«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Чишили
Удивителен и привлекателен аул Дахадаевского района Дагестана. Он расположен в одном из самых красивых уголков Дагестана. Рельеф его территории очень разнообразен: высокие холмы здесь сочетаются с пологими склонами, ровными полями и неглубокими ущельями. В ауле более трехсот хозяйств. Люди здесь живут дружные, приветливые, радость и печаль привыкшие делить пополам. Село Чишили расположено на 1500 м. выше над уровнем моря. Точную дату основания села не помнят. Старожилы говорят, что даты основания села должна была быть на стене мечети. Но мечеть реставрировали буквально в последние годы, и поэтому другой возможности узнать точную дату нет. Село граничит с с.Уркарах, Бускри, Зубанчи, Дибгаши, Дибгалик и Трисанчи. Языковые основы похожи на уркарахцев, дибгаликцев, цурхакинцев, чумлинцев. Внутри села имеется целебный источник воды, недалеко от села расположены источники «Къакъла шин» (вода от болезней спины). Ходят легенды, что люди, которых привозили сюда на арбах, отсюда уходили здоровыми. И «ХIулбела Шин» (вода от дурного глаза); из других городов сюда приезжают за этой водой, используют ее в лечебных целях. На самых старых могильных плитах даты – 370-340 лет. По рассказам старых жителей аула, первооснователями села могли бы быть выходцы из Кала-Корейша или Дибгалик. По преданиям старожилов аула, первооснователи сначала жили в пещерах. Потом они остановились в местности «Мукьри дурцу Хъяб», это где-то на втором километре дальше нынешнего Чишили, в сторону Уркараха. Видимо здесь было плохо с водоисточником, и поэтому основатели выбрали другое место. Жители селения Чишили выделывали бурки, шубы, паласы из шерстяных ниток, из них делали и носки. Селение Чишили славилось и своими знахарями. Особой популярностью пользовался Хабчабла Магомед, который лечил любые болезни, умел оперировать. Большим мастером по шитью мужской и женской одежды была ХIяжила Заза. Она передала свое мастерство своему сыну Абдулле, который стал шить только мужскую одежду. Во время гражданской войны, по рассказам старожилов, в селе был расположен штаб партизан с командиром по имени БяхIяммад из Кища. Чишилинцы, как и все другие жители нашей страны с оружием в руках защищали Родину. Ныне село специализируется по растениеводству, животноводству и полеводству в горах.
Чонтаул
Основателем села Кизилюртовского района Дагестана считается некто Чонтукъ из Таргъу (Тарки), который в середине XIV-го века выбрал место для жительства на правом берегу реки Къой-сув (Сулак). Частые наводнения иногда вынуждали жителей поселений перемещаться на более безопасные места. Так, костековцы вначале жили в местечке Уьчтёбе, что в 9-км ниже Акнады, затем они переселились в местность Ургъа на левом берегу прежнего русла Къой-сув, напротив Чонтавула. Чонтукъ же со своими братьями поселился в чаще леса, так как скрывался от кровной мести. Постепенно сюда стали переселяться кумыки, живущие по берегам Терека. Здесь также осели несколько семей терекеменцев из Дербента, отемишцев и из других мест. Жители села занимались охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием. Говорят, что где-то во второй половине XVII-го века жители села Солтан-Янгъы-юрт прорыли канаву для орошения своих полей. В последствии в результате весенних паводков это привело к изменению русла реки Солакъ. Река, ранее протекавшая на западе, подтопила чонтаульцев с востока. Они вынуждены были покинуть свои дома и переместиться на 15 км выше по течению на нынешнее место, которое имела название «беш гечюв» (пять бродов). Старое место получило название Шемшедин-отар по имени известного в истории села духовного лица; его звали Шемшедин-шайых. На старом кладбище был построен зиярат (шых) — «Шемшединни шыхы». Обосновавшись на новом месте, жители села занялись прежними видами хозяйственной деятельности. Иногда случались засухи, тогда мужская часть населения уходила на заработки. Маршрут Персидского похода Пётра Первого (1720-21 годы) пролегал через эти земли. По его приказу недалеко от села был построен паром (бурам) через Сулак. Местные жители пользовались этим паромом до 60-годов 20-го века, т.е. более двух веков. В начале 19-го века в селе было 150-160 хозяйств. У чонтаульцев на Малом Сулаке был свой рыбный промысел. В 1919 году, 20-го ноября, проездом в Чонтауле побывали Киров и Орджоникидзе. За поддержку революционеров, сторонники Гоцинского и Узун-Хаджи, не имея возможности переправиться через Сулак, обстреливали чонтаульцев из пушек со стороны с. Костек. Чонтаульцы были вынуждены трижды покидать свои дома.
Немало сельчан участвовало в гражданской войне. До 50-х годов прошлого века территория между Малым и Большим Сулаком, площадью более 12 тыс. га, находилась в ведении Чонтаульского сельсовета.
В 1957 году колхоз был реорганизован в совхоз. Перед Великой Отечественной войной в селе было около 320 хозяйств. На фронт ушло более 150 человек, вернулись только 68.
С момента основания Чонтавул был чисто кумыкским селом. С 1957 года сюда начали переселяться из Средней Азии депортированные в 1944 году чеченцы-аккинцы. А с 1964 года началась неконтролируемая миграция с гор аварцев, в основном жителей высокогорного Цумадинского района. В настоящее время в селе проживают около 12 тыс. чел, в том числе кумыков — 5 тыс., аварцев — 4 тыс., чеченцев — 3 тыс. человек.
Чуни
В 1886 году в селе проживало 412 человек. По переписи 2010 года в селе проживало 881 человек. Расположено в 10 км к югу от села Леваши, на реке Барчума на территории нынешнего Левашинского района, Республики Дагестан. Заселение этой территории Чунинцами, историки относят к периоду, заселения опустошенных земель, после нашествия Тимура. Заселив данную территорию своими людьми, аварские ханы, в последующем заботились и о создании союзнических отношений Чунинцев, с местным даргинским населением. Так, известно из устных приданий, что село Чуни и Мекеги были, как ныне, такие отношения называют — селами побратимами. Для укрепления этих отношений, аварские ханы, подарили мекегинцам гору с прилегающими землями, где ныне расположено село Верхнее Лабко. Помимо общностей ремёсел предков, у жителей обеих сел, очень схожи такие черты характера, как искренность и доверительная доброжелательность в общении, особо уважительное отношение к гостям, верность долгу. С 1887 года, село Чуни, входило в даргинский округ, с центром село Кутиша. А с 1922 года, входит в Левашинский район с центром в селении Леваши. В 1938 году в селе была проведена коллективизация. Первый колхоз назвали имени Фрунзе, а с 1956 года — колхоз имени Молотова, который в 1967 году, объединив пять сёл; Уллуая, Эбдалая, Наскент, Цухда, Чуни, преобразовали в совхоз « Кавказ», который развалился 1990 году вместе с Советским Союзом.
Чунинцы, из-за своего месторасположения, владеют и даргинским языком, старшие, хорошо говорят на акушинском и цудахарском диалекте. По периметру села находятся только даргинские села, Убеки, Дитунши Махи, Эбдалая, Цухда, Дубри Махи, Гулет, Алихан Махи. У многих в роду мать, бабушка были даргинского происхождения. До ближайшего аварского селения Кутиша, более 18 км, до селения Гергебль более 30км, до села Кудали и Салта более 40 км.
Чуртах
Село Чуртах — одно из самых высокогорных населённых пунктов Лакского района Дагестана, находится на высоте 2020 метров над уровнем моря. Расположено оно на восточном склоне массивной горы по левобережью Казикумухского Койсу на расстоянии 6 км от районного центра. По устным преданиям и топонимическим анализам нынешнее расположение селения Чуртах по счёту третье. Первое поселение в середине I тысячелетия н.э. появилось в местности северного склона горы ВацIилу, недалеко от древнего селения Хуна, где до сих пор сохранились названия мест и участков, упоминающих название Чуртах. По преданиям Парту-Патима — легендарная героиня освободительных войн времён завоевателя Тамирлана была из того старого Чуртаха. Мемориальный камень по случаю юбилея освобождения был положен в 1996 году у ворот школы нынешнего села Чуртах. Второе поселение Чуртах предположительно возникло в силу различных обстоятельств, связанных с освоением новых территорий, действий феодалов-землевладельцев, военных ситуаций, природно-климатических воздействий и ряда других причин. Исторически жители с. Чуртах занимались сельским хозяйством, преимущественно скотоводством. Кроме того, выращивали зерно, морковь, фасоль, чечевицу. В каждом подворье из 370 хозяйств (по учёту за 1936 год) держали по одной корове, 5-10 овец, на 5 хозяйств приходилось по одной лошади и ослу. Коллективное сельское хозяйство было образовано в 1936 году. Первое переселение состоялось в 1939 году, 74 семьи были переселены в окрестности села Аксай Хасавюртовского района, следующее — в освобожденный по депортации немцев хутор Евгеньевка, третье переселение — в 1944 г. в село Алтимирза-Аух, после выселения оттуда чеченцев-акинцев. В результате селение находится в разобщении. Из более 2400 выходцев из с. Чуртах многие друг друга не знают, несколько поколений выросло в различной среде культур. 1886 год. В селении Чуртах было: хозяйств — 117, лошадей — 83, ишаков — 86, рогатого скота — 380, баранов — 1150, в 1914 году в Чуртах проживали 827 человек.