«Голоса белых журавлей»

Под таким названием в галерее Дома поэзии в Махачкале откры­лась выставка актуального искус­ства. В экспозицию вошли живо­пись, графика, инсталляции, фото и видео одиннадцати молодых ху­дожников из Москвы, Дагестана, Северной Осетии – Алании, Чечни и Краснодарского края.

Приурочена она к фестивалю «Дни Белых журавлей». Отметим, что Гамза­товские «Дни Белых журавлей» – это дань глубокого уважения памяти выдаю­щегося дагестанского поэта, благодар­ность воинам, погибшим на полях сра­жений. Проводимые в Дагестане еже­годно Гамзатовские дни стали всерос­сийским национальным днем памяти и международным праздником поэзии.

Как рассказала один из курато­ров выставки Екатерина Дидковская, одиннадцать авторов создали свои живописные, графические и аудио-ви­зуальные произведения, подтвердив, что для нового поколения образ белых журавлей по-прежнему важен, всё так же тревожит художников и заставляет их создавать работы, используя язык актуального искусства.

«Большие живописные полотна на выставке представили художники из Владикавказа – это «Небо» Карины Batso и «Донбас» Виктории Гагиевой. Карина Batso изобразила бескрайнее небо с парящими в нем птицами, где ведут борьбу белые облака и темные тучи, а Виктория, постаравшаяся пере­дать в своей работе чувства, которые испытывает человек, теряя в войне близких, говорит, что «Журавли» Расу­ла Гамзатова дают нам, оставшимся в живых, скорбную надежду и утешение.

В графических листах махачкалин­ских художников Джаннет Ибрагимо­вой и Магомеда Сагидаева ощущается их постоянное нахождение в даге­станском художественном контексте: работа Магомеда является прямой иллюстрацией знаменитого стихот­ворения Расула Гамзатова, а Джаннет создала портрет великого поэта, не­отъемлемой частью композиции, ко­торого являются силуэты журавлей», — отметила она.

Сильнейшее впечатление произ­водит серия Дзерассы Гаглоевой из Цхинвала «Музы мира», где в ее узна­ваемой графической манере изобра­жены дети – жертвы войн с большими, полными боли глазами эти знакомые каждому орнаментальные элементы еще раз подчеркивают, что война – об­щечеловеческое горе. «В моих рабо­тах нет какого-то одного определенно­го творческого метода или стилистики, каждая работа не похожа на предыду­щую, это получается само собой… То, что я пишу — не надумано, это образы, возникающие в голове, они легки для восприятия, в них нет какого-то глубо­кого смысла и мне это нравится, я по­лучаю удовольствие, когда пишу их… Возможно они детские, но это то, что мне сейчас нужно, это как дать воз­можность высказаться подростку, у которого в силу некоторых причин не было этой возможности раньше…».

Серию черно-белых фотографий «Обелиск», где запечатлены послед­ствия войны в Чечне представила Та­мара Тайсумова из Грозного. Силуэты разрушенных домов на почти белом небе пугают даже больше, когда мы за­мечаем маленькую фигуру человека, стоящего на руинах. Серию фотогра­фий и инсталляцию создал махачкали­нец Шамиль Ахмед. Его лозунг «Я не хочу быть журавлем» кажется простым только на первый взгляд, но при внима­тельном рассмотрении работы мы на­ходим гораздо больше смыслов, вло­женных автором в его произведение.

«В экспозицию вошли сразу три разноплановые работы еще одного куратора проекта, художника Мусы Гайворонского из Каспийска. Если де­ревянный автомат, смотрящий в небо, на фотографии «Богоборец» мы и мог­ли видеть на более ранних выставках, а в инсталляции «7 дней мира и 1 день войны» из семи расписанных гильз и одной пули безошибочно угадывается его авторский стиль, то аудио-инстал­ляция «Вагон № …» стала совершенно новым произведением, чье создание было подсказано особенностями по­мещения галереи Дома поэзии, где проходит выставка. Маленькое техни­ческое помещение в центре зала стало темным вагоном, где слышен только стук колес поезда, уносящего челове­ка туда, откуда он едва ли вернется: депортация, ссылка, репрессии, кон­цлагеря, Освенцим, ГУЛАГ – вот сло­ва, которые сам автор называет, опи­сывая свою работу, сравнивая поезд с шумным призраком, перевозящим души из мира живых в мир мертвых», — добавила Дидковская.

На выставке представлена и инстал­ляция «Журавли» Артура Голякова из Краснодара. Несколько сотен белых бумажных журавлей расположились на полу галереи и полностью оправдали задумку художника. К созданию этой работы Артура подтолкнул один из па­мятников, рассказывающий очень лич­ную историю о погибших на фронте, испорченный стараниями чиновников, пожелавших «привести его в порядок» к памятной дате. Автор напоминает нам, что память и уважение не терпят пафоса, а проявляются во внимании к мелочам, окружающим нас, в простом человеческом отношении друг к другу.

Выставка «Голоса белых журавлей», по­лучилась насыщенной смыслами, заставляющей еще раз задуматься о том, что значит для нас мир и по­этическое слово, для многих и многих поколений закрепившее в памяти воз­вышенный и сакральный образ белых журавлей.

Рамина Насреддинова

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статья
Следующая статья«Горянка» – не забыта