Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

Шитлиб

Селение Шитлиб Гунибского района расположено в цен­тральной части Нагорного Дагестана на высоте 1820 м над уровнем моря, в 32 км от районного центра Гуниб и в 180 км от столицы Дагестана, на границе между Гунибским и Лак­ским районами. Шитлибские земли граничат с владениями селений Мегеб, Согратль, Шангода и селения Палисма Лак­ского района. Местность Шитлиба необыкновенно красивая, поэтичная и живописная со свойственной ей удивительной контрастностью природы. Нагромождения каменных вершин, сверкающие в лучах солнца вдали на горизонте Кавказского хребта, мрачные пропасти и ущелья, сочная зелень субаль­пийских лугов на плато Гуниба и Турчидага создают фантасти­ческую картину. В окрестностях много полезных трав. Особую ценность представляет целебная вода. До 1933 года Шитлиб, Шангода, Кагерчи, Палисма входили в состав Палисминского сельсовета Лакского района в Объединенный животноводче­ский колхоз «Красный чабан». В 1937 году был организован колхоз им. Карла Маркса.

Постепенно коллективное хозяйство оказало положитель­ное влияние на сознание крестьян, убедило их в преимуще­стве коллективного труда. Правда, в колхозе не было ни тех­ники, ни специалистов, ни клуба, ни библиотеки, ни медицин­ского пункта. Единственным очагом культуры была начальная школа. В 1951 году колхоз имени Карла Маркса селения Шит­либ объединили с колхозом имени Серго селения Шангода, а 7 июня 1964 года Шитлиб и Шангода — преобразованы в самостоятельный Шагодинско-Шитлибский сельсовет. В объ­единенном колхозе Серго насчитывалось около 160 хозяйств с населением 503 человека, поголовье крупного рогатого ско­та составляло 475 голов и мелкого — 6600 голов. С 1980 года многие шитлибцы переехали жить на земли прикутанного хозяйства Кумторкалинского района в 30 км от Махачкалы. Здесь построено около 200 домов, школа, клуб, мечеть.

Штул

Cеление Штул — одно из старинных сел Курахского райо­на Дагестана. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее. Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV веках миссионеров-суфиев. Первую группу арабов настигла жестокая участь, горцы их не­взлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику). Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они окончательно переселились в село Рагаллай хюр. Суфисты себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их так и называли — ишанами. По этой причине все, что было связано с пришельцами-иша­нами получили название: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад, Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местным населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразова­лось в Штул. Необходимо отметить, что группа миссионеров оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев. В XVII-XIX веках село Штул становится духовным цен­тром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученые-араби­сты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор. Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор работали мастера оружейных дел и они со­вместно с шиназцами обеспечивали войска горцев оружием. Штульцы имели огромные владения. Территория села про­стиралась с горы Юрф до горы Титан, и с востока к западу от крепости Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива, тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов. Село делилось на пять мага­лов , жители состояли из семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар, Галибялар. Кроме жи­вотноводства и земледелия штульцы занимались ремеслен­ничеством. Большой спрос имели ковры, продукция из желе­за, дерева, глины.

Эндирей

Кумыкское село в Хасавюртовском районе Дагестана. Яв­ляется административным центром Эндирейского сельского поселения. Одно из крупнейших и древнейших населенных пунктов на территории Кумыкской плоскости.

Расположено на правом берегу реки Акташ, на северо-за­паде от города Хасавюрт. Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке — село Тотурбийкала, на северо-западе — сёла Новочуртах и Карланюрт, на юге — село Дылым, на юго-вос­токе — сёла Гостала и Инчха, на юго-западе — сёла Ленинаул и Калининаул, на востоке — село Бавтугай, на западе — село Новокули. В Эндирее было пять кварталов), четыре из кото­рых назывались «по фамильным именам четырёх древних княжеских семей», а в пятом жили сала-уздени. Существует несколько версий происхождения названия села: — происхож­дение названия от словосочетания «Индыр Ай» («месяц мо­лодьбы»). Другая версия — «Эндирей» в древности именовался «Эндери», близка по этимологии к «Семендер». Из сведений о продаже рабов на Кавказе, скажем как велась эта торговля в Эндери до 1818 года — времени, когда генерал Ермолов захва­тил это поселение, построил рядом крепость Внезапную и по­ложил конец этой торговле. Население по переписи 2002 года — 6470 человек из них: кумыки — 6,025 чел (93,1 %), аварцы — 346 чел. (5,3 %). даргинцы — 69 чел. (1,1 %), чеченцы — 13 чел. (0,2 %), лакцы — 8 чел. (0,1 %) и русские — 7 чел.(0,1 %). Эвлия Челеби в 1666 году писал про Эндирей: «Прежде всего город расположен посреди обширной степи, на берегу реки Койсу. Вода и воздух здесь приятны, жители миловидны. Здесь ты­сяча домов с садами и виноградниками, много михрабов и соборных мечетей. Этот город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых». П. Г. Бутков в 1798 году писал: «В Эндери считают до 3 т. дво­ров», вооруженных людей могли выставить «со всей волости до 6000; в том числе одна Андреевская деревня, с приписны­ми к ней усадьбами, поставить может до трех тысяч человек. Подвластные им ногайцы кочуют по равнинам между реками Еман-Су и Казмою. В оном властвуют пять княжеских колен: Казаналиповы, Айдемировы, Темировы, Алишевы, Муртаза­ли-Аджиевы…».

Эрпели

Село в Буйнакском районе Дагестана. По преданию, перво­начально аул был расположен и местности Герск. Оттуда жи­тели переселились в местность Гентичи, построили там укре­пленное селение: обнесли его валом и деревянной оградой, так как в то время часто нападали различные искатели легкой добычи, разоряя селения. Существует и другое предание о возникновении. Некогда из с. Тануси в Чирката, а оттуда — в местность Хурбек-тюбе (Нижнего Караная) переселился не­кий Исмаил вместе с сыном Будайчи. В те времена здесь стояли дремучие леса. В них водилась разнообразная дичь и было много благоприятных для охоты мест. Будайчи решил по­селиться здесь. Постепенно вокруг его жилья стали селиться другие люди. Будайчи отличался храбростью, мужеством и стремился окружить себя такими же людьми. Во время охоты и других предприятий Будайчи с товарищами заходил далеко на север, доходя до тогдашних кабардинских и черкесских владе­ний. Кабардинские и черкесские князья видели в нем храброго, влиятельного союзника. Его дружба с кабардинскими и черкес­скими князьями началась с того времени, как Будайчи удалось вернуть им табун лошадей. В награду за это Будайчи получил от кабардинцев и черкесов жену и прислужниц. Подобную же услугу оказал Будайчи и шамхалу. Никто до него не мог возвра­тить шамхалу угнанное стадо, лишь Будайчи удалось сделать это. Шамхал дал дружине во главе с Будайчи и обществу (а так­же селению) прозвище «Эр-пери» (примерно: храбрецы-муж­чины). Отсюда и нынешнее название Эрпели.

После Будайчи главой эрпелинцев стал Ахмед-хан, кото­рого в свою очередь сменил Мехти. Оба они продолжали борьбу с шамхалом. Герею, сменившему Мехти, пришлось столкнуться уже с царскими войсками. Сын Герея Уллубий, ставший после отца эрпелинским князем, часто враждовал с Гази-Магомедом и Шамилем. Во время военных действий войска Шамиля трижды брали Эрпели. Уллубий был захвачен горцами в плен, а позже казнен. Постепенно в Эрпели офор­милось феодальное владение, во главе которого стоял бий. Все крестьяне, даже лично свободные, находились в той или иной степени и феодальной зависимости от бия, платили ему подати — «ясак», обрабатывали земли, принадлежащие бию.

В местности Али-Курух, в пяти километрах от Эрпели в прошлом происходила продажа рабов, а также обмен и выкуп пленных.