Махачкала –крупный административный, промышленный, научный, учебный и культурный центр Российской Федерации.
24 октября 1857г. Петровское укрепление было официально возведено в ранг города и названо Порт-Петровском, Постановлением Дагревкома от 14 мая 1921г. город был переименован в Махачкалу.
Махачкала – один из живописных приморских городов Кавказа, имеющий своеобразные природные условия и многие полезные для человека факторы – горы, море, минеральные источники и т.д.
Узкая прибрежная полоса, на которой расположен город, занимает выгодное географическое положение. Она была заселена с глубокой древности и играла важную роль в истории края. Об этом свидетельствуют материалы неолитической стоянки, обнаруженной к северу-западу от Махачкалы (местность Тарнаир) и курганы – памятники эпохи бронзы (в районе Кяхулая).
Издавна здесь проходили удобные пути сообщения. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и народов.
Удобные естественно-географические условия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности.
Известно, что в период расцвета Кавказской Албании в ее состав входила и территория занимаемая ныне г.Махачкала. В Албании же по данным античного автора Птоломея существовало 29 крупных населенных пунктов, один из которых находился на территории современной столицы Дагестана.
Как сообщают армянские и арабские авторы в раннем средневековье в районе Махачкалы возник город Семендер – древняя столица Хазарского каганата и важный торговый центр.
По данным местных хроник, ниже Таргу, на берегу моря была расположена крепость Анджи.
Название города Порт-Петровска связано с именем Петра I, который в 1722г. совершил поход, известный в исторической литературе, как Каспийский, Восточный, Персидский. Во время этого похода, за три версты от Тарков, Петр I раскинул свой лагерь, который был обнесен с трех сторон земляным валом и находился на том месте, где ныне расположен город Махачкала. Впоследствии это место было известно под названием Петровская горка.
В период активизации колониальной политики царизма на Восточном Кавказе аул Тарки и прилегающая к нему территория вновь приобрели военно-стратегическое и экономическое значение и в 1821г. на горе Тарки-Тау была сооружена крепость Бурная, которая в 1839г. была упразднена и ее гарнизон переведен в крепость Низовое. Но и это укрепление просуществовало недолго.
В 1844г. на каменной гряде Анджиарка было построено укрепление, названное в часть пребывания Петра I Петровским.
Крепость была построена капитально, а за крепостными стенами разместился ряд зданий. Кроме того были отведены земельные участки для строительства складов провианта, леса и других припасов, поступающих сюда по морю из Астрахани.
Работами по строительству Петровской крепости руководили греческие мастера, а рабочей силой стали царские солдаты.
Рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Дома были построены преимущественно из самана, и лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 улицы, 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.
Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу. Вскоре сюда прислали своих представителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магазины и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.
Местное население Петровскую крепость стало называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость была упразднена и город стал называться Порт -Петровском, горцы называли его Анджи.
При Порт- Петровском укреплении было два рейда: один –казенный, на котором останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей, второй – коммерческий.
Укрепление занимало удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией, была учреждена таможня
В 1851г. территория Петровского укрепления была расширена за счет прилегающих земель. Из Крыма было выписано несколько сот муската и других сортов винограда положивших начало виноградарству в районе Петровского укрепления.
Значение Петровской крепости для местного населения возросло в связи с начавшейся добычей соли на озере, расположенном недалеко от укрепления.
В Петровском укреплении были установлены регулярные базарные дни.
В апреле 1852г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море.
В 1853г. в Петровске была заложена церковь.
24 октября 1857г. было утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». Укрепление Петровское в 1857г. было преобразовано в город.
В январе 1861г. началось строительство порта и в 1869г. было закончено сооружение северного мола и гавани.
Один из современников в 1862г. писал: «Городу Петровску многие предсказывают блестящую будущность основывая это, конечно, на том, что даже без всякой помощи со стороны науки, морская торговля Петровска развивалась сама».
Начальник области объявил о строительстве железной дороги Владикавказ – Петровск — Дербент.
С каждым годом росла морская торговля, особенно она возросла в 1861г., после установления регулярного сообщения с Астраханью, организованного пароходным обществом «Кавказ и Меркурий».
Число судов, прибывающих в Порт-Петровск, постоянно увеличивалось. Только за семь лет, с 1858 по 1864г. по данным петровской карантинно-таможенной заставы, в этот порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купеческих товаров на 6588615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время в Порт- Петровск прибывало более 50 тыс. пудов товаров, а всего за навигацию до 100 тыс. пудов.
Из Порт-Петровского порта отправляли в Баку на судах серу.
Было ввезено в Дагестанскую область различных грузов более 14 млн. пудов и вывезено более 83 млн. пудов.
К этому времени население города возросло до четырех тысяч человек.
В Петровске была открыта аптека. С 60-х-70х годов XIX в., благодаря своему географическому положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухопутных и морских путей сообщения и ряда других факторов, Порт-Петровск стал довольно интенсивно развиваться и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.
Через Порт-Петровск из России промышленные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингушетию, а также в Закавказье. По сравнению с соседними портами, расположенными на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-хгг. XIXв. занимал первое место. Наряду с другими промышленными товарами в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун и металлические изделия, а также лесоматериалы. Из этого региона через Порт-Петровск отправляли в Россию сырье для промышленных предприятий, ремесленные и ювелирные изделия.
Большое значение для установления хозяйственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Петровского шоссе в 1868-1875гг.
В Порт-Петровске первые школы появились позже, чем в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. По свидетельству И.Березина, совершившего в начале 40-х годов XIX века путешествие по Дагестану, в укреплении Низовом действовало училище, в котором обучалось 40 детей с преподавателем – офицером.
В 1869г. по ходатайству «Петровского общества» разрешено было открыть в городе «одноклассное училище грамотности и ремесел», в котором занятия начались в 1870г.
В 1876г. в Петровске уже существовали две частные школы Дегаевой и Смирновой.
Во второй половине 80х-90х годах XIX в. число учеников Порт-Петровской начальной школы заметно возросло. По имеющимся сведениям, в 1891г. в школе обучалось уже 113 человек, а в 1897г., когда школа была преобразована в высшее начальное училище, в нем училось 120 учеников, а в 1899г. – 218 человек.
В 1897г. в Порт-Петровске открылось женское начальное училище.
Первым более или менее значительным производственным предприятием построенным в Порт-Петровске, был пивоваренный завод Фельшау, построенный в 1876г. на базе существовавших квасоварен.
В 1878г. купец Михайлов открыл в Порт-Петровске типографию.
С получением Михайловым представительства писчебумажной фабрики Первушина в г.Вятке на распространение бумаги для всего Северного Кавказа, круг заказчиков постепенно расширялся, увеличились заказы из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска и других городов.
В 1897г. в степи, за городской чертой Петровска, на участке земли, принадлежавшем московскому купцу Решетникову, началось строительство бумагопрядильной и ткацкой фабрики.
В 1898г. в Москве было образовано акционерное общество «Каспийская мануфактура», которое продолжило строительство фабрики. Ее строили русские рабочие мастера, доставленные из России, а также жители селений Тарки, Альбуркент и др.
В ноябре 1899г. на фабрике было начато производство пряжи, но полностью она вступила в строй 1 мая 1900 года.
Фабрика была оснащена новейшими машинами английского производства. 16 прядильных машин приводились в действие тремя электромоторами мощностью в 185 лошадиных сил. Помещение ткацкого отделения в котором было установлено 528 самоткацких станков и работало более 100 рабочих, освещалось 250 электролампочками в 16 свечей каждая. На фабрике были применены все новейшие технические усовершенствования и приспособления по обработке хлопка.
В котельном отделении было установлено пять паровых котлов мощностью в 800 лошадиных сил. Для отопления паровых котлов в 1902г. израсходовали 144 тыс. пудов нефти на 14400 руб. Механическая мастерская, снабженная автоматическими слесарными и токарными станками, представляла «собою образцовое техническое сооружение». При фабрике находились дома для администрации, 8 казарм для семейных, холостых рабочих, лавка, хлебопекарня, небольшая библиотека, баня и первая в истории Дагестана оборудованная больница на 25 коек. В больнице было три палаты, кабинет врача, аптека, операционный стол, ванная и зал для прогулки больных.
Исходное сырье для производства поступало из Средней Азии, Кавказа и Ирана. Готовая продукция вывозилась преимущественно в Иран и Среднюю Азию. В 1901г. на фабрике работало 700 рабочих и служащих. Продолжительность рабочего дня достигала 10,5 часов. Средняя зарплата одного рабочего в день составляла от 60 до 80 коп. В 1902г. из 795 рабочих фабрики мужчин было 503, женщин – 292, русских – 524, дагестанцев – 266.
В России и Европе был большой спрос на красную рыбу и черную икру. Предприниматели юга России взяли в оборот практически все прикаспийское побережье Дагестана. Крупный рыбопромышленник из Астрахани Воробьев, в 1895г. построил в Петровске первый промышленный холодильник на 187 тыс. пудов рыбы стоимостью в 185 тыс. рублей. Он же построил в Петровске бондарный завод. В 1899 Воробьев арендовал озеро Ак-Гель и выпустил туда мальков ценных рыбных пород. В 1900г. добыча сельди в петровских водах по сравнению с 1893г. увеличилась более 20 раз.
Огромным толчком к дальнейшему развитию Порт-Петровска было проведение железнодорожной ветки вдоль плоскостной части Дагестанской области.
В 1879г. наместник Кавказа граф Воронцов – Дашков обратился с письмом об ускорении строительства Петровского отрезка железнодорожного пути. «Осуществление этого рельсового пути в ближайшем будущем, — говорится в архивном документе, — требуется настоятельными стратегическими, административными и экономическими соображениями… сооружение Петровской линии обеспечит положение русской власти в восточной части Кавказа». В апреле 1885г. император России утвердил решение Кабинета министров начать строительство Владикавказско-Петровской железной дороги.
В 1892г. были начаты работы по строительству Владикавказской железной дороги Грозный – Петровск – Дербент – Баку. Пассажирское движение на участке железной дороги от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894г.
Первый поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899г., а постоянное движение на этом участке было открыто 1 апреля 1900г.
Летом 1900г. участок дороги Петровск – Баладжары был включен в прямое сообщение со всеми железными дорогами России.
Со строительством железной дороги значение Порт-Петровска как транспортного узла значительно возросло. В пределах железнодорожной линии было сооружено 10 станций: Чир-юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.
Любопытную картину состояния города дает годовой отчет Петровского городского общественного управления за 1898 год. Город занимал площадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы города освещались 220-ю керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад – 12-ю бензиновыми лампами «Чудо». Воду город получал из двух родников: городского и таркинского. Пожарной команды не было.
В 1898 году превышение смертности над рождаемостью составляло 37 человек, однако за счет 349 приезжих наблюдался прирост населения.
В городе было девять молитвенных домов и храмов разных религий. Существовало семь школ, из них три религиозные, в которых обучалось 242 мальчика и 102 девочки. Из четырех светских школ наивысшее образование давало Николаевское трехклассное училище. Условия обучения в нем были следующие: с ученика в 1-м классе брали 5 рублей, во 2-м классе – 7 р.50к. и в 3-м классе – 10 рублей.
В отчете за 1898 год градоначальник писал: «В городе имеется военно- местный лазарет, два железнодорожных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин». Штатного врача не имелось, а обязанности его, исполнялись врачом тюремного ведомства. «Больницы в городе не имеется и обыватели города, нуждающиеся в госпитальном лечении, имевшие средства, за установленную плату обслуживались в местном военном лазарете и военных госпиталях в городах Владикавказе и Грозном, а беднейший класс населения по отдаленности пунктов военных госпиталей вовсе лишен был этого рода врачебной помощи, а потому желательно и необходимо иметь в городе больницу хотя бы на 12-13 коек».
О социальном положении и занятиях основной массы городского населения отчет сообщает: «Жители Петровска крайне бедного сословия, за исключением лишь нескольких торговцев, имеющих свои капиталы, для поддержания же материального благосостояния занимаются торговлею мануфактурными, галантерейными и др. товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством и др. ремеслами, и изделия свои сбывают на местных базарах… Жители занимаются в незначительности рыболовством.
Существующие ныне на городской земле в общей садовой местности фруктово-виноградные сады занимают пространство земли 45 десятин 1611 саженей… и хотя выгодность этой отрасли жители вполне сознают, но лишены возможности расширить садоводство за отсутствием воды для орошения собственной земли».
Гражданская власть в Порт- Петровске находилась в ведении так называемого городского общественного управления. Такие управления были введены в городах в 1892 году в порядке преобразования городовых положений 1870 года. Круг деятельности городских управлений ограничивался вопросами благоустройства города и выполнением административно-политических функций в пользу государственного аппарата.
Петровское городское управление было организовано в 1896 году и состояло из 12-15 членов, избираемых жителями, обладающими определенным имущественным цензом. Они же избирали городского старосту и его помощника, оно подчинялось Дагестанскому областному по городским делам присутствию. Архивные данные позволяют судить о санитарном состоянии города. К моменту Всероссийской переписи 1897г., население города достигло 8735 человек, и он прочно закрепил за собой второе место среди городов Дагестана.
Таким образом, к концу XIX века г. Порт-Петровск превратился в торгово- промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт.
Сегодня преемница Порт-Петровска – Махачкала столица Дагестана быстрыми темпами строится, ширится и растет.
Расул Гамзатов посвятил столице Дагестана следующие строки
Я люблю твое лицо, Махачкала,
Отраженное в воде каспийской,
Ты, как первая подруга, мне мила,
Что навек мне стала близкой.
Я к домам твоим не в силах скрыть любви,
К этим окнам, к морю обращенным.
Я люблю прямые улицы твои
С шумом их неугомонным.
Уплывают вдаль могучие суда,
Чайки машут белыми крылами,
Днем и ночью пролетают поезда
Между морем и домами.
Милый город на каспийском берегу,
Как сияешь ты красой ночною!
Я в душе тебя навеки сберегу,
Где б я ни был, — ты со мною!
Магомед Гасанов,
Зав.кафедрой истории ДГПУ, профессор