Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Ратлуб

Сельсовет в селе Ратлуб Шамильского района Дагестана образован Декретом ВЦИК от 20.0I.I92I г. в составе Тилитль- Гидатлинского участка, Гунибского округа.

Постановлением Президиума Верховного Совета ДАССР от I0.08.I945 г. и 8.02.I947 г. село в связи с депортацией населе­ния было ликвидировано, а территория была присоединена к Ругелдинскому сельсовету. Вновь село было образован по Указу ПВС ДАССР от I8 декабря I957 г.

Слово (Ратлуб) в переводе с аварского языка означает «Земля», и название поселению дали за то, что территори­ально площадь села была огромна. Ратлуб является одним из горных сел Шамильского района.

В селении имеется свой язык, он идентичен ахвахскому языку, но у ратлубцев имеются свои характерные адаты. Село было основано в XIII- XV в.в. До XVIII века ратлубцы входили в Ахвахское вольное общество. В XVIII веке гидатлинцы дали рат­лубцам земли Битлину. Такое дарение было возможно лишь за счет общих земель всего Гидатлинского союза обществ. Согласно этому соглашению ратлубцев отторгали от Ахваха и превращали в союзников Гидатля. Действительно, жители села Ратлуб и жители шести селений Гидатлинского общества за­ключили настоящее соглашение, чтобы объединится как бы в один джамаат и действовать едино во всех делах. Так, после XVIII века ратлубцы вошли в гидатлинское общество. Со вре­мен Шамиля село подвергалось многочисленным нашествиям. Было очень много притязаний на Ратлубские земли.

В ХIХ веке на них претендовали хучадинцы Гидатлинского общества. В связи с этим дословно переводится письмо има­ма Шамиля решившего этот спор в пользу селения Ратлуб. Письмо указывает границы земель, а также является свиде­тельством посредников в пользу жителей села. «Моему люби­мому брату наибу Нурмухамету привет, приказываю отвратить жителей селения Хучада от их притязаний к аулу по поводу владения землей со стороны ущелья обращенного в сторону Ригьиба, до Цуриба». В этом свидетельствовали алим Муха­мад из Ахваха, алим Омар из Цекоба, алим из Урада Батыр и таким образом стало явным, что все эти названные террито­рии являются собственостью Ратлуба. Таким образом в XIX веке, приблизительно I260 году Хиджры, Ратлуб был отделен от Гидатлинского общества.

В настоящее время в селении проживают 170 хозяйств — где насчитывается 800 человек.

 

Рахата

В высокогорном Ботлихском районе Дагестана, в селе Ра­хата делали и продолжают делать лучшие в мире бурки. Село расположено у подножья южного склона Андийского хребта. О происхождении названия села есть версия, что когда-то на этом месте был густой лес с высокими стройными деревьями. Основатели села при строительстве первых домов из этого леса брали круглые бревна, балки. Отсюда и название — «Ра­хата» — место, откуда брали бревна.

Для изготовления бурок, прежде всего, берут шерсть овец, отличающуюся особой волокнистостью, упругостью, густо­той. Шерсть расчесывают на «чесалках» и подставках с двумя рядами острых, как иглы кованных гвоздей. Потом шерсть от­бивают на тетиве больших луков, чтобы осталась самая длин­ная. Расчесанную шерсть аккуратно в три слоя укладывают на тонкий брезент 4-х угольной формы, обрызгивая горячей водой. После этого 3-4 женщины целый час сворачивают и разворачивают брезент локтями, пока шерсть не сваляется. Валяние — самая трудоемкая часть работы. В основе всего производственного цикла лежит принцип скрепления волос шерсти между собой, которое и достигается путем прессова­ния шерсти.

Свалянную шерсть еще раз сбрызгивают горячей водой, закатывают в брезент и выносят во двор.

Здесь ее бросают на низкий просторный стол, мнут, бьют, расчесывают два часа подряд. Затем ее несут к реке, где за свою работу принимается мойщик. Высохший войлок бро­сают в огромный чан с кипящей краской. Войлок опять моют, сушат и обрызгивают горячей водой, в которую добавлен клей, чтобы начес блестел и слипался длинными красивыми прядями. В результате такой последовательной, кропотливой работы из шерсти получается войлок. Заканчивает шерсть свой путь в пошивочном цехе, где войлок кроят, пришивают подкладку. Здесь, собственно, войлочное полотно превраща­ется в бурку. Рахатинские бурки знают в Испании, в Китае и даже на Кубе. Бурочные полотна поставляются в Ставрополь­ский, Краснодарский, Красноярский края. Рахатинским бу­рочным полотном красноярские геологи в холодной Сибири утепляют свои палатки, а также используют его для изготов­ления обуви.

 

Риквани

Селение Риквани Ботлихского района Дагестана — обычный горный аул. Рикванинцы придерживаются горских обычаев, адатов своих предков. Характер х односельчан отличается твердостью, прямолинейностью, непоколебимостью в своих решениях.

Риквани расположено у подножия величавого памятника природы — горы Бахарган, которая, как человек, зорко наблю­дает за происходящим во всех селах Андийской котловины.

Риквани расположено выше всех сел Андийского участка. Природа подарила рикванинцам умеренный климат, альпий­ские и субальпийские луга, ковры цветов, изобилие другой растительности.

Рикванинцы говорят на собственном рикванинском языке, относящемся к аваро-андо-цезской группе дагестано-нах­ской ветви иберийско-кавказской языковой семьи.

Хребет Бахарган, ограждая собой от северных ветров, смягчает климат в Риквани. Бахарган имел также идеологи­ческое значение, так как на его вершине было расположе­но культовое место, одно из крупных исламских святилищ в горной части Дагестана. По просьбе жителей окрестных сел приезжающих на зиярат, расположенный на горе, вся про­тяженность тропы к нему отремонтирована и на сегодня уже спокойно можно и подниматься вверх и спускаться вниз. Зима в верхнем Риквани суровая. Температура иногда доходит до – минус 35 гр. Тем не менее паломников из разных республик ,районов и городов здесь всегда много. Перевал Буцрах — один из высочайших перевалов в нагорном Дагестане высо­той 3250 метров над уровнем моря.

С селения Риквани открывается вид на обширные и даль­ние просторы Нагорного Дагестана вплоть до Главного Кав­казского хребта, который андийцы называют “анзолгъунадул ” (в переводе: “снежные холмы”), ночью видны Белоканские села Грузии. На востоке в безоблачный день вырисовывают­ся западные скаты Хунзахского плато (расстояние около 60 км). Это значит, что, несмотря на котлованообразную форму, Андия не “заключена” в горах, а высоко вынесена на южные склоны самого северного параллельного Андийского хребта, что дает ощущение исключительного простора, свободы и красоты, открывающейся для взора.

 

Рича

Село расположено в Агульском районе Дагестана. Cуществование крупного населенного пункта Рича еще в Х в. подтверждают письменные источники, устные народные пре­дания и археологические данные. Оно несомненно носило признаки территориально-тухумной-соседской общины по своей общественно-хозяйственной структуре. Вполне воз­можно, селение Рича выступало к моменту прихода арабов в Дагестан как политический центр, объединяющий вокруг себя близлежащие поселения.

Согласно преданиям, селение образовалось путем объеди­нения того, что осталось от двух больших раннесредневеко­вых городищ Сарфун и ДамхIал xIоьр и двух небольших посе­лений Судайхъал xIоьр и Кума.

Средневековое поселение Сарфун было расположено у подножия одноименной горы, в излучине двух небольших рек. Поселение находилось на пути древнейшего торгового пути, который связывал Южный Дагестан с Северным.

Другое разрушенное поселение — ДамхIал хIоьр — расположе­но в 5 км. от современного селения Рича. Оно располагалось на господствующей над окружающей местностью высоте и могло контролировать участок древнейшей торгово-стратеги­ческой магистрали. Судя по строительным остаткам, поселе­ние занимало довольно обширную площадь. Здесь встречает­ся большое количество разнообразных фрагментов керамики, которая исключительно богато орнаментирована. В культурных слоях поселения видны многочисленные следы пожаров в виде вкраплений угольков, а также обожженной глины. По преда­нию, поселение погибло во время пожара, и существовало оно еще раньше современного аула Рича. Происхождение послед­него связывается с поздними историческими событиями. Од­нако есть все основания полагать, что населенные пункты Рича, ДамхIал хIоьр, Сарфун существовали одновременно, образуя территориальный союз. О раннем бытовании Рича свидетель­ствуют эпиграфические надписи ХIII в. и письменный источник Х в. — местная хроника «История Абу-Муслима».

Селение Рича, занимая важное стратегическое и удобное географическое положение стало быстро расти и преврати­лось за короткий срок в один из крупных населенных пунктов в Южном Дагестане. В XI-XII вв. в нем была построена большая мечеть, которая сохранилась и поныне, а в XIII в., согласно ку­фической надписи, правитель его был «наделен особой титу­латурой, свойственной восточным правителям и феодалам».