вальном помещении дома, пал жертвой атаки силовиков… Не уточнялось – случайной или он заслужил – наряду с боевиками – насиль­ственную смерть. Но контекст заявлений, в том числе и тогдашнего главы ведомства под­водил к первому…

Вот как повествуют об этом сами силовики из Кировского РОВД Махачкалы «В конце про­шлой недели к ним поступила информация о том, что Меликов и несколько его подельни­ков скрываются в частном доме на Харьков­ской улице, 37. Хозяин дома, где прятались бандиты, уважаемый всеми человек. Зубаил Хиясов заслуженный деятель искусств Даге­стана, некогда был заместителем министра культуры Дагестана, работал режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра, а в последнее время являлся редак­тором радиопередач на кумыкском языке. Однако две его дочери являлись фанатичны­ми последовательницами ваххабизма, были замужем за террористами. Убедившись, что бандиты находятся дома, мы решили их за­держать». Остальное вам известно.

Реакция кумыкской общественности на та­кую трактовку гибели известного режиссера была очень резкой: прошли собрания и ми­тинги, на которых жители республики, в осо­бенности односельчане, выражали несогла­сие с утверждением МВД, требовали более честной информации о ходе и результатах операции, приведшей к гибели крупнейшего деятеля культуры Дагестана. Сами похороны режиссера, прощание с ним на кладбище ста­ли трибуной, с которой вновь были высказа­ны требования объективного расследования и оценки случившегося…

И МВД, скажем справедливости ради, поз­же, учтя общественный резонанс события, признало поспешность своих заявлений, осознало ошибочность своих предположе­ний о прямой причастности Зубаила Хиясова к бандпополью. Но дело уже было сделано – замечательный режиссер покинул этот мир… Покинул совсем не так, как заслуживал, как должен был его проводить в последний путь родной Дагестан.

Что касается его якобы связи с бандпопо­льем, то это чистой воды миф! Да, он был ве­рующим мусульманином, как и все дагестан­цы, но подозревать его в том, что он втайне поддерживал связи с людьми, совершавши­ми теракты – просто безумие! Это вам ска­жет любой, что хоть однажды общался с ним, не говоря уже про тех, кто знал его глубоко и давно. Трагизм положения состоял в том, что он как бы упустил момент, когда его девочки связалась с исламистами … И этой вины он с себя никогда не снимал. Каялся, винился, что увлеченный творчеством, работой, дела­ми – не сумел разглядеть в естественном как бы стремлении дочерей к религиозности, зе­рен будущего отхода, отказа от нормального образа жизни и поведения. А ведь это были вполне светские девочки, которые очень лю­били музыку, играли на пианино, великолеп­но пели, были жизнерадостные, жизнелюби­вые… Повторюсь, что Зубаил и сам не был атеистом, он тоже был верующим человеком, но его вера не отрицала, не отвергала радо­стей жизни, искусства, общения и красоты… Размышляя над тем, что произошло с его до­черьми, он часто задавался вопросом и даже произносил вслух: «Как же такое происходит, что самые близкие, самые дорогие люди – вдруг становятся чужими?!». Этот вопрос му­чил его постоянно. Мне кажется, что, если бы не внуки, которых он безумно любил и лелеял, то его поведение в отношении дочерей было бы совершенно иным…

Об этом уже было много сказано и написа­но. Знали ли об этой странице его жизни те, кто в тот страшный день решились уничто­жить вместе с неправыми и правого, невино­вного?! Мы этого не знаем. Но мы знаем, что было в их силах принять меры для спасения такой личности, как Зубаил Хиясов для ис­кусства, для Дагестана было, не только необ­ходимо, но это стало их гражданским долгом. Увы, кто-то принял решение пойти по самому простому пути: вместе с виновным и стереть с лица земли и невиновного. Будто кому-то была нужна эта безумная показательная ин­трига. И невозможно отрешиться от вопроса: если есть малейшая возможность спасти хотя бы одного человека, почему не были приняты все меры к этому?! Это можно было легко сделать, когда он возвращался домой, пред­упредив его о засаде, ведь наверняка за ним следили, знали каждый его шаг?!

Уверен, что история еще вернется к этому эпизоду и расставит все по своим местам…

«Уход Зубаила Хиясова, — написал в своем воспоминании о нем народный писатель Да­гестана Камал Абуков, — невосполнимая утра­та для родных, близких, земляков, театраль­ного искусства нашей республики, и для нас, его друзей. Он навсегда останется в нашей памяти как человек чести и достоинства, как неповторимая личность…».

«Зубаил очень любил жизнь, был добрым, светлым человеком, — подчеркнул его одно­сельчанин, ведущий драматург республики Атав Атаев. — Его смерть, преждевременная, омраченная подозрениями в связях с банд­подпольем, это огромная трагедия для Даге­стана, глубокая душевная травма для художе­ственной интеллигенции и народа… «.

Кумыкская общественность едина во мне­нии, что Хиясов по значимости и вкладу был «народным» человеком, народным творцом для кумыков и одним из крупнейших знато­ков искусства Дагестана. Вот, что сказал о нем известный в Дагестане театральный де­ятель, заместитель директора Аварского те­атра Хабиб Гаджиев: «Актеры нашего театра с удовольствием работали с Зубаилом. Он был профессионалом высочайшего уровня. Меня всегда поражала его музыкальность… Поста­новки музыкальных спектаклей, ему давались особенно хорошо. Очень жаль, что жизнь та­кого большого человека, такого яркого теа­трального деятеля закончилась так трагиче­ски. Это большая утрата для Дагестана…».

Зубаил Джанбекович Хиясов родился 30 де­кабря 1937 года в одном из живописнейших уголков равнинного Дагестана, в селении Кака- Шура Карабудахкентского района. Это район предгорного Дагестана, царство умеренного климата, спокойного пейзажа, добрых, склон­ных к юмору, трудолюбивых людей. И Зубаил Хиясов, словно вобрал в себя эти качества, об­разец добродушия, остроумия, оптимизма и, разумеется, яркого художественного таланта. Еще одна его черта, которую стоит отметить, это врожденная интеллигентность. Отец Зуба­ила, Джанбек Хиясович, был первым препода­вателем в Какашуринской школе, построенной в 1934 году. В семье царил культ книг, знаний, главенствовала любовь к искусству. А там, где искусство – там патриотизм, жертвенность, верность принципам и долгу. В полной мере эти качества проявились в поступке отца Зуба­ила Джанбека. В 1942 году, когда Великая От­ечественная война только набирала обороты, он, имея на руках бронь, как школьный учитель, тем не менее, отправился на фронт доброволь­цем. Вот строки его письма, которое оказалось последним. «Я нахожусь под Москвой, в госпи­тале, — писал он жене незадолго до своего ис­чезновения, — тяжело ранен, может, это письмо окажется последним. Знаю, как тебе трудно воспитывать троих детей. Постарайся дать им образование…». Символично звучит завет Джанбека супруге дать детям образование. И семья свято хранила окровавленное пись­мо Джанбека с этой просьбой. А само письмо хранилось у сестры Джанбека, Шамав, которая время от времени доставала его из сундука и обливалась горькими слезами…

После окончания средней школы, в 1955-57 гг., Зубаил Хиясов работал заведующим клу­бом в родном селении. Выбор был неслуча­ен: с детских лет он был увлечен литературой, искусством, особенно его привлекали теа­тральные подмостки, с которым и он позднее навсегда связал свою судьбу. В 1957 году Ми­нистерство культуры, достойно оценив его та­лант и тягу к театру, вместе с 15 сверстниками отправило его на учебу в Высшее те­атральное училище им. Щукина (ныне театральный институт).

В Москве Зубаилу препо­давали известные мастера сцены и кино Михаил Улья­нов, Евгений Захава, Влади­мир Этуш, Лидия Мансурова и др. В годы учебы наши студенты системно посещали театры столицы, впитыва­ли атмосферу и мастерство лучших спектаклей Москвы, знакомились с именитыми актерами, их этапными работами. Сейчас мы можем сказать, что Зубаил Хиясов на все сто исполь­зовал возможности, которые ему предоставила судьба и его талант. Но творческая ненасытность, жажда ро­ста никогда не покидали его.

Выразилось это в том, что в то же самое время он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, которое с от­личием закончил в 1962 году. С этого времени он с дипломом актера театра и кино влился в коллектив Кумыкско­го театра, с которым навсегда связал свою жизнь и судьбу.

Эта же жажда заставила его в 1964 году отправиться в Баку, где он по­полнил свои знания в театральном училище на режиссерском факуль­тете. С отличием окончив училище в Баку в 1966 году Зубаил Хиясов вер­нулся в Дагестан, с дипломом режис­сера музыкально-драматического театра. Высокий уровень его режис­серского мастерства ярко проявился в поставленной им на сцене Кумык­ского театра трагикомедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Сюжет воплотили такие яркие зведы Кумыкского театра как Барият Мура­дова, Алим Курумов, Амир Курбанов, Тажутдин Гаджиев, Юсуп Муратбеков, Халимат Татамова. Успех был огром­ный, неописуемый. Стало ясно, что в Дагестане появился крупный ре­жиссер, способный современными и выразительными средствами найти ответы на самые трудные вопросы бытия. И республика высоко оценила его за талант и трудолюбие: в 1987 году Зубаил Хиясов получил звание заслуженного деятеля искусств Да­гестана!

Затем пошли театральные будни. Зубаил, не жалея сил, работал, ис­кал, ставил. Вот лишь несколько из крупных его работ: «Приходи завтра, дорогой», «Эркеч-али», «Сердце не прощает», «И так бывает», «Выдаю маму замуж» и др. Но он не только ставил пьесы разных авторов, но и писал свои. Среди таковых отметим, написанную им в 1986 году леген­дарную «Ах, женщины, женщины!», ставшую бестселлером и переведен­ную на другие дагестанские языки. Спектакли, спектакли, спектакли… Их очень много на творческом счету Зубаила Хиясова, и у каждого своя судьба, своя жизнь. Им было постав­лено в Кумыкском театре 90 пьес. Бо­лее 12 пьес поставлено им и в других театрах республики. Зубаилом Хия­совым написано шесть пьес и пере­ведено на кумыкский язык 23 пьесы. Согласитесь, что это очень солидный багаж, богатейшее наследие. Это говорит о том, что был настоящий работяга, находящийся в вечном поиске.

Зубаил Джанбекович был много­сторонне одаренным человеком, не­даром поэт и друг Зубаила Атав Атаев отметил это свойство с четкой выра­зительной силой: «Зубаил в театре, в жизни был большим энтузиастом и профессионалом. Это был режис­сер, соединивший в себе творческую энергию с педагогическим даром, стремлением передать свои навыки и умения подрастающим талантам… Он ставил спектакли, писал пьесы, сценарии, программы, сочинял сти­хи, великолепно проводил творческие вечера. На эти представления зрите­ли ходили, как на спектакли. Никогда не забудутся проведенные им вечера корифеев дагестанской сцены – Ба­рият Мурадовой, Татама Мурадова, Бурлият Ибрагимовой, Темирболата Бийболатова и многих других.

Нельзя не сказать и про его песен­ное творчество. На его стихи музыкан­ты с удовольствием писали музыку, а народ с таким же удовольствием их распевал. А такие его песни как «Ан­жи-кала-Махачкала», «Балкарский ребенок», «Я иду в школу» стали по­пулярны и в Дагестане, и в Кабардино- Балкарии, несколько раз передавали по центральному телевидению.

Зубаил Хиясов внес большой вклад и в дагестанскую журналистику, много лет проработав редактором радиопе­редач на кумыкском языке. Им были сделаны уникальные передачи с уча­стием основоположников кумыкской советской литературы и театрального искусства Анвара Аджиева, Абдулва­габа Сулейманова, Аткая Аджаматова, Барият Мурадовой, Гамида Рустамова, которые в настоящее время хранятся в Золотом фонде дагестанского радио. Особо стоит отметить период, когда он с 1981 по 1987 год работал заме­стителем министра культуры Дагеста­на. Здесь он активно, с пониманием и полной самоотдачей занимался во­просами дагестанских театров, много сил вложил в развитие культуры и ис­кусства республики. Посещал театры, обращая внимание на их материаль­ную оснащенность, консультировал молодых режиссеров, помогал им со­ветами, указывал правильное направ­ление, присутствовал на сдачах спек­таклей. Постоянно занимался подбо­ром пьес для национальных театров. Руководил обсуждением спектаклей, активно участвовал в организации и проведении юбилейных торжеств. Он был блестящий ведущий, умевший держать внимание аудитории метким словом и шуткой, глубокой оценкой и характеристикой. Зубаил не скупился, тратил свое время и на другие виды искусства: ездил в зарубежные стра­ны с ансамблем «Лезгинка», руково­дил группами работников культуры в поездках.

С 1987 по 1990 год Зубаил Хиясов ра­ботал главным режиссером Кумыкско­го музыкально-драматического театра. За эти годы он осуществил постановки спектаклей «Утренняя звезда»- А.-В. Сулейманова, «Плутни Скапена»- Ж.Б. Мольера, «Выстрел на рассвете» — Э. Буковчана, «Имеретинская невеста» — Б. Рацера, В. Константинова, «Слуга двух господ» — К.Гольдони, «Я, бабушка, Илико и Илларион» — Н.Думбадзе, «Ла­сточка с перебитым крылом» — А.Атаева и другие, которые составили славу те­атра. В середине 90-х Зубаил Хиясов с присущим ему азартом и страстью берется за новое дело – преподавание актерского мастерства, которому, он доцент кафедры ДГУ, посвятил много лет своей жизни. Он считал главной за­дачей театра – воспитание человека в духе патриотизма, доброты, честности, стремления к нравственному совер­шенству. Что касается практической работы, то самое большое внимание он уделял в работе со студентами – сценической речи, требуя, чтобы про­износимое ими слово было живым, проникновенным. Работая с будущими актерами, он вкладывал в них не только свой опыт, свое знание и мастерство, но и свою душу, талант и отношение к театру. Да, Зубаил действительно был педагог от бога, и в этом нет ни малей­шего преувеличения. Под его руковод­ством делали первые шаги в театраль­ный мир на сцене С. Тулпаров, Т. Осае­ва, Д. Гусейнов, Л. Шаибов, З. Якубова, К. Атагаджиев и др.

Вот, что говорит о нем, выражая общее мнение, один из них, извест­ный режиссер Скандарбек Тулпаров: «Зубаил Джанбекович… Мой первый учитель… Его заботливой и дружеской рукой впервые для меня приоткрыта та «старая тяжелая кулиса», за которой скрывался удивительный и прекрасный мир театра…». Далее, оценивая мас­штабы утраты, Скандарбек добавляет: «Душа и сердце наши никогда не при­мирятся с этой страшной и невоспол­нимой потерей, и только тепло воспо­минаний об этом удивительно светлом, по-детски открытом, красивом челове­ке смягчает, согревает душу…».

Я могу только присоединиться к этим проникновенным строкам большого те­атрального деятеля.

Я часто вспоминаю мою последнюю, как оказалось, встречу с Зубаилом Хи­ясовым. В тот злосчастный день, когда случилась эта трагедия, я встретился с ним в Радиокомитете. Конечно, я и по­думать не мог, что вижу его в последний раз. Правда, меня немного насторожи­ло, что он вновь и вновь, под разными предлогами, не хотел отпускать меня, с какой-то необычной глубиной и ис­кренностью говорил о поэзии И. Каза­ка, А. Аджиева, М. Атабаева…. Сейчас я понимаю, что это было расставание, прощание со мной, с нашей культурой, с Дагестаном…

Если бы я только знал…

Гусейн АДИЛОВ