Новации законодательства
Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ в законодательство внесены существенные изменения, направленные на установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.
В частности, в Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внесены изменения, которыми:
— к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму отнесено установление порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта;
— предусмотрена ответственность за неисполнение или нарушение решений региональных антитеррористических комиссий, а также возможность установления административной ответственности как федеральным законом, так и законом субъекта Российской Федерации;
— установлена компетенция органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
— расширен перечень целей, для достижения которых могут приниматься решения о проведении контртеррористических операций (далее – КТО) и введении правового режима КТО. В частности, в соответствии с ранее действовавшим законодательством одной из целей принятия указанных решений являлось выявление и пресечение только террористического акта. В соответствии с внесёнными в закон изменениями они могут приниматься в целях выявления и пресечения также и других преступлений террористической направленности, перечень которых установлен ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» (захват заложника; угон воздушного судна, сопряженный с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой);
— расширен перечень преступлений, пропаганда, оправдание, поддержка или совершение которых запрещены в качестве целей и действий создания или деятельности организаций в Российской Федерации. В число таких преступлений включен акт международного терроризма – новый состав преступления, введённый 06.07.2016 в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Омар Зубаиров,
начальник отдела прокуратуры Республики Дагестан
Ограничения для осужденных
К основным правам человека и гражданина Конституция РФ относит право на жизнь (ст. 20), охрану достоинства личности (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), свободу вероисповедания (ст. 28), право на обращение в государственные органы (ст. 33), право на труд (ст. 37), социальное обеспечение (ст. 39), охрану здоровья (ст. 41), образование (ст. 43) и др. Вместе с тем частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав человека и гражданина. Однако такое ограничение возможно, во-первых, только федеральным законом, а во- вторых, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Перечисленные, а также другие конституционные права граждан в полной мере принадлежат и осужденным. Так, право на жизнь гражданина, отбывающего наказание, защищается в том же объеме и теми же средствами, что и всех других граждан государства. Конституция РФ не содержит каких-либо норм, прямо или косвенно ограничивающих права граждан, в том числе осужденных. Исключение составляет часть 3 ст. 32 Конституции РФ, не допускающая участие осужденных в выборах и лишающая их возможности быть избранными в органы власти.
В то же время ряд прав осужденных ограничен федеральными законами, к которым, в частности, относятся Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ. При этом в ряде законов прямо указывается на ограничение того или иного права осужденного.
Так, уже само по себе назначение наказания в виде лишения свободы в соответствии с УК РФ ограничивает осужденного в реализации его конституционного права свободно передвигаться (ст. 27Конституции РФ). Право на неприкосновенность личности и жилища ограничено статьей 82 УИК РФ. Согласно ей осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску (судебного решения в этом случае не требуется).
Есть и косвенные правоограничения. Например, конституционное право на труд осужденный к наказанию в виде лишения свободы не может реализовать в полной мере. Он не может устроиться на работу по своему выбору или уволиться с работы без разрешения администрации исправительного учреждения. Во- первых, согласно статье 103 УИК РФ каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Во-вторых, условия содержания в местах лишения свободы не позволяют во всех случаях учитывать специальность осужденных, обеспечивать их теми видами работ, на которых они желали бы работать. Тем не менее оплата труда, продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также некоторые другие вопросы, связанные с их трудовой деятельностью, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде — так, как и для всех других граждан (ст. 104 УИК РФ).
Статья 103 УИК РФ в полной мере соответствует международно-правовым актам. В минимальных стандартных правилах обращения с заключенными установлено, что «все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями». Международный пакт «О гражданских и политических правах» не рассматривает обязательный труд осужденных как вид принудительного труда.
Осужденные не могут в полной мере реализовать также и другое свое конституционное право — на получение высшего образования (в очной форме), поскольку вследствие вынесенного приговора они обязаны постоянно находиться на территории исправительного учреждения и физически не в состоянии ежедневно присутствовать на занятиях и выполнять другие обязанности студентов. При этом возможности получить высшее образование, обучаясь заочно или дистанционным методом, осужденные не лишены.
Достаточно часто помилование, условно-досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства понимается как право осужденного. В то же время ни в Конституции РФ, ни в других законах не закреплено право осужденных на помилование, условно- досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства.
В соответствии с частью 3 ст. 50 Конституции РФ осужденные имеют право не на помилование, а на просьбу о помиловании. Решение вопроса о применении помилования, согласно статье 89 Конституции РФ, находится в исключительной компетенции Президента РФ.
Если же администрация исправительного учреждения по каким-либо причинам не направляет в соответствующие инстанции ходатайство осужденного о помиловании и другие необходимые для рассмотрения этого вопроса документы, это будет нарушением его конституционного права осужденного просить о помиловании. Такие действия осужденный может обжаловать в установленном порядке.
Аналогичным образом вопрос об условно-досрочном освобождении находится в исключительной компетенции суда (ст. 79 УК РФ), который при наличии указанных в законе оснований может принять решение о досрочном освобождении осужденного. Однако суд может и отказать в удовлетворении этого ходатайства, если придет к выводу о том, что для своего исправления осужденный нуждается в дальнейшем отбывании наказания.
Если же администрация в установленный законом срок не направит ходатайство осужденного об условно- досрочном освобождении в суд, то налицо нарушение не права на условно- досрочное освобождение, а установленного законом порядка подачи ходатайства. К нарушениям требований закона относится и составление ходатайствующей об условно-досрочном освобождении администрацией исправительного учреждения характеристики на осужденного, не соответствующей его действительному поведению. В данном случае осужденный вправе обжаловать действия администрации.
Направление осужденных в исправительные учреждения, удаленные от места их жительства, помимо смены привычного климата, обстановки, существенно затрудняет возможность свиданий с родственниками, адвокатами и др. Однако это не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении определенных условий. Так, часть 2 ст. 73 УИК РФ предписывает направлять осужденного в исправительное учреждение соответствующего вида в пределах региона его проживания. Если размещение в данном исправительном учреждении невозможно, то осужденный направляется в тот субъект Российской Федерации, где необходимые возможности имеются.
В рассмотренных, а также некоторых других случаях речь идет не о правах, а о так называемых законных интересах осужденных. В отличие от прав, принадлежащих осужденным по рождению или в силу закона и соблюдение которых является прямой обязанностью государства, должностных лиц и граждан, законный интерес — это желание (стремление) осужденного воспользоваться важными, значимыми для него благами: освободиться условно-досрочно или по помилованию, отбывать наказание по месту жительства, проживать в период отбывания наказания за пределами исправительного учреждения и др. Эти блага должны быть обязательно зафиксированы в законе.
Даже при соблюдении осужденным всех формальных, установленных законом условий, администрация исправительного учреждения или суд вправе не предоставить осужденному желаемое им благо, и это не может расцениваться как нарушение закона.
К законным интересам также относятся: изменение вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, перевод осужденных в более льготные условия содержания (ст. 87 УИК РФ), предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ), меры поощрения и некоторые другие.
Помимо общих (конституционных) прав, у осужденных имеются и специальные права, присущие только им и вытекающие из уголовно-исполнительного законодательства. Это права на психологическую помощь, вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения, свидания, прогулки (ст. ст. 12, 89,93 УИК РФ) и др.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений занимают особое место в регулировании уголовно-правовых правоотношений. Это предопределяется тем, что законом (ст. 82 УИК РФ) им делегировано установление в исправительных учреждениях норм поведения как осужденных, так и персонала колоний. В связи с этим, а также с учетом содержательной стороны наказания в виде лишения свободы запреты, установленные Правилами, на употребление алкоголя, иметь при себе оружие, паспорт, деньги, ценные вещи, игральные карты и другое не могут рассматриваться как ограничения прав осужденных, установленных не федеральным законом, а Приказом Минюста России.
Азим Караев,
помощник прокурора Республики Дагестан
Занятые безработные
Прокуратурой Советского района г.Махачкалы проведена проверка законности получения гражданами, проживающими на территории района ежемесячной денежной выплаты, зарегистрированными в качестве безработных в ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «город Махачкала» (далее — ГКУ РД ЦЗН в МО «город Махачкала»).
Так, в ходе проверки установлено, что 5 граждан встали на учет в качестве безработных в ГКУ РД ЦЗН в МО «город Махачкала», при этом являясь индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве таковых в налоговой инспекции.
По результатам проверки прокуратурой района вынесено 5 постановлений о направлении материалов проверки в Отдел дознания отдела полиции Советского района УМВД России по г.Махачкале для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ.
По всем материалам возбуждены уголовные дела, ход расследования которых прокуратурой района взят на контроль.
Ренат Джамалдинов,
помощник прокурора Советского района Махачкалы
Соблюдать правовые нормы
В соответствии со ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанном здании или сооружении.
Данные правила применяются и при отчуждении доли по договору мены.
При продаже своей доли продавец обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
По смыслу правовой нормы обязанность продавца по уведомлению других участников долевой собственности о продаже своей доли считается исполненной с момента доставки адресатам соответствующего сообщения.
Необходимо обратить внимание на то, что в данном случае важно не только желание других участников долевой собственности воспользоваться своим преимущественным правом, но и подтверждение своей платежеспособности.
В случае, если участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение 10 дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.
Кроме того, с 01.01.2017 вступили в законную силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
При нарушении продавцом преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение 3 месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
При предъявлении иска о переводе прав и обязанностей покупателя в связи с нарушением преимущественного права покупки истец обязан внести на банковский счет управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации уплаченную покупателем сумму, сборы и пошлины, а также другие суммы, подлежащие выплате покупателю в возмещение понесенных им при покупке доли в праве собственности необходимых расходов.
Такое внесение денежных средств, в случае удовлетворения иска, способствует своевременному исполнению судебного решения.
Соблюдение перечисленных норм действующего законодательства, гарантирует защиту прав и законных интересов участников долевой собственности.
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Административные правонарушения
Прокуратура Кировского района города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что директорами частных охранных предприятий ООО «ЧОО ЭСО» и ООО «Охранное предприятие» приняты на работу по трудовым договорам бывшие государственные служащие, ранее проходившие службу в ОП по Кировскому району города Махачкалы.
При этом в нарушение требований закона о заключении трудовых договоров с гражданами, ранее замещавшими должности государственной службы, они не сообщили в десятидневный срок работодателю по последнему месту их службы.
В связи с этим, по результатам проверки в отношении указанных организаций возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).
Светозар Омаров,
прокурор Кировского района Махачкалы
Приняты два правовых акта
И.о. прокурора Ленинского района г. Махачкалы принял участие в 17 сессии Собрания депутатов внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы» первого созыва, на котором рассматривались инициативные предложения прокурора в соответствии со ст.9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» – ««О порядке на-значения и проведения опроса граждан во внутригородском районе «Ленинский район» города Махачкалы» и «О порядке назначения, проведения и полномочиях собрания граждан во внутригородском районе «Ленинский район» города Махачкалы».
Депутаты единогласно проголосовали за принятие вышеуказанных нормативных правовых актов.
Курбан Курбанов,
и.о. прокурора Ленинского района Махачкалы
Новые услуги МФЦ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 755 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
С 1 февраля 2017 года на многофункциональные центры возлагается обязанность по предоставлению государственных услуг, оказываемых Министерством внутренних дел Российской Федерации, по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (в части выдачи российских национальных водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений), а также выдаче справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Незаконное предпринимательство
Кировский районный суд города Махачкалы вынес приговор в отношении местного жителя. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).
Как установлено в судебном заседании, мужчина осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность – строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие регистрации в качестве предпринимателя, без получения лицензии и иной разрешительной документации.
С учетом позиции государственного обвинителя прокуратуры города Махачкалы, суд назначил виновному наказание в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей.
****
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности.
Установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою предпринимательскую деятельность в виде розничной продажи лекарственных средств в отсутствие лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности.
В связи, с этим прокуратура в отношении нарушителя возбудила административное производство по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), которое направлено в Арбитражный суд РД для рассмотрения по существу.
Кроме того, прокуратура в Ленинский районный суд города Махачкалы направила исковое заявление о приостановлении фармацевтической деятельности до получения лицензии.
Предоставление муниципа льных услуг
Прокуратура города Махачкалы провела проверку по обращениям ГАУ «МФЦ по РД» по Советскому и Ленинскому районам города.
В ходе проверки установлены факты нарушения должностными лицами Управления по делам архивов и Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Махачкалы сроков предоставления муниципальных услуг.
По результатам проверки прокуратура возбудила 28 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 2.8 КоАП РД (нарушение порядка предоставления муниципальных услуг).
Также в адрес главы города Махачкалы внесено представление об устранении нарушений закона.
Завышенные цены
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения муниципальным казенным учреждением «Махачкалапродукт» обязательств по исполненным муниципальным контрактам.
В ходе проверки установлены факты приобретения у поставщиков, в том числе аффилированных с руководством МКУ «Махачкалапродукт», по заключенным контрактам продуктов питания по завышенным ценам, исходя из средних потребительских цен на продовольственные товары в республике, установленные Федеральной службой государственной статистики Республики Дагестан. Общая сумма завышения цен продуктов питания превысила 43,2 млн. рублей.
Материалы проверки по данному факту прокуратура направила в следственные органы для рассмотрения вопроса об уголовном преследовании по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Пособник НВФ
Кировский районный суд города Махачкалы вынес приговор в отношении Р. Абдулаева. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33 – ч. 2 ст. 208 (пособничество участию в вооруженных формированиях, не предусмотренных федеральным законом), ч. 1 ст. 222 (незаконный оборот оружия) и ч. 1 ст. 222.1 УК РФ (незаконный оборот взрывных устройств).
Установлено, что в 2014 году Абдулаев оказывал пособничество члену незаконного вооруженного формирования «Махачкалинская». В частности, по поручению последнего Абдулаев хранил по месту своего жительства взрывное устройство, огнестрельное оружие и боеприпасы.
Согласившись с позицией государственного обвинителя прокуратуры Кировского района города Махачкалы, суд назначил Абдулаеву наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и 6 месяцев в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 1 год и штрафом в размере 30 тысяч рублей.
Рустам Мусаев,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Похищение
4 октября 2016г. в отношении жителя г.Махачкалы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.126 УК РФ, .
Проведенным расследованием по уголовному делу установлено, что 3 октября 2016г., в 17 часов 10 минут, обвиняемый, находясь во дворе дома №21 по проспекту Петра-I г.Махачкалы, угрожая распространением позорящих потерпевшею сведений, заставил её выйти к нему на встречу. Затем, угрожая применением насилия, усадил её в автомобиль, и сразу тронулся с места. После попытки потерпевшей выпрыгнуть из автомобиля он остановился, перезарядил пистолет и поставил его возле себя, пригрозив при этом ей «Попробуй только выйти отсюда!». В пути следования обвиняемый был задержан сотрудниками полиции, несущими службу на КПП «Джемикентсткий», а потерпевшая освобождена.
27 марта 2017г. прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы было утверждено обвинительное заключение по уголовному делу и оно было направлено в Ленинский районный суд г.Махачкалы
Абдурахман Пирбудагов,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
Разрешение не выдавалось
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства на земельном участке №121, расположенном в микрорайоне М-2 Приморского жилого района в г.Махачкале.
Установлено, что постановлением администрации г.Махачкалы от 7 июня 2006г. №1058 разрешено строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Между тем, проверка показала, что в установленном законом порядке разрешение на строительство указанного объекта Управлением архитектурно- строительного надзора администрации города Махачкалы не выдавалось.
В связи с этим, прокурором района 21 марта 2017г. в Ленинский районный суд г.Махачкалы направлено исковое заявление о запрете строительных работ на вышеназванных земельных участках до устранения требований градостроительного законодательства.
Кроме того, в отношении застройщика вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу в Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан.
Арслан Гафуров,
помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
Без лицензий и безопасности
Прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы по плану работы на 1 полугодие 2017г. проводится проверка исполнения законодательства о лицензировании, антитеррористической защищенности объектов, пожарной безопасности на автогазозаправочных станциях, расположенных на территории Ленинского района г.Махачкалы.
По результатам проверки автогазозаправочных станций «Ликойл» и «ТНК», расположенных по пр. Насрутдинова, «Ликойл» — в Степном поселке, «Астра» — по ул. И.Казака, «Гулкаспий» — по ул. Петра 1, «ОМВ», «Согрнефть», АГЗС «Ecopetrole» — по ул. А.Султана на предмет соблюдения требований вышеназванного законодательства направлены в Ленинский районный суд г.Махачкалы 2 исковых заявления о приостановлении деятельности до устранения нарушений требований законодательства о лицензировании, 1 иск — о приостановлении деятельности до приведения осуществляемой предпринимательской деятельности в соответствии с налоговым законодательством, 3 иска — о приостановлении деятельности до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В отношении руководителей вышеназванных автогазозаправочных станций возбуждены 3 производства об административном правонарушении по ч.1 и ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности без государ¬ственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), 6 производств об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности).
Хизригаджи Арсланалиев,
помощник прокурора Ленинского района Махачкалы