Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Чишили

Удивителен и привлекателен аул Дахадаевского района Дагестана. Он расположен в одном из самых красивых угол­ков Дагестана. Рельеф его территории очень разнообразен: высокие холмы здесь сочетаются с пологими склонами, ров­ными полями и неглубокими ущельями. В ауле более трехсот хозяйств. Люди здесь живут дружные, приветливые, радость и печаль привыкшие делить пополам. Село Чишили расположе­но на 1500 м. выше над уровнем моря. Точную дату основания села не помнят. Старожилы говорят, что даты основания села должна была быть на стене мечети. Но мечеть реставрирова­ли буквально в последние годы, и поэтому другой возможно­сти узнать точную дату нет. Село граничит с с.Уркарах, Бускри, Зубанчи, Дибгаши, Дибгалик и Трисанчи. Языковые основы похожи на уркарахцев, дибгаликцев, цурхакинцев, чумлинцев. Внутри села имеется целебный источник воды, недалеко от села расположены источники «Къакъла шин» (вода от болез­ней спины). Ходят легенды, что люди, которых привозили сюда на арбах, отсюда уходили здоровыми. И «ХIулбела Шин» (вода от дурного глаза); из других городов сюда приезжают за этой водой, используют ее в лечебных целях. На самых старых мо­гильных плитах даты – 370-340 лет. По рассказам старых жите­лей аула, первооснователями села могли бы быть выходцы из Кала-Корейша или Дибгалик. По преданиям старожилов аула, первооснователи сначала жили в пещерах. Потом они остано­вились в местности «Мукьри дурцу Хъяб», это где-то на втором километре дальше нынешнего Чишили, в сторону Уркараха. Видимо здесь было плохо с водоисточником, и поэтому осно­ватели выбрали другое место. Жители селения Чишили выде­лывали бурки, шубы, паласы из шерстяных ниток, из них делали и носки. Селение Чишили славилось и своими знахарями. Осо­бой популярностью пользовался Хабчабла Магомед, который лечил любые болезни, умел оперировать. Большим мастером по шитью мужской и женской одежды была ХIяжила Заза. Она передала свое мастерство своему сыну Абдулле, который стал шить только мужскую одежду. Во время гражданской войны, по рассказам старожилов, в селе был расположен штаб партизан с командиром по имени БяхIяммад из Кища. Чишилинцы, как и все другие жители нашей страны с оружием в руках защищали Родину. Ныне село специализируется по растениеводству, жи­вотноводству и полеводству в горах.

 

Чонтаул

Основателем села Кизилюртовского района Дагестана счи­тается некто Чонтукъ из Таргъу (Тарки), который в середине XIV-го века выбрал место для жительства на правом берегу реки Къой-сув (Сулак). Частые наводнения иногда вынуждали жителей поселений перемещаться на более безопасные ме­ста. Так, костековцы вначале жили в местечке Уьчтёбе, что в 9-км ниже Акнады, затем они переселились в местность Ургъа на левом берегу прежнего русла Къой-сув, напротив Чонтаву­ла. Чонтукъ же со своими братьями поселился в чаще леса, так как скрывался от кровной мести. Постепенно сюда стали пере­селяться кумыки, живущие по берегам Терека. Здесь также осели несколько семей терекеменцев из Дербента, отемиш­цев и из других мест. Жители села занимались охотой, рыбо­ловством, скотоводством, земледелием. Говорят, что где-то во второй половине XVII-го века жители села Солтан-Янгъы-юрт прорыли канаву для орошения своих полей. В последствии в результате весенних паводков это привело к изменению русла реки Солакъ. Река, ранее протекавшая на западе, под­топила чонтаульцев с востока. Они вынуждены были покинуть свои дома и переместиться на 15 км выше по течению на ны­нешнее место, которое имела название «беш гечюв» (пять бродов). Старое место получило название Шемшедин-отар по имени известного в истории села духовного лица; его зва­ли Шемшедин-шайых. На старом кладбище был построен зи­ярат (шых) — «Шемшединни шыхы». Обосновавшись на новом месте, жители села занялись прежними видами хозяйственной деятельности. Иногда случались засухи, тогда мужская часть населения уходила на заработки. Маршрут Персидского по­хода Пётра Первого (1720-21 годы) пролегал через эти земли. По его приказу недалеко от села был построен паром (бурам) через Сулак. Местные жители пользовались этим паромом до 60-годов 20-го века, т.е. более двух веков. В начале 19-го века в селе было 150-160 хозяйств. У чонтаульцев на Малом Сулаке был свой рыбный промысел. В 1919 году, 20-го ноября, проез­дом в Чонтауле побывали Киров и Орджоникидзе. За поддерж­ку революционеров, сторонники Гоцинского и Узун-Хаджи, не имея возможности переправиться через Сулак, обстреливали чонтаульцев из пушек со стороны с. Костек. Чонтаульцы были вынуждены трижды покидать свои дома.

Немало сельчан участвовало в гражданской войне. До 50-х годов прошлого века территория между Малым и Большим Сулаком, площадью более 12 тыс. га, находилась в ведении Чонтаульского сельсовета.

В 1957 году колхоз был реорганизован в совхоз. Перед Ве­ликой Отечественной войной в селе было около 320 хозяйств. На фронт ушло более 150 человек, вернулись только 68.

С момента основания Чонтавул был чисто кумыкским се­лом. С 1957 года сюда начали переселяться из Средней Азии депортированные в 1944 году чеченцы-аккинцы. А с 1964 года началась неконтролируемая миграция с гор аварцев, в основ­ном жителей высокогорного Цумадинского района. В насто­ящее время в селе проживают около 12 тыс. чел, в том числе кумыков — 5 тыс., аварцев — 4 тыс., чеченцев — 3 тыс. человек.

 

Чуни

В 1886 году в селе проживало 412 человек. По переписи 2010 года в селе проживало 881 человек. Расположено в 10 км к югу от села Леваши, на реке Барчума на территории нынешнего Лева­шинского района, Республики Дагестан. Заселение этой терри­тории Чунинцами, историки относят к периоду, заселения опу­стошенных земель, после нашествия Тимура. Заселив данную территорию своими людьми, аварские ханы, в последующем заботились и о создании союзнических отношений Чунинцев, с местным даргинским населением. Так, известно из устных при­даний, что село Чуни и Мекеги были, как ныне, такие отношения называют — селами побратимами. Для укрепления этих отноше­ний, аварские ханы, подарили мекегинцам гору с прилегающи­ми землями, где ныне расположено село Верхнее Лабко. По­мимо общностей ремёсел предков, у жителей обеих сел, очень схожи такие черты характера, как искренность и доверительная доброжелательность в общении, особо уважительное отноше­ние к гостям, верность долгу. С 1887 года, село Чуни, входило в даргинский округ, с центром село Кутиша. А с 1922 года, входит в Левашинский район с центром в селении Леваши. В 1938 году в селе была проведена коллективизация. Первый колхоз назвали имени Фрунзе, а с 1956 года — колхоз имени Молотова, который в 1967 году, объединив пять сёл; Уллуая, Эбдалая, Наскент, Цух­да, Чуни, преобразовали в совхоз « Кавказ», который развалил­ся 1990 году вместе с Советским Союзом.

Чунинцы, из-за своего месторасположения, владеют и дар­гинским языком, старшие, хорошо говорят на акушинском и цудахарском диалекте. По периметру села находятся только даргинские села, Убеки, Дитунши Махи, Эбдалая, Цухда, Ду­бри Махи, Гулет, Алихан Махи. У многих в роду мать, бабушка были даргинского происхождения. До ближайшего аварско­го селения Кутиша, более 18 км, до селения Гергебль более 30км, до села Кудали и Салта более 40 км.

 

Чуртах

Село Чуртах — одно из самых высокогорных населённых пунктов Лакского района Дагестана, находится на высоте 2020 метров над уровнем моря. Расположено оно на вос­точном склоне массивной горы по левобережью Казикумух­ского Койсу на расстоянии 6 км от районного центра. По устным преданиям и топонимическим анализам нынешнее расположение селения Чуртах по счёту третье. Первое по­селение в середине I тысячелетия н.э. появилось в местно­сти северного склона горы ВацIилу, недалеко от древнего селения Хуна, где до сих пор сохранились названия мест и участков, упоминающих название Чуртах. По предани­ям Парту-Патима — легендарная героиня освободительных войн времён завоевателя Тамирлана была из того старого Чуртаха. Мемориальный камень по случаю юбилея осво­бождения был положен в 1996 году у ворот школы нынешне­го села Чуртах. Второе поселение Чуртах предположитель­но возникло в силу различных обстоятельств, связанных с освоением новых территорий, действий феодалов-землев­ладельцев, военных ситуаций, природно-климатических воздействий и ряда других причин. Исторически жители с. Чуртах занимались сельским хозяйством, преимуществен­но скотоводством. Кроме того, выращивали зерно, мор­ковь, фасоль, чечевицу. В каждом подворье из 370 хозяйств (по учёту за 1936 год) держали по одной корове, 5-10 овец, на 5 хозяйств приходилось по одной лошади и ослу. Коллек­тивное сельское хозяйство было образовано в 1936 году. Первое переселение состоялось в 1939 году, 74 семьи были переселены в окрестности села Аксай Хасавюртовского района, следующее — в освобожденный по депортации нем­цев хутор Евгеньевка, третье переселение — в 1944 г. в село Алтимирза-Аух, после выселения оттуда чеченцев-акинцев. В результате селение находится в разобщении. Из более 2400 выходцев из с. Чуртах многие друг друга не знают, несколько поколений выросло в различной среде культур. 1886 год. В селении Чуртах было: хозяйств — 117, лошадей — 83, ишаков — 86, рогатого скота — 380, баранов — 1150, в 1914 году в Чуртах проживали 827 человек.