Памяти Башира Давдиевича Увайсова 17.09.1946-10.04.2014
Башир Увайсов…Художник, скульптор, прикладник, дизайнер, монументалист — практически нет ни одной сферы изобразительного и прикладного искусства, где Башир не сказал бы своего яркого слова. А ведь не был ни членом Союза художников, ни заслуженным деятелем каких-нибудь искусств, не имел правительственных наград и званий, не светился на культурных мероприятиях, да и выставлялся не часто.
Художник широчайшего диапазона, Башир Увайсов всегда выбирал сложные формы и жанры изобразительного и прикладного искусства. Это литье, чеканка и ковка, витражи и мозаика, резьба по дереву и камню.
По-видимому, все это – звания, регалии, членство для него было не главным.
А главным для него всегда была работа, работа, работа… Наверное, поэтому он успел сделать так много за свою не очень длинную жизнь.
Личные воспоминания о жизненном и творческом пути
Когда я был в детском доме, у нас было правило: после уроков мы делали домашнее задание в рабочей комнате, примерно два часа. Затем, нас детей не выпускали на улицу, а просто давали разного рода игрушки, в виде конструкторов, книги, карандаши, альбомы.
Как я понимаю сейчас, это были мои первые шаги к рисованию, что и привело меня впоследствии к профессии художника.
С 1956 по 1960 годы я, моя сестра находились в Хасавюртовском детском доме №1, а средний брат там же в городе в доме интернате.
Так как отца я не видел, после моего рождения через полгода его не стало. А мать инвалид без пенсии, без денег, не могла прокормить пятерых детей, то нас определили в эти учреждения.
Я благодарен судьбе что так случилось: все что не делается, все к лучшему- говорят. В детском доме я приобщился к русской культуре, научился языку, народным песням и танцам.
Наверное, на мое становление повлияли еще лакские песни и танцы, дома у нас, где играл старший брат и дядя на мандолине на тех песнях народных, что не могло не отложиться на детской душе. Я полюбил старинную лакскую музыку и русскую народную, а через русский язык приобщился ко всему тому, что есть в мировой культуре, — как тут не благодарить судьбу!
Я не могу, конечно говорить, что в детском доме я получил навыки грамотного рисования, но первую любовь к рисованию я приобрел именно в те годы.
Итак, 1960 год. Я в Махачкале в возрасте 16 лет. Школа №16. Я продолжал учиться рисовать. Помню, однажды мне поручили в школе к празднику 7 ноября нарисовать плакат, посвященный кубинской революции с призывом «Куба — да! Янки — нет!». Я помню, нарисовал лицо какого- то бородача с этой надписью, и что впоследствии этот плакат наша школа несла на демонстрацию. Интересно то, что спустя много лет мои школьные друзья всегда вспоминают об этом. Так началась моя первая публичная «выставка».
Через два года мне повезло, судьба свела с великим человеком — с народным художником Юнусилау Магомедом Каирмагомедовичем, когда я пришел к нему в Дом народного творчества в изостудию. Я там прошел школу рисования, живописи, композиции и рисунка. Одним словом все дисциплины что проходят в любых учебных заведениях художественного профиля. Мы получали еще больше: его мудрость и любовь. Он был ходячей энциклопедией. Я для него был как сын.
Я, который не видел своего отца и воспитанный на любви своей матери, почувствовал отцовское отношение к себе, и был преданным и останусь до конца жизни предан ему. Вообще все мои скромные достижения я связываю с ним, отдавая дань уважения моему Учителю, который сделал из «дикого мальчика» человека, патриота Дагестана, привил мне любовь к нашей истории. Через него я незримо был знаком с великими сыновьями Дагестана – Магомедом Гаджиевым, Эфенди Капиевым, Махмудом, Татамом Мурадовым и другими деятелями культуры, с кем был в дружбе мой дорогой наставник. Для меня Дагестан открылся через него, я благодарен Всевышнему Аллаху, что он в это переходное время поставил около меня этого, талантливого народного художника. Я хотел бы, чтобы каждому молодому человеку встретился такой Учитель. Он любил говорить «Знай, Башир, где бы ты ни был, по твоим поступкам будут судить о твоем народе». Я это помнил всегда.
В 1969 г. я устроился на работу в комбинат художественных изделий в косторезный цех, стал неплохим мастером по кости. Червь творчества меня беспокоил, я стал искать другие пути. И нашел. Обратив внимание на рог, я увидел, что рог обожженный обладает удивительным цветом. Я попытался сделать из этого материала мозаичный портрет. Это меня обрадовало, что-то получилось. Это была работа «Пара танцоров». Я побежал с этим изделием к учителю в газету, с которой он сотрудничал. К моему приходу он стоял с корреспондентом. Я подошел к нему и показал свою работу. И тут набежали все со всех редакций и начали фотографировать меня с учителем.
Позже вышли статьи на разных языках с фотографиями. Учитель в своем каталоге о выставке поместил эту фотографию.
Меня это обрадовало. Я начал экспериментировать с рогом, сделал еще «Скрипачку на луне», и «Танцоры с шестью фигурами». Эти работы были закуплены в 1966 году Министерством культуры Дагестана. «Танцоры» долго висели в кабинете министра культуры Дагестана. Но я на этом не мог остановиться. Червь творчества повел меня дальше. Диагноз был поставлен — «Паганини». Эта болезнь не давала мне спать, от этого я бродил по улицам, разговаривая сам с собой, летая в небесах. Во мне звучала музыка, особенно произведения Паганини. Я прочитал все, что было написано про него. Этого было мало, и я решил выложить его образ. Сделал скульптурный образ головы. Что-то стало вырисовываться.
В мае 1967 года я закончил работу над образом Николо Паганини. Я испытал «муки и радости». Я, понял, что такое настоящее искусство, появился «Паганини» и теперь чувство приятной эйфории не покидало меня.
Однако после «Паганини» я опять заболел, не мог понять, что со мной случилось — опять прогулки по городу, не мог уснуть, видно этот вирус — так просто не искоренишь. Тогда я начал рисовать образ, который меня так доставал. Один из моих друзей художников сказал, что это «новая болезнь» — «Демон». В тот же день я взял томик М.Ю. Лермонтова, нашел там стих «Мой демон» и, прочитав это произведение, понял, что это и есть лекарство от моей болезни.
Я «заболел» в 21 год. Лермонтов примерно в этом же возрасте «болел» и создал своего «Демона». В этом возрасте, наверное, у всех молодых людей бывает свой Демон.
В 1968 году, я создал своего «Демона». С тех пор взял девизом своей жизни слова Лермонтова:
«Мой гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня.
И путь мой озарять он станет
Лучом чудесного огня».
Эти слова стали моим путеводным лозунгом по жизни.
И когда очередная болезнь заражает меня, я знаю, откуда дует ветер. И спасибо за это! Пусть дует, пусть заражает!
Наступил 1969 год. Армия. Творчество осталось в прошлом. Я одел сапоги и гимнастерку на два года. Это стало моим очередным испытанием, я прошел этот путь, как мне кажется, достойно. Моя болезнь и там не оставила меня в покое. Мне пришлось на стене у нас в роте сделать роспись 4×4 метра, и наверное много поколений солдат засыпали там после того, как перед сном смотрели мою роспись.
Два года пролетели. Я служил не как художник, я пахал на кухне, и маршировал на плацу. Там у нас был ансамбль «Товарищи», в нем пели 4 человека, в том числе и я. Сейчас, спустя столько лет, я понимаю, что эти годы были самыми счастливыми, наверное, молодость это лучшее время жизни человека.
После службы в армии, я приехал домой и пошел опять работать на комбинат.
Следующим этапом в моей жизни был 1972 год — в художественном фонде союза художников, я мог заниматься ювелирным делом. Мне этот вид искусства легко давался, но меня тянуло к масштабным работам, которые могло видеть огромное количество людей. Я стал заниматься монументальным искусством.
В 1972 году мне также пришлось оформлять Первый фестиваль народного творчества Дагестана. Я сделал эмблему праздника, переходящий приз в виде танцора на скале из рога, пригласительные билеты, оформлял сцену праздника.
Наступил 1975 год. Мы в соавторстве с моим другом Юнусилау Каиром Магомедовичем, сыном моего учителя, сделали на улице Кирова композиции каждая 9×9 метров в технике « граффити», посвященные всем, кто помогал нашему Дагестану во время землетрясения в 1970 году. Эти композиции и были моей первой монументальной работой для нашего города.
Мне был 31 год. В это время я занимался новой композицией, она была установлена на стене министерства коммунального хозяйства размером 4×11 метров. Это была объемная чеканная работа. Худсовет даже не выезжал на место, принял ее «на ура». Это была моя первая победа и стимул идти дальше, ведь я не имел специального образования, не был членом союза художников, у меня не было никаких прав.
Следующая крупная работа — это Обком профсоюзов на площади Ленина в Махачкале размером 4×16 метров. Автором эскиза был Камиль Мурзабеков, очень талантливый художник и архитектор Ибаков Бадрудин. Они обратились ко мне, чтобы я выполнил эту работу. И я взялся. Кое-что пришлось изменить в эскизе по желанию заказчика. И поэтому я вполне имел право быть соавтором и исполнителем этого объекта.
В это же время я уже работал над «Журавлями» — скульптурной композицией на углу улиц Ленина и 26 Бакинских комиссаров размером 11×5 метров. Взять на себя ответственность повесить полуторатонную махину на ровной стене в многолюдном месте это действительно «ответственно». Я смог это сделать. Вот уже с 1979 года скульптура «Журавли» радует моих земляков.
Не буду описывать, сколько крови и нервов стоила мне эта работа. Ее официально снимали к юбилеям и показывали в киножурналах, посвященных Расулу Гамзатову, эта работа нашла свое место не только в среде города, но и в Гамзатовских днях!
Башир Увайсов