Аулу Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана».

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

Ялак

Аул Ахтынского района расположен высоко в горах в Юж­ном Дагестане. Многие, видевшие это селение и место его расположения, сравнивают его с жемчужиной в горах. Он рас­положен на стыке двух речушек — Суван кIам и Гъвали кIам, в объятиях трех скал, семи дорог, на солнечной стороне самой безопасной скалы.

Чтобы попасть в этот райский уголок природы, с автотрас­сы Дербент-Рутул от крупного селения Хрюг надо подняться на солнечную сторону. Преодолев территорию этого села че­рез участок Калал, доехать до первого моста Кьете-муьгъ. От него и начинается известная Зехе-дере протяженностью око­ло трех километров, посреди которой встречается еще один мост Кьуру-муьгъ. Старожилы аула Ялак рассказывали нам, что в этой долине, щедро согреваемой солнечными лучами, в старину рос виноград. Был проложен даже водопровод.

Ближе к аулу высится отвесная скала Тахар, известная сво­ей легендарной историей о неповиновении жителей ханскому произволу. От районного центра Ахты аул Ялак расположен в двадцати километрах, а от автотрассы, о которой речь шла выше, в восьми километрах. О происхождении аула Ялак су­ществуют разные версии. Аул расположен на границе с Ку­рахским и Рутульским районами. Окружают его с юга, севера, востока и запада аулы Хрюг, Зрых, Кака, Гогаз, Ашар, Кукваз, Хюрехюр, Гельхен и другие. Ялакцы издревле любили различ­ные народные игры, бурные торжества. Они гордились сво­ими искусными музыкантами, певцами, народными умельца­ми. По натуре были очень темпераментными, пылкими и горя­чими людьми. А торжества в те далекие времена, в основном, как всенародное гулянье, устраивали у ЧIехи вир («Большое озеро») у селения Ашар Курахского района Мукьал тыл («Пло­щадка близлежащая») с участием жителей окружающих се­лений Ашар, Куказ, Гельхен, Гогаз и др. Ныне ялакцы рассе­лились. Около ста семей проживают в Махачкале, полсотни в Каспийске, столько же в поселке Белиджи, городе Дербенте, в других районах и селах Южного Дагестана. А в родном очаге в горах продолжают жить около 40 семей.

Ялджух

Покинутое село в Ахтынском районе Дагестана, располо­жено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулахчай, притока реки Ах­тычай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент, жилые населённые пункты — Курукал и (около 10 км). С начала XVI века по 1839 год Ялджух входил в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году село было присоединено к Российской империи. Ялджух относился к Докузпаринскому наибству Са­мурского округа. Вместе с сёлами Балуджа и Филидзах об­разовал Ялджухское сельское общество. В 1929 году Ялджух был включён в состав новообразованного Ахтынского района. В 1953 году жители села , вместе с жителями сёл Фи­лидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Ма­гарамкентского района. До переселения в селе Ялджух жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1886 году в селе проживало 1229 человек. Именем села назван лезгинский фольклорный ансамбль «Ялджух» К северу от Ялджуха, на крутом склоне горы находится могильник с каменными гробницами, называ­емый еврейским кладбищем. Могильник состоит из каменных гробниц, перекрытых плитами, положенными поперёк. Гроб­ницы имеют прямоугольную форму, стенки их выложены из мелкого и грубо обитого камня на глине. Ориентировка костя­ков головой на запад. В разрушенных могилах находили об­ломки керамики, бронзовые браслеты, серьги и разные бусы.

Яраг-Казмаляр

Село в Магарамкентском районе Дагестана. Администра­тивный центр и единственный населённый пункт муниципаль­ного образования «Село Яраг-Казмаляр», имеющего статус сельского поселения. Село расположено на равнине, к северу от реки Самур. В 1928 году село Яраг-Казмаляр было зато­плено водами реки Самур. В результате село было перене­сено в более безопасное место. В селе имеется два завода: асфальтный и спиртзавод. Возле села находится самый круп­ный пункт пропуска на Российско-Азербайджанской границе — «Яраг-Казмаляр».

Вследствие ряда благоприятных условий, таких как геогра­фическое расположение на основных торговых путях и др., селение Яраг ,как и Касумкент, занимало центральное поло­жение в экономической, культурной и политической жизни лезгин. Вини-Яраг находится в 78 километрах от Дербента и недалеко от Касумкента, ставшего центром Кюринского округа, созданного российскими властями. Вини-Яраг был расположен на Великом шелковом пути из Индии в Европу. Старожилы аула указывают на археологические остатки кара­ван-сараев, где размещались купцы, передвигавшиеся с юга на север и обратно. По воскресеньям из Ахтов, Кураха, Дер­бента, Кизляра, Кубы и других торговых центров Восточного Кавказа приезжали купцы на Ярагский базар. Ярагцы торгова­ли древесным углем, дровами, зерном, плодами своих садов и т.д.

Занимались ярагцы виноградарством, садоводством, по­севами местных сортов пшеницы. Из домашних животных разводились в основном лошади арабских пород и буйволы. Некоторые купцы держали верблюдов, на которых они раз­возили товары и керосин близлежащим селениям и аулам. Женщины занимались домашним хозяйством, ткали пестрые паласы, джурабы и хурджины. В 1877 году народные массы, оказавшись под гнетом местных феодалов и чинов кавказской администрации, подняли восстание. Ярагцы не остались в стороне от этих событий. В Яраге восстание возглавил Эфен­ди Исмаилов. Среди сосланных в Сибирь после подавления восстания были и ярагцы. К концу XIX-началу XX столетия в Дагестане начали развиваться капиталистические отноше­ния. В поисках работы из Дагестана в промышленный центр Азербайджана Баку направлялись бедняки, батраки и разо­рившиеся крестьяне.

К этому же времени относится и постепенное расселение ярагцев на новое место жительства. У Ярагцев в долине Са­мура местности Аран были зимние пастбища. Жили во время зимовья во времянках «къазмаяр». На месте бывших «къазма­яр» образовалось село Ярагказмаляр. Большинство жителей Ярага /причем обоих сел Вини-Яраг и Ага- Яраг/ в большин­стве своем переселились в новое село. Некоторые Ярагцы осели в близлежащих селах Целегюн, Магарамкент и др…

Село постепенно расширялось, хорошело. Сюда были пе­реселены жители села Иче из Рутульского района. Яраг сла­вится своими родниками, по водопроводу родниковая вода идет прямо в дома. Село газифицировано, улицы покрыты асфальтом, около села проходит федеральная дорога.

Яркуг

Расположено селение Яркуг Агульского района Дагеста­на у входа в Кушан -дере на левом берегу реки Кушан-чай. С Востока и с Запада село защищено глубокими ущельями, на дне которых извиваясь текут речки ,а с южной стороны село было защищено крутыми обрывами, были построе­ны крепостные стены с надежными

воротами. По довольно большому количеству эпиграфики можно сделать вывод, что в селении имелась школа. В одной эпиграфике имеется дата 677 год, которую, скорее всего, следует считать годом основания села. Первоначально в селении проживали 27-29 семей. При сравнительно небольшой численности населе­ния, село располагало сравнительно большими посевными площадями. Вся земля была поделена между тухумами, но в дальнейшем земля пахотная была поделена между членами тухума. Неразделенными остались пастбища, леса. В обще­ственной жизни тухумы играли большую роль. Члены тухума в первую очередь оказывали друг другу помощь во всех слу­чаях жизни. Особенно помощь тухума требовалась во вре­мя кровной мести. Каждый тухум имел главу: им было лицо энергичное, добропорядочное, обладающее красноречием и хлебосольством. Главой тухума не всегда считался стар­ший в роду. Ему необходимо было ещё иметь богатство, ум и другие личные качества, служащие чести, достоинству всего тухума. «Дерево держится корнями, а человек тухумом», — го­ворят в Дагестане.

В селе сохранились и соблюдаются древние традиции. Сельская пословица гласит: «Пусть за дверью не уменьшится обувь гостей». Каждый горец считал за честь достойно при­нять гостя. Уважение оказывали каждому гостю, кто бы он ни был, к какой нации, вероисповедованию не принадлежал. Даже кровник становился для хозяина священною особой и вступал во все права гостя, т. е. под особую защиту. Гостя, когда он уезжал, провожали до границ аула. Гость мог стать кунаком. Это происходило если между гостем и хозяином устанавливались дружеские отношения. Традиционным счи­тался кунак, доставшийся семье по наследству от деда, отца, братьев. Большим уважением в селении пользовалась семья, которая имела больше кунаков.