Бактериальный ожог плодовых деревьев

Бактериальный ожог стал напастью для вла­дельцев груш, яблонь и других плодовых рас­тений. Опасная болезнь способна уничтожить целый сад, поэтому бороться с ней нужно на на­чальном этапе

Первые случаи заболевания плодовых дере­вьев были отмечены в штате Нью-Йорк в конце XVIII века. Болезнь распространилась также в Ка­наде, Мексике, Чили, Гватемале. Проникновение в Европу датируется серединой 1950-х годов

В России до недавнего времени заболевание отсутствовало, но, согласно данным Всероссий­ского центра карантина растений, к 2009 году очаги бактериального ожога выявлены в Кали­нинградской, Самарской, Воронежской, Белго­родской и Тамбовской областях, а также в Кара­чаево-Черкесии.

Bacterial scorch or fire blight on apple tree

В последние годы в садах наблюдаются вспышки бактериального ожога. Имеются сведе­ния, что основными зонами риска являются По­волжье, Южный федеральный округ, Централь­ный федеральный округ, Северный Кавказ в том числе и Дагестан

Возбудитель поражает культурные и дикора­стущие растения семейства Розоцветные.

Наименее устойчивы к поражению кизильник и груша.

Восприимчивы к заболеванию боярышник, айва, яблоня, , мушмула, рябина. Быстрое рас­пространение возбудителя в пределах Велико­британии связано именно с боярышником, кото­рый был посажен вдоль автомобильных и желез­ных дорог.

Почти не поражаются ирга, земляника, мали­на, роза, вишня, слива, черешня, абрикос.

Первичная инфекция развивается обычно вес­ной, во время цветения. Бактерии могут попасть на цветок с пыльцой или с частичками экссудата. Агентами переноса могут быть насекомые, пти­цы, дождевая и поливная вода, ветер.

Источником для дальнейшего распростране­ния заболевания служат инфицированные расте­ния, черенки, плоды, садовый инструмент, тара. Следующей весной из некротических язв выде­ляется вязкий экссудат, который вытягивается в тонкие нити, легко переносимые ветром. Таким образом цикл заражения возобновляется.

Прежде всего болезнь можно обнаружить на цветках – они становятся темно-коричневыми и постепенно опадают. Веточки и молодые побеги покрываются водянистыми темными пятнами, их кончики чернеют и загибаются.

Листья груши чернеют, а яблони – буреют от кончиков к основанию, скручиваются и висят, словно пожухлые или обгоревшие

.Общая картина поражения плодовых дере­вьев включает увядание и гибель соцветия, усы­хание и скручивание листьев, плодоножек, не­кротические мокнущие язвы на коре, выделение экссудата на больных побегах. Усохшие цветы и листья не опадают.

Для подтверждения наличия возбудителя требуется проведение лабораторных анализов, которые выполняются карантинными служба­ми. Для анализа следует брать кончики усохших побегов, кору дерева на границе поражённого участка

Неопытному садоводу обнаружить болезнь бывает непросто:

во-первых, она распространяется по дереву сверху вниз. Если груша или яблоня старая и вы­сокая, то бактериальный ожог обычно замечают, уже когда поражено больше половины дерева, и спасти его почти невозможно;

во-вторых, симптомы принимают за обычную нехватку влаги и начинают обильно поливать де­рево, усугубляя развитие заболевания;

в-третьих, бактериальный ожог путают с не­крозом коры (бактериальным раком). Установить характер болезни можно только при помощи ла­бораторных исследований.

Дагестанский филиал ФГБУ «ВНИИКР» со­вместно с ТУ Россельхознадзора по Республике Дагестан ежегодно проводит мониторинг фито­санитарного состояния сельхозугодий республи­ки на предмет наличия карантинных объектов, выставляются феромонные ловушки отбираются образцы частей плодовых растений и подкаран­тинной продукции для дальнейших лаборатор­ных исследований ,в том числе на ожог плодовых растений.

— Из существующих мер борьбы ни одна не дает полной гарантии оздоровления зараженной плантации, поэтому основными элементами пре­дотвращения распространения бактериального ожога плодовых являются использование здо­рового посадочного материала и своевременное выявление очагов инфекции.

Успех в борьбе с бактериальным ожогом зави­сит от того, на какой стадии вы обнаружили бо­лезнь и как быстро начали лечение.

Ввоз в Россию посадочного материала из стран, имеющих очаги бактериального ожога, разрешается только при наличии карантинного свидетельства. В яблоневых и грушевых садах необходимо проводить регулярные обследова­ния растений, начиная с периода окончания цве­тения и до съема урожая.

Для предотвращения или уменьшения скоро­сти распространения бактериального ожога в незаражённых районах проводят комплекс фи­тосанитарных мероприятий, включающий в себя запрет на ввоз посадочного материала из зон распространения заболевания, корчевывание и сжигание на месте сильно поражённых деревьев.

При незначительном поражении отдельных веток ожогом проводят пятиразовую обра­ботку бордоской жидкостью в период цвете­ния плодовых деревьев или растворами анти­биотиков. Поздно осенью делают обрезку от­дельных веток на расстоянии 20 см от места поражения.

Бактериальный ожог – очень неприятное и сложное заболевание, поэтому решающую роль в борьбе с ним играют раннее обнаружение сим­птомов и своевременное лечение заболевших растений. Поражение деревьев «антоновым ог­нем» – совсем не приговор, если вы ухаживаете и следите за своими посадками

Яшар Магомедов,

агроном Дагестанского филиала ФГБУ «ВНИИКР»